«Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития самостоятельности и инициативности дошкольников»
материал на тему
Развивающая предметно- пространственная среда –определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним. Способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются . Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм по подгруппам в 3-5 человек. Во всех группах имеются «уголки уединения», где ребёнок может отойти от общения, подумать, помечтать.
В группах созданы следующие центры активности:
- Центр двигательной деятельности
- Центр сюжетно-ролевой игры
- Центр развивающих игр
- Центр музыки и театрализованной деятельности
- Центр познавательно-исследовательской деятельности
- Центр книги
- Центр изобразительного творчества
- Центр конструирования
- Центр трудовой деятельности
- Центр безопасности дорожного движения
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
Расшифруем каждое из этих понятий.
Насыщенность среды
- Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т.ч. с песком и водой);
- двигательную активность, в т.ч. Развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- Наличие в Организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
- Наличие в Организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- Свободный доступ детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В связи с этими требованиями в нашем детском саду разработаны перечни оснащения развивающей предметно-пространственной среды по возрастам, а также паспорта групп, которые включают различные игровые и развивающие центры:
1. Исследовательский центр.
2. Историко-краеведческий центр.
3. Интеллектуальный (развивающий) центр.
4. Центр здоровья.
5. Центр художественного творчества.
6. Музыкальный центр.
7. Центр театрализации, ряжения;
8. Игровые центры:
- «Семья»;
- «Больница»;
- «Парикмахерская»;
- «Почта»;
- «Ателье»;
- «Магазин»;
- «Школа»;
- «Спасатели»;
- «Центр безопасности дорожного движения»;
- «Кафетерий»;
- «Кот и пес»;
- «Ферма»;
- «Зоопарк».
Сюжетно-ролевая игра
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.
В документах ФГОС ДО к основным характеристикам социально – коммуникативного развития детей относятся: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством СЮЖЕТНО -РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л. С. ВЫГОТСКИЙ отмечал, что у дошкольников игра и занятие, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность ребенка. Именно игра является неиссякаемым источником развития личности.
Основной ценностью игровой деятельности является то, что она обладает наибольшими возможностями для приобретения социального опыта, развития коммуникативных навыков детей.
Игра, как никакая другая деятельность позволяет на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность психических процессов, способствуя их развитию. Согласно структуре сюжетно – ролевой игры, одним из ее центральных компонентов выступает роль, то есть соответствующий принятый в обществе нормам и правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
СТРУКТУРНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НАЗЫВАЮТ РОЛЬ, СЮЖЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВИЛА, ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ИГРОВЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРЕДМЕТЫ-ЗАМЕСТИТЕЛИ, ВООБРАЖАЕМУЮ СИТУАЦИЮ, ПАРТНЕРА ПО ИГРЕ.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
Выполняя роли, ребенок учится сдерживать свои непосредственные побуждения, поступаться, ограничивать свои личные желания для того, чтобы продемонстрировать общественно – значимый одобряемый образец поведения.
Сюжетно - ролевые игры в основе своей построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью, осуществляя его, ребенок действует по определенным правилам.
В сюжетно - ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми и определяют взаимоотношения между ними. Несмотря на исследования сюжетно – ролевой игры, определить однозначно ее сущность не так – то просто. Эта деятельность содержит в себе и совместимые, и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.
Развитие сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте, по мнению Д. Б. ЭЛЬКОНИНА, является свидетельством возрастающей связи ребенка с обществом, особой связи, которая характерна для данного возраста.
Ролевые игры не просто представляют жизнь ребенка, они являются проявлением свободы их деятельности, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Содержание ролей, которые берут на себя дети и которые реализуют посредством основных игровых действий, учат их основным навыкам общения в обществе между людьми.
Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА ВЫСТУПАЕТ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, потому что в ней создаются предпосылки для развития эмпатии, принятия общественных норм и правил, развития навыков взаимодействия, саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...