Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.
«
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования
«Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
за 2015-2016 учебный год
Реализация плана работы над темой самообразования:
1.Информационно-аналитический этап: в ходе решения задач этапа были изучена и проанализирована методическая литература по данной теме:
Начальная школа. - 2005. - № 4.
Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. - Речь, 2006.
Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех - К.: Знания, 2007.
Гаспарова Е. Эмоции ребенка дошкольного возраста в игре// Дошкольное воспитание.-2010-№10.
Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2009. - № 37.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.,2012.
Повьякель Н. Психодиагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста : навч.-метод. пособ./ Н. Повьякель. - К.: НПУ им. М.П. Драгоманова, „Полиграф-Центр, 2010.
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс,2009.
Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Ч. Щукина. - М.: Книга, 2007.
Проведена диагностико-аналитическая деятельность: подобраны методики на выявление уровня развития познавательных психических процессов и уровня эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: мониторинг познавательной сферы, методика на внимание, мышление, память, воображение, проективные рисуночные тесты – «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Кактус», «Дом, дерево, человек».
Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику уровня познавательной и эмоциональной сферы детей. Все результаты взаимно дополняют друг друга, что позволило получить более полное представление об эмоциональной и познавательной сфере детей дошкольного возраста.
Произведен анализ компетентности педагогов и родителей по данной теме самообразования.
На основе полеченных результатов диагностики были выделены положительные и проблемные зоны, определены направления деятельности:
- Создание картотеки музыки (музыкатерапия) и сказкатерапевтических рассказов (сказкатерапия);
- Создание коррекционно-развивающих занятий на социально-эмоциональную сферу старших дошкольников;
- Создание развивающей программы на познавательные психические процессы;
- Создание картотеки игр на эмоциональную сферу;
- Создание картотеки игр на познавательную сферу;
-Создание комплекса развивающих игр «песочная полянка» для детей младшего дошкольного возраста;
- Создание минуток релаксации, положительных психологических настроев;
-Создание комплекса развивающей среды на развитие тактильных ощущений;
- Изготовление разрезных картинок «Эмоции»;
- Создание игр на развитие мелкой моторики рук;
- Организация благоприятной эмоциональной среды в группах детского сада;
- Консультирование педагогов и родителей по данной теме.
2.Организационно-содержательный этап: для реализации этапа были разработаны планы деятельности по данному направлению, с учетом положительных и проблемных зон.
Были достигнуты следующие результаты:
-пополнение игровым и дидактическим материалом, для реализации целей и задач выбранной темы;
- создана и пополняема методическая среда: методическая литература по данной тематике, банк технологий и методик по развитию познавательной и эмоциональной сферы, картотека игр, направленных на эмоциональную сферу, мелкую моторику, тактильные ощущения, релаксацию.
- создан и пополняем банк консультативных материалов для педагогов и родителей: психолого-педагогические консультации, информации для стенда, папок-передвижек для наглядной информации родителям, сведения о признаках агрессивного поведения ребенка, методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения, рекомендации по снижению уровня агрессивности;
- составлен план взаимодействия с родителями на учебный год с учетом годового планирования деятельности образовательного учреждения;
- создан и пополняется банк материалов по изучению запросов родителей и их мнения по отдельным вопросам агрессивности детей в условиях семьи;
- внедрены в деятельность технологии коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной и познавательной сферы: подвижные игры, игры на снижения психического и мышечного напряжения, игры и упражнения на снижение тревожности, игры на тактильные ощущения, дидактические игры, игры развивающие, направленные на развитие внимание, мышления, памяти, воображения;
- проведен всемирный день здоровья «Будь внимателен» на развитие внимания;
- разработана стендовая консультация «Песочная терапия»;
- разработаны методические рекомендации «Как победить застенчивость»;
- постоянное отслеживание уровня познавательного развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
Посещение методических мероприятий:
- районный семинар-практикум для педагогов ДОУ, выступление на тему: «Песочная поляна» - комплекс развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста;
- районный семинар-практикум для педагогов ДОУ, выступление на тему: «Коррекционно-развивающая работа социально-эмоциональной сферы старших дошкольников»;
- республиканский семинар-практикум для студентов, выступление на тему: «Психологические особенности детей с нарушениями речи»;
- республиканский семинар-практикум для слушателей курсов повышения квалификации, тренинг с педагогами на тему: «Развитие позитивной коммуникативной сферы, как основы взаимодействия педагога с детьми»;
- всероссийская конференция для представителей разного уровня образовательных организаций, выступление в рамках круглого стола с темой: «Специфика эмоционального развития детей с особенностями психосоциального развития».
Участие в профессиональных конкурсах:
-всероссийский конкурс сетевого издания Педразвития «Кладовая знаний педагога ДОУ», (Диплом 1 степени);
- районный конкурс «Ученый совенок», (Участие);
- всероссийская викторина сетевого издания Педразвития «Скоро в школу», (Диплом 1 степени);
-всероссийский конкурс Центра выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи «Забавные отпечатки» (Участие);
- всероссийский интеллектуальный конкурс интернет-портала «Радуния» в номинации «По сказочным дорожкам», (Диплом 1 степени);
- всероссийский конкурс Центра гражданских и молодежных инициатив «Идея» в номинации «Наш чудесный детский сад – это радость для ребят!» представлен конспект занятия «Путешествие в песочную страну», (Диплом 2 степени)
3.Обобщающий этап
В ходе этапа были подведены итоги работы по теме, проанализированы положительные и проблемные моменты, оформлены результаты работы по теме самообразования.
Положительный опыт распространен на уровне дошкольного образовательного учреждения в рамках педагогических советов, семинаров и консультаций, в ходе деятельности школы молодого специалиста, публикаций в сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409669-1393064465.jpg)
Программа работы педагога – психолога Федоровой Е.А. по развитию эмоциональной сферы у детей старшей группы ДОУ
Цель программы: развитие эмоциональной сферы у детей старшей группы ДОУ....
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635843-1432118230.jpg)
План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год
План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-923987-1494577368.jpg)
Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»
Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-1026927-1522500664.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».
Пояснительная записка. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-404220-1392294458.jpg)
Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместн...