Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
консультация на тему
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
Очень часто, стремясь «ПОДГОТОВИТЬ ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т.д. То сть, ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма.
ФГОС дошкольного образования направлен на реализацию продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Что значит "деятельность"? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ребенка происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через « ворота детской игры».
Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики
Д.Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».
Резервы развития скрытые в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям:
- Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение со взрослым,
- Для ребенка с 1 до 3 лет - это действия с предметами и процессуальная игра,
- Для ребенка с 3 до 7 лет - ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность … (виды деятельности – ФГОС)
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:
- творческая активность,
-инициативность,
- уверенность в себе,
- доверие и уважение к окружающим,
- произвольность,
- умственные и познавательные способности и пр.
Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
При этом невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:
-метод проектов,
-ТРИЗ,
-мнемотехника,
-технология критического мышления
-технология «Ситуация»,
-«Сказки фиолетового леса»(развивающие игры В.В.Воскобовича) и другие.
Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие.
К сожалении, все эти технологии применяются в работе эпизодически, нет учебно - методического комплекта, разработанного для ежедневной работы.
Деятельностный подход к образованию предполагает
- наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
- наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить),
- умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.
Воспитание и образование - это прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с изучения себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Нужно учить детей не столько решать примеры и задачи, сколько ясно выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой. Такую возможность предоставляет системно-деятельностный подход в образовании дошкольников.
Суть системно-действенного подхода в образовании:
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай мне сделать самому - и я пойму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...
Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...
Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...
Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье раскрыты основные моменты введения ФГОС...
«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».
Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...