Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме
Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе на этапе введения ФГОС дошкольного образования при реализации ООПДО ГБОУ начальной школы-детского сада № 662. Дано описание планирования лексических тем и последовательности обучения грамоте в работе учителя-логопеда на год с учетом особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с ЗПР.
Рассматриваются способы мотивации детей 6-7 лет с ЗПР к познавательной деятельности: широкое применение игровых приемов, использование сюрпризных моментов, персонажей сказок и мультфильмов, просьба о помощи от лица героя, поручения, создание проблемных ситуаций, применение ИКТ и электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе.
Методическая разработка раскрывает вопрос использования различных видов деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ЗПР, применения дидактического материала по обучению грамоте и развитию речи, пособий, дидактических игр .
Игры и упражнения взяты из арсенала учителей-логопедов-практиков и методической литературы, преобразованы, дополнены, систематизированы и адаптированы для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. В данной работе отражено оснащение среды, ориентированной на уровень развития, привлекательной, дающей возможность ребенку проявить свою самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx | 55.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с ЗПР (6-7 лет).
Подготовка дошкольников с ЗПР к усвоению навыков чтения и письма.
Содержание:
- Особенности развития речи познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.
- Адекватность целей, задач и содержания коррекционно-образовательной деятельности возрасту детей.
- Способы мотивации детей с ЗПР к обучению грамоте и познавательно-речевой деятельности.
- Стимулирующее воздействие развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения возможности совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Реализации системно-деятельностного подхода в работе с детьми с ЗПР на логопедических занятиях по обучению грамоте.
- Тиражируемость и технологичность представленных методических разработок
1. Особенности развития речи и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, не достигает нужного уровня готовности к школьному обучению. Известно, что дети с ЗПР имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Важно отметить, что низкая познавательная активность детей с ЗПР создает значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР.
Учителя-логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
- Адекватность целей, задач и содержания коррекционно-образовательной деятельности возрасту детей.
В норме на шестом году жизни ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания.
На седьмом году жизни ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие точной дифференцировки (например: звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), определять место заданного звука в слове, устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова.
Дети с ЗПР на седьмом году жизни или не владеют навыками фонематического анализа и синтеза вообще, или усвоили самые элементарные: выделение первого гласного звука, иногда подбор слов на заданный гласный.
Нарушения внимания, плохая память, низкий уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию логопедической помощи дошкольникам с ЗПР.
Поэтому, чтобы подготовить этих детей к успешному обучению чтению и письму, необходима систематическая коррекционная работа по развитию фонематического восприятия.
Исходя из выше сказанного, на логопедических занятиях по обучению грамоте с детьми подготовительного возраста в группах с ЗПР ставится цель, в ходе реализации которой решаются конкретные задачи.
Цель: подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.
Для достижения этой цели проводится систематическая работа, в ходе которой решаются следующие задачи:
- Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,
- Знакомить с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твёрдые и мягкие согласные», «звонкие и глухие согласные»;
- Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
- Дать понятия «слог», «слово», «предложение»;
- Тренировать навыки слогового анализа, знакомя со словами разной слоговой структуры и разными типами слогов;
- Обучать навыкам анализа и синтеза предложений: умению составлять предложения по картинкам, выделять предлог на фоне предложения, составлять схему предложения и предложение по схеме.
Знакомство с каждым звуком и буквой русского языка происходит в определённой последовательности. План работы по обучению грамоте на год представлен в таблице 1.
Таблица 1
Месяц | Неделя | Звук/буква Звуко-буквенный анализ |
Сентябрь | 3 | Речевые и неречевые звуки. Звук [У] и буква У. |
4 | Звук [У] и буква У. Звук [А] и буква А. | |
Октябрь | 1 | Звук [А] и буква А. Звук [О] и буква О. |
2 | Звук [О] и буква О. Звук [И] и буква И. | |
3 | Звук [И] и буква И. Звуки и буквы А,О,У,И. Закрепление и дифференциация. | |
4 | Звук [Ы] и буква Ы. Дифференциация Ы – И. | |
Ноябрь | 1 | Звук [Э] и буква Э. |
2 | Звук [М] -[М’] и буква М. | |
3 | Звук [П] - [П’] и буква П. Звук [Б] - [Б’] и буква Б. | |
4 | Дифференциация [Б] - [П] | |
Декабрь | 1 | Звук [К] - [К’] и буква К. Звук [Г] - [Г’]и буква Г. |
2 | Дифференциация [Г] - [К] | |
3 | Звук [Х] - [Х’] и буква Х. | |
4 | Звук [Н] - [Н’] и буква Н. | |
Январь | 1 | |
2 | Звук [В] - [В’] и буква В. Звук [Ф] - [Ф’] и буква Ф. | |
3 | Дифференциация [В] - [Ф] | |
4 | Звук [Д] - [Д’]и буква Д. | |
Февраль | 1 | Звук [Т] - [Т’] и буква Т. |
2 | Дифференциация [Д] - [Т] | |
3 | Звук [С] - [С’] и буква С. Звук [З] - [З’] и буква З | |
4 | Дифференциация [С] - [З] | |
Март | 1 | Звук [Ц] и буква Ц. Дифференциация [С] - [Ц] |
2 | Звук [Ш] и буква Ш. Звук [Ж] и буква Ж. | |
3 | Дифференциация [Ж] - [Ш] | |
4 | Дифференциация [С] - [Ш]. Дифференциация [З] - [Ж] | |
Апрель | 1 | Звук [Ч] и буква Ч. Дифференциация [Ч] - [Т’] |
2 | Звук [Щ] и буква Щ. Дифференциация [Ч] - [Щ] | |
3 | Дифференциация [Ш] - [Щ]. Дифференциация букв Ш и Щ. | |
4 | Дифференциация [Щ] - [С’]. Звук [Й] и буква Й. | |
Май | 1 | Звук [Л] - [Л’] и буква Л. Звук [Р] - [Р’] и буква Р. |
2 | Дифференциация [Р] - [Л]. | |
3 | Повторение и закрепление. Игры со звуками и буквами. | |
4 | Повторение и закрепление. Игры со звуками и буквами. |
Параллельно решаются задачи по обогащению словаря детей, знаний и представлений об окружающем мире, развитию внимания, памяти, мышления, координации речи с движением, так как коррекционная работа на логопедических занятиях по обучению грамоте лишь звено в цепи системной работы всех специалистов, решающих проблемы развития детей с ЗПР. Тематическое планирование лексических тем представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Месяц | Неделя | Лексические темы группы К-5 | Лексические темы группы К-4 |
Сентябрь | 3 | Овощи. Огород. Сбор урожая. | Фрукты. Сад. Сбор урожая. |
4 | Откуда хлеб пришёл. | От зерна до булочки | |
Октябрь | 1 | Золотая осень. Фрукты. Сад. Сбор урожая. | Золотая осень. Деревья и кустарники. |
2 | Лес. Деревья(лиственные). Дары леса (грибы, ягоды). | Дары леса (грибы, ягоды). | |
3 | Птицы: домашние и перелётные. | ||
4 | Кухня. Посуда. Продукты питания. | ||
Ноябрь | 1 | Поздняя осень. Одежда, головные уборы, обувь. | |
2 | Домашние и дикие животные. Подготовка животных к зиме. | Домашние животные. | |
3 | Диалоги о спорте и физкультуре. Виды спорта. | Дикие животные. Подготовка животных к зиме. | |
4 | Русская народная игрушка. | Человек. Части тела. | |
Декабрь | 1 | Зима. Изменения в природе, зимние забавы. | |
2 | Зимующие птицы. | ||
3 | Квартира, мебель. | ||
4 | Новый год. Новогодние игрушки. | ||
Январь | 2 | Зима. Зимние забавы. | |
3 | Животные жарких стран. Животные севера. | ||
4 | Бытовые приборы. Инструменты. | Физкультура и спорт. Виды спорта. | |
Февраль | 1 | Транспорт. Виды транспорта. | |
2 | ПДД. Дорожные знаки. | ||
3 | День защитника отечества. Мужские профессии. | ||
4 | Школа. Школьные принадлежности. | ||
Март | 1 | Ранняя весна. Весенние сельскохозяйственные работы. | |
2 | Женский день. Женские профессии. | ||
3 | Комнатные растения. | Бытовые приборы. Инструменты. | |
4 | Книжная страна. Неделя детской книги. | ||
Апрель | 1 | Весна. Растения и животные. | |
2 | Космос. День космонавтики. Пасха. | ||
3 | Рыбы. Морские и аквариумные. | ||
4 | Человек. Части тела. | Комнатные растения | |
Май | 1 | Поздняя весна. Насекомые. | Весна. Первоцветы. |
2 | Наша родина – Россия. День победы. | ||
3 | День города. Наш город – Кронштадт. | ||
4 | Цветы. | Насекомые. |
- Способы мотивации детей с ЗПР к обучению грамоте и познавательно-речевой деятельности.
В норме в старшем дошкольном возрасте у детей должен произойти плавный переход от одного вида ведущей деятельности к другому, т.е. от игровой к учебной.
У детей с ЗПР такого перехода в этом возрасте не происходит, и длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах, даже более сложные формы игровой деятельности (игры с правилами, запретами) часто им недоступны. Поэтому коррекционно-образовательная работа строится на использовании ведущих мотивов общения детей (игровых, личностных, деловых), основными приёмами можно назвать следующие:
- игровые приёмы;
- создание проблемных ситуаций;
- смена партнёров по общению;
- принятие ребёнком на себя роли «педагога», который обучает детей правильно и чётко проговаривать определённый звук, или обучает правилам новой игры и является ведущим этой игры.
Побуждение к совместной деятельности появляется благодаря потребности узнать что-то новое, чему-то научиться, т.е. появлению особых видов мотивов – познавательных, и потребности в признании педагогом, сверстниками, эмоциональной поддержке, т.е. личностных. Например, дошкольникам доступны такие простые виды игровых упражнений, как разгадывание загадок. После разгадывания загадок, педагог стимулирует детей к творчеству, придумыванию своих вариантов загадок.
В системе коррекционной работы по развитию познавательно-речевой деятельности обучению детей грамоте, следует придерживаться следующих условий:
- Организация познавательной деятельности, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
- Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
- Следует стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
- Содержание заданий должно быть трудным, но посильным, ориентированным на «зону ближайшего развития».
- Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем более он интересен для него.
- Учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
- Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.
Для активизации познавательной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по обучению грамоте, логопед применяет следующие способы повышения интереса:
- Использование героев, таких как Слыш и Буковка, которые присутствуют на каждом занятии по обучению грамоте (идея взята из книги И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме»):
а) задания от лица героев Слыша и Буковки;
б) чтение детям историй о персонажах, в которой они знакомятся сначала со звуком, потом с буквой (истории представлены в той же книге, либо сочиняются учителем-логопедом по аналогии);
в) проблемная ситуация, решая которую дети самостоятельно догадываются с каким звуком и буквой мы будем играть.
- Включение персонажей всем известных сказок и мультфильмов, в том числе героев современных мультфильмов «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики». Разработка тематических сюжетных занятий по мотивам этих мультфильмов.
- Использование элементов театрализации – куклы на ладошку, которые «приходят» к детям со своей проблемой, задачей, загадкой.
- Использование игровой мотивации. Для каждого занятия нужно продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Для формирования навыков элементарного анализа и синтеза у детей с ЗПР необходимы множественные повторения одних и тех же действий, конечно, здесь главным средством мотивации является игра - игра дидактическая. Для того, чтобы детям не надоело в неё играть, одна и та же игра «одевается в разные визуальные одежды».
Например:
а) для определения примерного места звука в слове используется игра «Где спрятался звук?» (в основе полоска из трёх квадратов, если звук в начале слова, кладём красный кружок/синий (зелёный) квадратик на первый квадрат, если звук в середине слова – на средний квадрат, в конце – на последний).
Как известно, дети с ЗПР, плохо ориентируются в пространстве, поэтому такие полоски для определения примерного места звука в слове, приклеиваются на изображения животных, птиц, предметов и т.д., которые помогают детям сориентироваться, где начало слова (голова), а где конец (хвост).
Выбор изображений для конкретного занятия осуществляется в рамках системного подхода, в соответствии с лексической темой, над которой на данной неделе работают все специалисты группы. Например, тема «Осень». Примерное место звука в слове определяется с помощью раздаточного материала в виде осенних листочков. Тема «Птицы» - в гости прилетает дятел, тема «Транспорт» – приезжает автобус.
б) для закрепления навыка деления слов на слоги используются игры:
- «Поезд» (распределяются по нужным вагонам картинки, в названиях которых одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова, дети ориентируются на место вагона, в первом вагоне односложные слова, во втором – двухсложные и т.д.);
- «Отправим посылки» (распределяются по нужным посылкам картинки, в названиях которых одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова, дети ориентируются на черточки на посылках);
- «Ракеты» (распределяются по нужным ракетам картинки, в названиях которых одно-, двух-, трёх-, четырёхсложные слова, дети ориентируются на количество иллюминаторов) и т.д.
- Использование нетрадиционных материалов: печатание букв на манной крупе, выкладывание букв из фасоли и т.д.
- Использование различных видов обобщающих занятий: путешествия по карте, по любимым сказкам и мультфильмам, по городу, поход в цирк, приглашение в гости, занятие-сказка, популярная телевизионная игра, телевизионная передача и т.д.
- Смена различных видов деятельности на занятии (двигательной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения).
- Переключение на другой тип восприятия информации (зрительный, слуховой, тактильный).
- Применение современных ИКТ и ЭОР (презентаций, видеороликов, слайд-шоу, различных обучающих и развивающих игр).
- «Программа достижений», придающая коррекционному обучению осмысленность и целенаправленность. Если ребёнок активно отвечал, не отвлекался, он получает маленькую звёздочку, за 10 маленьких звёздочек – одну большую, за 10 больших – наклейку, которую можно унести домой. Если ребёнок не внимателен, сам не может сосредоточиться и мешает другим – может лишиться звёздочки.
- Предвосхищающая положительная оценка умений ребёнка (словесная, улыбка, мягкий, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребёнка).
- Стимулирующее воздействие развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения совместной и самостоятельной деятельности детей.
Развитие навыков фонематического восприятия начинается с развития умения слышать и различать неречевые звуки. На первых занятиях по обучению грамоте дети знакомятся с различными играми на развитие слухового внимания «Угадай музыкальный инструмент», «Где звенит колокольчик?», «Какая баночка звучит?», «Что в баночке звучит?», «Угадай, чей голосок?» и т.д. В дальнейшем атрибуты этих игр размещаются в логопедическом уголке в группе в свободном доступе и дети с увлечением в них играют друг с другом. Детские звуковые книжки с голосами домашних и диких животных, стимулирующие интерес и одновременно развивающие неречевой слух и слуховое внимание, учитель-логопед помещает в коррекционный уголок.
Здесь можно найти «волшебный мешочек» с буквами. После изучения и закрепления материала на занятии буква помещается в «волшебный мешочек», играя в эту игру, дети закрепляют образы букв, причём дети, которые запомнили букву, помогают тем, кто ее не запомнил, как бы берут на себя роль учителя-логопеда.
В логопедическом уголке оформляется домик гласных букв и домик согласных букв, в которые «поселяются» буквы после знакомства с ними. Домики не только помогают детям различать гласные и согласные буквы, но, и подсказывают какие гласные пишутся после твёрдых согласных (синяя крыша) и после мягких (зелёный фундамент). Согласные глухие «живут» под деревянной крышей (коричневый цвет), звонкие - под железной крышей
(серый цвет), согласные парные по звонкости-глухости «живут» в соседних квартирах, согласные только твёрдые выделены синим цветом, только мягкие – зелёным.
В кабинете учителя-логопеда на стене оформляется «Программа достижений» ребенка, на которой напротив имени ребенка прикрепляются картинка, достижения отмечают звездочками сами дети к конце занятия.
Оснащение образовательного процесса предполагает использование широкого выбора дидактических игр и упражнений (см. пункт 5 методической разработки). Игры и упражнения, представленные в методической литературе, преобразовываются, дополняются, систематизируются и адаптируются для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Оснащение коррекционно-образовательной среды, ориентированной на уровень развития, должно быть привлекательным, дающим возможность ребенку проявить свою самостоятельность, реализовать свое желание действовать, научить действовать других.
- Реализации системно-деятельностного подхода в работе с детьми с ЗПР на логопедических занятиях по обучению грамоте.
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системно-деятельностного подхода. При реализации системно-деятельностного подхода в работе с детьми с ЗПР на логопедических занятиях по обучению грамоте используются следующие виды деятельности, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Виды деятельности | Формы организации | |
Непосредственно образовательная деятельность (занятие) | Блок совместной деятельности | |
Игровая |
Примеры игр и упражнений ( см.ниже) | |
Двигательная |
| |
Познавательно-исследователь-ская |
| |
Музыкально-художественная |
| |
Чтение художественной литературы |
| |
Продуктивная | Рисование:
Творческие задания: Рисование с последующим составлением предложения Лепка:
| |
Коммуникатив-ная |
| |
Трудовая |
|
Примеры игр, игровых упражнений.
Игры на развитие неречевого слуха и слухового внимания:
- «Где звенит колокольчик?»
- «Угадай, чей голосок?» (с использованием озвученных детских книг )
- «Какой музыкальный инструмент звучит?»
- «Что звучит в баночке?», «Продавец и покупатель»
- «Какие звуки ты слышишь?» (запись «шумы леса», «шумы улицы» и т.д.)
- «Громко-тихо» (произнесение заданных фраз тоненьким громко и тихо)
- «Высоко-низко» (произнесение заданных фраз тоненьким голосом и басом)
- «Выполняй команды» (для развития остроты слуха)
Игры и игровые упражнения, которые используются при знакомстве с новым звуком:
- «Поймай заданный звук» (хлопнуть в ладоши, если услышишь заданный звук, игра проводится на уровне звуков, слогов и слов, в которых заданный звук в начале слова, в середине или в конце)
- «Верёвочки» (используется при знакомстве с гласными звуками: двигая пальцами по длинной верёвочке, поём долгий гласный, по короткой - короткий)
- «Хорист» (используется при знакомстве с гласными звуками:
пропеваем заданный звук с разными интонациями) - «Звуковые песенки» (пропевание рядов гласных звуков)
- «Отгадай звук» (используется при знакомстве с гласными звуками: дети должны отгадать звук по артикуляции, в данном случае по форме губ)
- «Сломанный телевизор» (Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.)
- «Произнеси дольше, чем другие» (долгое произнесение заданного гласного в слове)
- «Подарки» (дарим картинки на заданный звук пришедшему герою)
- «Четвёртый лишний» (по наличию или отсутствию заданного звука)
- «Где спрятался звук?» (определение примерного места звука в слове) Варианты: «Поезд», «Снеговики»; «Осенние листочки», «Ослик», «Рыбки», «Автобус», «Дятел», «Космонавт в открытом космосе»
- «На каком месте спрятался звук?» (определение точного места звука в слове)
- «Придумай слово», «Кто больше слов придумает?» (придумывание слов на заданный звук, слог)
- «Зоркий глаз» (Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове)
- «Отгадай слово», «Добавь звук», «Добавь слог», «Закончи слово» (назвать слово, добавив пропущенный в конце или в начале слова заданный звук или слог)
- «Посчитай-ка» (посчитать все слова с заданным звуком)
- «Бегите ко мне» (выбегают к логопеду дети, у которых в названии картинки есть заданный звук)
- «Слушай внимательно, называй правильно» (послушать предложение и назвать все слова с заданным звуком, в качестве предложений могут использоваться пословицы и поговорки)
- «Запомни и повтори» (повторение рядов звуков, слогов, слов в определённой последовательности)
- «Подарки гостю/герою», выполнение заданий, полученных от героев; помощь героям
Игры и игровые упражнения, которые используются при дифференциации звуков:
- «Скажи наоборот» (ка – кя, ба – па; Даня - Таня)
- «Звуковая мозаика»
- «Разноцветные мухоморы»
- «Разноцветные сигналы»
- «Хлопни - топни»
- «Подари подарки» (два гостя, героя: Том и Джерри; Маша и Медведь, кот Том и утёнок Тим, Бим и Бом, … )
- «2 солнышка» (с - з)
- «2 пирамидки» (ж -ш)
- «Исправь ошибку» (один звук заменить другим, чтобы в высказывании появился смысл)
- «Закончи слово нужным звуком (слогом)»
- Игра «Шифровка»
- «Бегите ко мне» (выбегают к логопеду дети, у которых в названии картинки есть заданный звук)
- «Весёлые матрёшки» (двух цветов)
Игры и игровые упражнения, которые используются при знакомстве с новой буквой:
- «На что похожа буква?»
- Чтение и заучивание двустиший, четверостиший про букву
- Выкладывание буквы из спичек, палочек, круп, фасоли, гороха, природного материала (желудей, палочек, каштанов, мелких камешков и т.д.)
- Печатание на манке
- Раскрашивание, заштриховывание, печатание букв
- «Буква потерялась» (нахождение буквы на картинке)
- «Буква спряталась» (узнавание на зашумлённом фоне)
- «Буквы перепутались» (узнавание нескольких наложенных друг на друга букв)
- «Озорной ластик» (допечатывание букв)
- Вылепливание букв
- Показ буквы пальцами
- Обведение по тренажёру
- Печатание в воздухе
- «Школа» (печатание букв на асфальте на прогулке)
Звуко-буквенный анализ и синтез слов:
- «Язык инопланетян» (выкладываются, записываются только гласные, которые есть в словах)
- Составление схемы слова, выкладывание из букв разрезной азбуки
- «Живые буквы» (преобразование слов и слогов, составленных из разрезной азбуки)
- «Живые слова» (у детей буквы, выходят и составляют заданное слово)
- «Весёлые матрёшки», «Весёлые картинки» (составление слов по первым и последним звукам в названии картинок)
- «Помоги Торопыжке» Составление слов из перепутанных букв, слогов
- «Школа» (вариант 1: чтение слов, слогов по карточкам)
Игры и игровые упражнения, которые используются при работе над слоговой структурой слова:
- «Подними флажок» (длинное слово поднять длинный флажок, короткое - короткий)
- «Поезд», «Поезда», «Корабли», «Ракеты», «Пирамида», «Посылки» (Деление слов на слоги – распределение по соответствующим кораблям, самолётам, ракетам).
- «Рассели животных по домам» (одноэтажный, двухэтажный и т.д.)
- Составление слоговых схем слов
- «Что лишнее?» (по количеству слогов)
- «Назови слово», «Собери слово» (логопед произносит слово по слогам, ребёнок - целиком)
- «Доскажи словечко» (дополнить данные слоги одинаковым слогом или подобрать к одинаковым слогам слоги, чтобы получились слова)
- «Собери слово» (слоги записаны на карточках)
- «Разрезные картинки со слогами»
- «Найди друзей» (дети встают в круг, каждый проговаривает своё имя по слогам, затем разбегаются и по сигналу логопеда должны встать рядом с теми, у кого в имени столько же слогов)
- «Рифма – не рифма» (из рифмующихся слов выделить слово не в рифму)
- Подбор рифмующихся слов на данном материале
Игры и игровые упражнения, которые используются при работе над предложением:
- Составление предложений по сюжетным картинкам
- Составление схемы предложения
- Составление предложения по схеме
- Составление предложения по двум предметным картинкам и схеме
- «Подружи слова» (работа с деформированным предложением)
- «Проделки Лешего/Бабы Яги и т.д.» (подобрать пропущенный предлог)
- «Незнайкины ошибки» (подобрать нужный предлог вместо ошибочного)
- «Помоги Незнайке закончить предложения»
- «Прятки» (нахождение/прятание игрушки, ответ на вопрос: «Где нашёл/спрятал игрушку?» Полным ответом с употреблением правильного предлога, называнием его отдельно)
- «Будьте внимательны» (прослушать предложение, стихотворение, небольшой текст, отрывок сказки, рассказа, поднимая схемы услышанных предлогов)
- Работа с предлогами по сказкам «Репка» (за), «Колобок» (от), «Теремок» (в).
- Рисование с последующим составлением предложения
- Тиражируемость и технологичность представленных методических разработок.
Игры и упражнения взяты из арсенала учителей-логопедов-практиков и методической литературы, преобразованы, дополнены, систематизированы и адаптированы для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Данные методические разработки, игры и упражнения могут быть использованы учителями-логопедами групп детей с ЗПР и ОНР, а также воспитателями при обучении детей грамоте и подготовке к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"
Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...
Статья.Здоровьесберегающие аспекты в практике работы образовательного учреждения на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье представлен опыт работы по вопросам преемственности и вопросам здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста в ГБОУ начальной школе-детском саду №662...
Особенности реализации системно - деятельностного подхода в младшей группе на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В статье раскрыты основные моменты введения ФГОС...
«Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования».
Статья раскрывает необходимость спользования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками....
Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При так...
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...