Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"
методическая разработка по теме
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного
тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_n.e._realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podkhoda.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Н.Э., Кочетова И.Б.,
«Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного
тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)».
Современный мир выдвигает достаточно сложные и жесткие требования к нынешнему подрастающему поколению. Насколько гармонично дети войдут в этот мир, как они в нем адаптируются, во многом будет зависеть от педагогов.
В последнее время с введением ФГОС заданы новые ориентиры развития системы дошкольного образования. Особое внимание уделяется обеспечению интересов каждого ребенка, удовлетворению его потребностей, развитию способностей. Уже в раннем возрасте у детей закладываются такие фундаментальные личностные образования, как доверие к людям, интерес к окружающему миру, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, они начинают овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Американский психолог Глен Доман, основатель института развития человеческого потенциала, выяснил, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, к шести-семи годам на 90%. Исходя из этих данных, можно сделать вывод: чем раньше начать целенаправленную, систематическую работу с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения, тем больше ребенок накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.
Ранний возраст - период интенсивного развития: речи, сенсорики, движений, накопления социального опыта, который ребенок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной насыщенной среде. Непосредственное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми благотворно влияет на развитие и успешную самореализацию малыша на данном возрастном этапе развитии и в будущем.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях создаются различные модели развивающей деятельности, представляющие собой целостную систему. Цель этой системы состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, который с одной стороны отвечает, требованиям государственного стандарта, с другой - обеспечивает достаточно высокий, уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка.
Построение системы деятельностного подхода, отражающего различные формы работы с детьми раннего возраста и реализацию его через комплексно-тематическое планирование познавательного и речевого развитие предполагает интеграцию образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ведущая цель, выдвигаемая Федеральными государственными стандартами дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.
Основными задачами педагогов ДОУ является:
- создание условий для сопровождения развития каждого ребенка;
- организация интересной, содержательной, развивающей деятельности с учетом закономерностей развития детей раннего возраста, так как данный возраст является сензитивным периодом для развития речи.
- формирование личностных качеств и целевых ориентиров при реализации познавательного и речевого направлений развития.
Все направления развития по ФГОС непосредственно связаны с познавательным и речевым развитием, т.к. речь является основным видом взаимодействия людей в процессе общения, средством познания, инструментом мышления и движущей силой психического развития каждого человека.
Решению задач познавательного и речевого направления ФГОС дошкольного образования способствует построение соответствующим образом воспитательно-образовательного процесса.
В нашем ГБОУ компенсирующего вида воспитательно-образовательный процесс строится с учетом специфики учреждения и контингента воспитанников, их индивидуальных возможностей и возрастных особенностей, социального заказа родителей, при этом обеспечивая единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе комплексно-тематического принципа планирования, учитывающего интеграцию образовательных областей, что дает возможность решать поставленные цели и задачи в соответствии с реализуемыми программами: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, 2005 г. («От рождения до школы», Москва, 2011г), «Основная общеобразовательная программа ГБОУ начальной школы-детского сада № 662».
Реализуя принципы системности, последовательности, повторности в учреждении разработано комплексно-тематическое планирование по разделам «Познавательное и речевое развитие». В его структуре отражается образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, а также взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проектирование образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для всестороннего развития детей, стимулирования интереса к познанию, расширения и углубления представлений об окружающем мире, учитывая принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В тематическом планировании предусматриваются все формы организации образовательной деятельности с детьми:
- непосредственно организованную образовательную деятельность,
- совместную деятельность взрослого с ребенком и индивидуальную работу,
- самостоятельную деятельность ребенка в предметно-развивающем пространстве группы.
Суть тематического планирования при организации непосредственно образовательной деятельности заключается в следующем:
- Выбирается центральная тема месяца (возможно 1-2 темы). Она первоначально рассматривается на «занятиях» по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
- Все остальные «игры-занятия» (лепка, рисование, конструирование и др.) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней.
- На каждом последующем «занятии» дается повторение темы, знания по теме уточняются и закрепляются.
- Родителям предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних игр, проведению наблюдений, домашнему чтению детям.
При комплексно-тематическом планировании обязательно предусматривается организация предметно-развивающей среды, имеющей свои особенности в группах детей раннего возраста.
Оснащение уголков строится с соблюдением требований к организации развивающей среды в группах раннего возраста и учетом принципов, таких как: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, информативность среды, стабильность и динамичность, целостность образовательного процесса.
Дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, т.о. совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Первые знания об окружающем мире складываются у ребенка в процессе освоения им близлежащего пространства. Поэтому в группе раннего возраста не должно быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление помещений должно быть продумано и рационально организовано. Подбор предметов и игрушек в уголках должен быть обусловлен задачами воспитания детей данного возраста. Активизируют деятельность ребенка яркие игрушки на полочках, предметы, находящиеся в ближайшем доступном окружении.
Известно, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие, т.к. выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления будущей личности ребёнка.
Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с ребенком предусматривает большие возможности общения на равных, позволяет малышу самостоятельно действовать с привлекшими его внимание игровыми материалами, т.о. среда становится средством передачи социального опыта.
Для организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка в группах раннего возраста создаются следующие зоны: игровая, сенсорно-познавательная, зона двигательной активности, отдыха, ряженья. Поэтому необходимо предусмотреть:
- место для игр с дидактическими игрушками, игр по сенсорному воспитанию (дидактический уголок)
- место для игр с двигателями и специальное оборудование для развития движений (уголок развития движений),
- место игр со строительным материалом, а также с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства (уголок конструктивной деятельности),
- место для игр с куклами (уголок ролевых игр),
- место для игр с песком и водой (уголок экспериментирования),
- место для рассматривания книг (книжный уголок),
- уголок «ряжения»,
- уголок театрализованной и музыкальной деятельности,
- уголок природы,
- уголок уединения.
Содержание предметно-развивающей среды меняется в соответствии с запланированной темой, отражается в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития.
Самостоятельная игра ребенка третьего года жизни во многом зависит от того, как педагоги организуют предметно-игровую среду. Игрушки-персонажи, куклы разных размеров, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски и одежда для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. становятся привлекательными, доставляющими радость и удовольствие детям, если педагог познакомит малышей со способами их использования, вовлечет в совместную игровую деятельность. Совместная деятельность со взрослым станет в дальнейшей стимулом активной самостоятельной игровой деятельности.
Главным условием перерастания стереотипных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия в случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью. Это возможно делать через драматизацию, разговор от имени других персонажей, ролевое общение.
В группах раннего возраста необходимо иметь по нескольку одинаковых игрушек, что позволяет малышам играть вместе и формировать навыки общения со своими сверстниками и взрослыми.
Уголок ряженья - один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Дети смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, веночки, ленточки, шляпки, фартучки. Воспитатели побуждают детей к воспроизведению элементов бытовой деятельности, т.о. обогащают игровой опыт, стимулируют речевое общение. Педагоги или родители вместе с детьми своими руками изготавливают бусы из различного материала (киндер-сюрприз, цветные шарики, палочки из фломастеров и т.д.) при этом дети нанизывают детали на ниточки. Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты, которые обыгрываются в различных вариантах и ситуациях.
Одной из основных потребностей ребенка третьего года жизни является потребность в движениях. Для организации двигательной деятельности в группе имеются различные материалы и оборудование: воротца для подлезания, тоннели, сухой бассейн с шариками, бревно для перелезания, корзины с мячами, обручи, цветные ленточки, крупные машины, тележки, каталки, игрушки-двигатели, спортивный инвентарь, которые дети с удовольствием используют. Это способствует развитию основных видов движений и координации под умелым руководством педагогов.
Сенсорно-познавательная зона имеет особое значение для всестороннего развития детей третьего года жизни, так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте.
Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, мелкой моторики, развития речи в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, такими как кубы-вкладыши, конструкторы разных размеров, цветные колпачки, втулочки, пирамидки, матрешки, грибочки различными по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Малышам предлагаются пирамидки различной сложности, матрешки из двух-трех кукол, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Подбираются предметы, контрастные по одному из признаков, сходные по другим в соответствии с «актуальным уровнем» развития каждого ребенка и перспективой на «зону ближайшего» развития. Мячи и шарики, различные по цвету помещаются в пластмассовые емкости четырех основных цветов. Малышам предлагается собрать шарики в «нужную емкость». Далее подбираются шары одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, мягкие и помещаются в привлекательные для детей емкости уже знакомых им основных цветов. Разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию зрительного и тактильного восприятия ребенка.
В уголке экспериментирования оборудованы отдельные столики, емкости которых наполняются песком и водой. Для игр подбирают совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др. Перед началом игр детям надеваются непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает много положительных эмоций, что способствует активизации познавательного интереса. Здесь можно проводить элементарные игры - исследования с использованием шариков, ниток, пуговиц, камешков, кусочков пробки, т.о. происходит познание свойств предметов, расширение словаря, развитие речи и психических процессов.
Музыкальный уголок – место для развития слухового восприятия и внимания. Необходимо создавать условия для действий со звучащими игрушками и музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчики, балалаечка. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., формируют у малышей умение прислушиваться.
В этом возрасте используются несколько видов театров: пальчиковый, би-ба-бо, на фланелеграфе. Дети получают удовольствие от встречи с персонажами сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», а сказочные герои помогают понять эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление, злость. Педагог организует общение по содержанию сказок, используя игры с речевым сопровождением, игры-имитации со звукоподражанием и характерными движениями персонажей.
Поддерживая интерес и воспитывая бережное отношение детей к живой природе, педагоги организуют совместное наблюдение за объектами уголка природы и трудом взрослых по уходу за растениями, в результате дети усваивают название и значение действий, выполняемых педагогом, т.о. закладываются основы экологической культуры.
Уголок уединения. Здесь ребенок может спокойно отдохнуть, прилечь или посидеть на мягком диване с подушками, обнять любимую игрушку, полистать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи. Малыши могут с воспитателем рассматривать книжку с картинками, слушать любимые сказки.
Т.о. при рациональном построении развивающей среды в соответствии с комплексно-тематическим планированием у детей раннего возраста появляются многочисленные возможности для практической деятельности, экспериментирования, развития познавательных способностей, усвоения речевых норм и способов общения под умелым руководством воспитателя.
Руководство взрослого заключается в решении задач целенаправленного планирования и организации деятельности детей в течение дня. Находясь в состоянии активной деятельности, дети не замечают то, что их чему-то учат. В совместной деятельности педагог выступает в роли помощника, организатора и партнера, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста такие как:
- Стремление к познанию окружающего мира, желание активно действовать с предметами.
- Трудности сосредоточения на однообразной деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.
- Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.
- Поведение ребенка раннего возраста часто ситуативное и импульсивное.
- Подражательность, лёгкая внушаемость.
- Преобладание зрительно-эмоциональной, непроизвольной памяти и наглядно-действенного мышления.
Решая задачи развития речи детей раннего возраста, необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть связана с каким-либо событием из личного опыта, предусматривать чередование разнообразной двигательной и умственной деятельности, направленной на удовлетворение основных потребностей.
В работе с детьми 2-3 лет по познавательно-речевому развитию целесообразно использовать следующие формы совместной деятельности:
- сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию,
- искусственное непонимание ребенка,
- активизирующее общение,
- наблюдение реальных событий, объектов,
- слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций;
- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек;
- разговор с персонажем,
- игры-забавы и игры-хороводы;
- игры на развитие моторики рук;
- дидактические игры и упражнения;
- бытовые и игровые ситуации;
- элементарное экспериментирование
- наблюдение в природе.
Примерное содержание совместной деятельности с детьми 2-3 лет представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Формы совместной деятельности | Виды совместной работы с детьми и способы мотивации |
сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию |
|
искусственное непонимание ребенка |
|
активизирующее общение |
|
наблюдение реальных событий, объектов |
|
слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций |
|
инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек |
|
разговор с персонажем |
|
игры-забавы и игры-хороводы |
|
игры на развитие моторики рук |
|
дидактические игры и упражнения |
|
бытовые и игровые ситуации |
|
элементарное экспериментирова- ние |
|
наблюдение в природе |
|
Таким образом, реализуя принцип комплексно-тематического планирования познавательного и речевого развития, предусматривающего организацию предметно-развивающей среды, интеграцию образовательных областей и организацию различных видов деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей от 2 до 3 лет педагоги обеспечивают системно-деятельностного подход, отражающий вариативные формы работы с детьми раннего возраста на этапе введения ФГОС дошкольного образования при реализации ООПДО ГБОУ начальной школы-детского сада № 662.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва, 2005 г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, М, Мозайка - Синтез, 2011 г.
- Алямовская В. «Ясли это серьёзно» М, Линка – Пресс, 1999 г.
- Дёмина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего дошкольного возраста» Творческий центр, М, 2009 г.
- Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» М, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...
Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...
Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье раскрыты основные моменты введения ФГОС...
«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».
Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При так...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...