Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"
методическая разработка по теме

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного

тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Н.Э., Кочетова И.Б.,

 «Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного

тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».

Современный мир выдвигает достаточно сложные и жесткие требования к нынешнему подрастающему  поколению. Насколько гармонично дети войдут  в этот мир, как они в нем адаптируются, во многом будет зависеть от педагогов.

В последнее время с введением ФГОС заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования.  Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его  потребностей, развитию способностей. Уже в раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, они начинают  овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 

Американский психолог Глен  Доман, основатель института развития человеческого потенциала,  выяснил, что развитие клеток головного мозга  к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на 90%. Исходя из этих  данных,   можно сделать вывод:  чем раньше начать целенаправленную, систематическую  работу с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения, тем больше ребенок  накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.

Ранний возраст -  период  интенсивного развития:  речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде.  Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша на  данном возрастном этапе развитии и в  будущем.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются различные модели развивающей деятельности, представляющие собой целостную систему. Цель этой системы  состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой -  обеспечивает  достаточно высокий, уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.

Построение  системы  деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми раннего возраста и реализацию его через комплексно-тематическое планирование познавательного и речевого развитие предполагает интеграцию образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Ведущая цель, выдвигаемая Федеральными государственными стандартами дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Основными задачами педагогов ДОУ является:

  • создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
  • организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является  сензитивным периодом для развития речи.
  • формирование личностных качеств и целевых ориентиров при реализации познавательного и речевого направлений развития.

Все  направления развития по ФГОС непосредственно связаны с познавательным и речевым развитием, т.к. речь является основным видом  взаимодействия людей в процессе общения, средством познания, инструментом мышления  и движущей силой психического развития каждого человека.

Решению задач познавательного и речевого направления ФГОС  дошкольного образования  способствует построение  соответствующим образом воспитательно-образовательного  процесса.

В нашем ГБОУ компенсирующего вида  воспитательно-образовательный процесс строится с учетом специфики учреждения и контингента воспитанников, их индивидуальных возможностей и возрастных особенностей, социального заказа родителей, при этом обеспечивая  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Образовательный процесс осуществляется в соответствии  с ФГОС дошкольного образования на основе комплексно-тематического принципа планирования, учитывающего интеграцию образовательных областей, что  дает возможность решать поставленные цели и задачи  в соответствии с реализуемыми программами: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, 2005 г. («От рождения до школы», Москва, 2011г), «Основная общеобразовательная программа ГБОУ начальной школы-детского сада № 662».

 Реализуя принципы системности, последовательности, повторности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование по разделам «Познавательное и речевое развитие». В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, а также взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проектирование  образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для всестороннего развития детей, стимулирования  интереса к познанию, расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми:

  •  непосредственно организованную образовательную деятельность,
  •  совместную деятельность взрослого с ребенком и индивидуальную работу,
  •  самостоятельную деятельность ребенка  в предметно-развивающем пространстве группы.

Суть тематического планирования при организации непосредственно образовательной деятельности заключается  в следующем:

  •  Выбирается центральная тема месяца (возможно 1-2 темы). Она первоначально рассматривается на «занятиях»  по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи.
  •  Все остальные «игры-занятия» (лепка, рисование, конструирование  и др.) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.
  •  На каждом последующем  «занятии»  дается повторение темы, знания  по теме уточняются и закрепляются.
  •  Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.

При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация предметно-развивающей среды, имеющей свои особенности в группах  детей раннего возраста.

Оснащение уголков строится с соблюдением требований к организации развивающей среды в группах раннего возраста и  учетом принципов, таких как: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, информативность среды, стабильность и динамичность, целостность образовательного процесса.

Дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым,  т.о. совершенствуются  восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.

Известно, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие, т.к. выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления будущей личности ребёнка.

Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с ребенком предусматривает большие возможности  общения на равных, позволяет малышу самостоятельно действовать с привлекшими его внимание игровыми  материалами, т.о. среда становится средством передачи социального опыта.

Для организации совместной со взрослым  и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста  создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная, зона двигательной активности, отдыха, ряженья. Поэтому необходимо предусмотреть:

  • место для игр с дидактическими игрушками,  игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)
  • место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),
  • место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),
  • место для игр с куклами (уголок ролевых игр),
  • место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),
  • место для рассматривания книг (книжный уголок),
  • уголок «ряжения»,
  • уголок театрализованной и музыкальной деятельности,
  • уголок природы,
  • уголок уединения.

Содержание предметно-развивающей среды меняется в соответствии с запланированной темой, отражается в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития.

Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от  того, как педагоги организуют предметно-игровую среду. Игрушки-персонажи, куклы разных размеров, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски и одежда для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. становятся привлекательными, доставляющими  радость и удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная деятельность со взрослым станет в дальнейшей  стимулом  активной самостоятельной  игровой деятельности.

Главным условием перерастания стереотипных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия в случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение.

В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки общения со своими сверстниками и взрослыми.

Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, т.о. обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Педагоги или родители вместе с детьми своими руками изготавливают  бусы из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т.д.) при этом дети нанизывают детали на ниточки. Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся  новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.

Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в группе  имеются различные материалы и оборудование: воротца для подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания, корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки, каталки, игрушки-двигатели, спортивный инвентарь, которые дети с удовольствием используют. Это способствует развитию основных видов движений и координации под умелым руководством педагогов.

Сенсорно-познавательная зона имеет особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки, втулочки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего» развития. Мячи и шарики, различные по цвету помещаются в пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.

В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости которых наполняются песком и водой.  Для игр подбирают совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует активизации познавательного интереса. Здесь можно проводить элементарные игры - исследования с использованием шариков, ниток, пуговиц, камешков, кусочков пробки, т.о. происходит познание свойств  предметов, расширение словаря, развитие речи и психических процессов.

Музыкальный уголок – место для  развития слухового восприятия и внимания. Необходимо создавать условия для действий со звучащими игрушками и музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчики, балалаечка. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., формируют у малышей умение прислушиваться.

В этом возрасте используются несколько видов театров: пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление, злость. Педагог организует общение по содержанию сказок, используя  игры с речевым сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными движениями персонажей.  

Поддерживая интерес  и воспитывая бережное отношение детей к живой природе,  педагоги организуют совместное наблюдение за объектами уголка природы и трудом взрослых по уходу за растениями, в результате  дети усваивают название и значение действий,  выполняемых педагогом, т.о. закладываются основы экологической культуры. 

Уголок уединения. Здесь ребенок может спокойно отдохнуть, прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую игрушку, полистать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи. Малыши могут с воспитателем  рассматривать книжку с картинками, слушать любимые сказки.

Т.о.  при  рациональном  построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием  у детей раннего возраста появляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирования, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.

Руководство взрослого заключается в решении задач целенаправленного планирования и организации деятельности детей в течение дня.  Находясь в состоянии  активной деятельности, дети не замечают то, что их чему-то учат. В совместной деятельности педагог выступает в роли помощника, организатора и партнера, учитывая  возрастные особенности детей раннего возраста такие как: 

  • Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами.
  • Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.
  • Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.
  • Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.
  • Подражательность, лёгкая внушаемость. 
  • Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной  памяти и наглядно-действенного мышления.

Решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая  деятельность  должна быть  связана с каким-либо событием из личного опыта, предусматривать чередование разнообразной двигательной и умственной деятельности, направленной на удовлетворение основных потребностей.

В работе  с детьми 2-3 лет по познавательно-речевому развитию целесообразно использовать  следующие формы совместной деятельности:

  • сопровождение действий словами и побуждение  к проговариванию,              
  • искусственное непонимание ребенка,
  • активизирующее общение,
  • наблюдение реальных событий, объектов,
  • слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций;
  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек;
  • разговор с персонажем,
  • игры-забавы и игры-хороводы;
  • игры на развитие моторики рук;
  • дидактические игры и упражнения;
  • бытовые и игровые ситуации;
  • элементарное экспериментирование
  • наблюдение в природе.

Примерное содержание совместной деятельности  с детьми 2-3 лет представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Формы совместной деятельности

Виды совместной работы с детьми и способы мотивации

сопровождение действий словами и побуждение  к проговариванию

  • Параллельный разговор. Педагоги описывают все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт.
  • Побуждение к повторению слов, фраз за воспитателем.
  • Мотивация к действию с предметами и объектами.

искусственное непонимание ребенка

  • Неточное выполнение просьбы ребенка, активизирующее речевые возможные и  высказывания малыша.

активизирующее общение

  • Эмоционально окрашенное общение в совместных играх.
  • Создание игровых ситуаций для общения с персонажами, игрушками и т.п.
  • Диалог педагога с игрушкой.
  • Поручения.
  • Вопросы.

наблюдение реальных событий, объектов

  • Ситуативные разговоры по поводу непосредственно воспринимаемых событий и объектов
  • Создание ситуации для  диалога.
  • Сюрпризные моменты, вызывающие положительные эмоции, интерес и желание взаимодействовать.

слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций

  • Чтение с использованием ярких красочных картинок, побуждение к самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказыванию стихов, потешек  наизусть.
  • Совместное проговаривание стихов, фраз и т.п.
  • Чтение потешки  в сочетании с движениями

инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек

  • Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых.
  • Показ настольного и пальчикового театра с побуждением к пению, договариванию, диалогу.
  • Музыкальные игры, попевки, игра  на музыкальных инструментах, элементарные танцевальные движения с подпеванием.
  • Внесение привлекательной атрибутики
  • Имитация движений

разговор с персонажем

  • Ведение диалога с персонажем
  • Взрослый как бы ведет разговор с самим собой о том, что видит, слышит, думает, чувствует.

игры-забавы и игры-хороводы

  • Использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок, музыкальных произведений
  • Совместные игры с заводными, движущимися игрушками

игры на развитие моторики рук

  • Прибаутки и игры с пальчиками, руками
  • Рисование пальчиковыми красками.
  • Лепка и разминание пластилина
  • Нанизывание крупных бус, шариков.
  • Застегивание  пуговиц, крючков, молний, липучек.
  • Конструирование

дидактические игры и упражнения

  • Игры с  материалами дидактического уголка: вкладыши, коробки, втулки, мозаика, кубики….
  • Игры на развитие анализаторов: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус

бытовые и игровые ситуации

  • Сюжетно-отобразительные игры
  • Ролевые действия и ролевые игры: мама, врач, шофер.
  • Наблюдения окружающего
  • Общение  в режимных моментах

элементарное экспериментирова-

ние

  • Игры с водой, песком
  • Игры на выявление свойств  предметов и материалов, с  красками, бумагой 
  • Игры на развитие анализаторов: слух, осязание

наблюдение в природе

  • Наблюдение за трудом в природе:  за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими растениями и т.д.
  • Элементарные трудовые поручения: собрать листочки, камешки, природный материал.
  • Поделки из песка, снега.

Таким образом, реализуя  принцип  комплексно-тематического планирования познавательного и речевого развития, предусматривающего организацию предметно-развивающей среды,  интеграцию образовательных областей и организацию различных видов  деятельности  с учетом возрастных особенностей и возможностей  детей от 2 до 3 лет педагоги обеспечивают системно-деятельностного подход, отражающий вариативные формы работы с детьми раннего  возраста на этапе введения ФГОС дошкольного образования при реализации ООПДО ГБОУ начальной школы-детского сада № 662.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
  2.  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,  Москва, 2005 г.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы М.А.Васильевой,  Т.С. Комаровой, М,  Мозайка - Синтез, 2011 г.
  4. Алямовская  В. «Ясли это серьёзно» М, Линка – Пресс, 1999 г.
  5. Дёмина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего дошкольного возраста» Творческий центр, М, 2009 г.
  6. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» М, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...

«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».

Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....

Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При так...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...