"Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

1«Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников» В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. В настоящие время отмечается утрата ценности семейного воспитания, хотя в законодательных документах нашей страны прописана ответственность родителей за воспитание детей. Многие родители из-за большой загруженности на работе упускают моменты воспитания в семье, возлагая эту обязанность на образовательные учреждения. Семья – это самые близкие люди для ребёнка и ни кто не сможет так повлиять на формирование личности ребёнка, как семья. Семейное воспитание - формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Чтобы донести эту мысль до родителей воспитанников в своей педагогической деятельности я использовала такой приём как обмен опытом семейного воспитания. Ежедневно общаясь с родителями детей, сложилось мнение о каждой семье. Также сформировать представление о семье помогло и анкетирование. Анализ результатов наблюдения и анкетные данные выявили следующие проблемы: 43% родителей считают, что главную роль в воспитании детей должны играть образовательные организации, 37% считают, что главная роль родителей обеспечить материальное благополучие ребёнка, 23% считают, они не должны забыть о своей личной жизни, даже если это будет идти в разрез с интересами ребёнка. Обмен опытом семейного воспитания позволяет ненавязчиво продемонстрировать родителям приёмы воспитания, которые будут действенны для всех детей группы. Информация не выглядит как нравоучение и воспринимается легко, так как идёт не от лица педагога, а от члена родительского коллектива. Не всем родителям нравятся поучительные беседы и лекции воспитателя, в данном случае воспринимается, как разговор между друзьями. В родительском коллективе группы есть родители, которые уделяют особое внимание воспитанию в семье, растят своих детей как многосторонне развитую личность и будущую опору. Опыт каждой семьи уникален и прост в тоже время. Родители откликнулись с пониманием на предложение поделиться опытом. У многих мужчин есть мнение, что глава семьи должен зарабатывать деньги, а воспитанием, должна заниматься женщина. Проблема остро не стоит в воспитании девочек, а вот на воспитании мальчиков, отсутствие мужского воспитания имеет отрицательное влияние.Для нашей группы эта проблема особенно актуальна, в группе 53% неполных семей. Многие разведённые мамы не хотят, чтобы ребёнок общался с отцом.С целью актуализации мужского воспитания в семье обратились за помощью к одному из положительных пап, уделяющему большое внимание воспитанию сына, поделиться опытом воспитания. На праздничном мероприятии, посвящённом Дню защитника отечества, Анатолий Александрович продемонстрировал простые примеры совместного с сыном время провождения, позволяющие установить между отцом и сыном положительные взаимоотношения, взаимоуважение и доверительные отношения. Что значит любить ребенка? В понимании семьи Димы – это значит заранее подготовить сына к самостоятельной жизни, имея представление, какого человека родители хотят вырастить. Поэтому папа Димы стремиться сочетать свои чувства к Диме с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности. Чтобы семья стала крепкой, они стараются придерживаться принципов: 1) забота друг о друге; 2) проводить время вместе; 3) уважение друг к другу; 4) общение; 5) духовное здоровье. Родительская любовь, постоянный контакт с ребенком – универсальное требование к воспитанию. Основа сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка- по словам папы Димы, является девизом их семьи. Папа Димы гордится своим сыном и тем, что именно он занимается его воспитанием, представленный опыт он разместил на своей страничке в «контакте». Как отмечают психологи, многие молодые семьи распадаются из-за того, что молодая жена не умела создавать уют для своей семье. Многие конфликты разгораются из-за неумения женщин готовить, нежелания убираться, стирать. И хотя в дошкольном возрасте говорить об этом рана, но низкие навыки девочек в самообслуживания, заставляют задуматься уже сейчас. Как воспитать девочку?Этим вопросом задалась семья Оли. Она в воспитании дочери придерживается старой истины: «Прежде чем воспитывать детей, воспитай себя!» В семье Оли помнят, что во все времена настоящая леди должна была уметь многое: и хозяйство вести хорошо, и двигаться красиво, и одеваться со вкусом, быть женственной. Всё это они стараются привить своей дочери. Настоящая леди, должна стать и настоящей хозяюшкой. Поэтому в семье Оли этому уделяется немало внимания. Оля с удовольствием помогает маме готовить. Особенно любит заниматься с тестом, готовить салаты. Вообще обязанности по дому распределены между всеми членами семьи. Есть и другие увлечения: Оли, занятия танцами – это тоже одно из основных её увлечений, которое привила мама. Девочки не рождаются умеющими делать домашнюю работу. Ничего не поделаешь, приходиться тратить много сил и времени, чтобы их этому научить. Но затраченные усилия не пройдут даром. Маме Оли кажется, что ее дочь научится не только мыть полы, стирать, готовить, но и планировать свою дальнейшую жизнь. Для этого Оля много участвует в различных конкурсах и исследовательских работах. Получает грамоты и сертификаты, которые помогут ей в дальнейшей карьере. Опыт семейного воспитания этой семьи был представлен на праздничном мероприятии посвящённом Дню матери. В разных семьях существует очень много интересных и нужных традиций, которые формируют в ребёнке положительные качества,любовь и заботу о своих близких. Одна из таких традиций семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Часто после праздников, дети рассказывают, как они провели выходные. И к сожалению, из их рассказов можно понять, что у детей может сложиться ошибочное мнение - «Выпивка – есть праздник, праздник – есть выпивка». И речь может идти и о детском празднике, таком, как день рождения. В нашей группе есть родители, у которых есть интересный опыт организации Дня рождения ребёнка. В этой семье существует замечательная традиция – ставить домашние театры. Семья очень дружная. Андрей с детства любит сказки и с удовольствием принимают участие в различных домашних постановках. Но хочется отметитьчто мама и папа Андрея сами изготавливают атрибуты, шьют куклы и костюмы для своей театральной деятельности. Сказки в этой семье сочиняют сами родители. С опытом сказки усовершенствуются и обрастают декорациями, юмористическим сюжетом,музыкальным сопровождением. Данный опыт был представлен на развлекательном мероприятии «Традиции моей семьи». Мастер-класс по изготовлению кукол и декораций заинтересовал не только, родителей, но и сотрудников ДОУ и был размещён на сайте детского сада, где он доступен широкому кругу пользователей. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Нерациональное питание – проблема здоровья современного ребёнка, причина многих заболеваний. Родители Егора строго следят за рациональным питанием всей семьи. Так как считают, что это необходимо для здорового образа жизни. Отмечено, что самым нелюбимым, и в тоже время самым полезным блюдом дошкольников, является каша. Мама Егора придумала свой способ решения этой проблемы, организовав проект среди воспитанников нашей группы «Каша –здоровье наше!» Наталья Сергеевна рассказала сыну о пользе этого блюда, о том, что польза каши доказана вековым опытом нашего народа. Был собран интересный материал о национальной культуре, связанной с кашей, подобраны пословицы, поговорки, сказки. Этим материалом Егор поделился с ребятами. Так же Наталья Сергеевна, собрала картотеку рецептов приготовления каши. И предложила родителям группы поучаствовать в акции «Готовим кашу разными способами». Рецепты каш были разосланы родителям по электронной почте с предложением приготовить блюдо. Фотографии получившегося произведения, необходимо было принести в группу. В акции приняли участие не все родители, но многие откликнулись. Был оформлен фото-отчёт о проведённой акции. А семейная исследовательская работа приняла участие в региональном конкурсе «Я познаю мир». Повторное анкетирование показало, что мнение родителей, относительно воспитания детей изменилось. А знакомство с опытом семейного воспитания является эффективной формой работы с родителями. Все родители девочек посчитали возможным, использовать опыт семейного воспитания семьи Болдовых (Воспитываем леди) в воспитании и развитии собственных детей. Наиболее понравившимся опытом семейного воспитания признан опыт семьи Вагиных (Каша-еда наша). К сожалению, только одна семья посчитала возможным использовать опыт семьи Галкиных (Домашний театр), т.к. такое мероприятие требует большой подготовки, а современные родители очень заняты. Таким образом, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, силами родителей и родственников, которая может быть полезна обществу. Моя педагогическая практика подтверждает эффективность этого утверждения. Представленный опыт родителей воспитанников, заставил многих задуматься, и некоторые проблемы были решены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_k_metod_obedin.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование опыта семейного воспитания как  средства педагогического воздействия на родителей воспитанников»

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.  Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. В настоящие время отмечается утрата ценности семейного воспитания, хотя в законодательных документах нашей страны прописана ответственность родителей за воспитание детей. Многие родители из-за большой загруженности на работе упускают моменты воспитания  в семье, возлагая эту обязанность на образовательные учреждения.

Семья – это самые близкие люди для ребёнка и ни кто не сможет так повлиять на формирование личности ребёнка, как семья.

Семейное  воспитание - формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Чтобы донести эту мысль до родителей воспитанников в своей педагогической деятельности я использовала такой приём как обмен опытом семейного воспитания. Ежедневно общаясь с родителями детей, сложилось мнение о каждой семье. Также сформировать представление о семье помогло и анкетирование. Анализ результатов наблюдения и анкетные данные выявили следующие проблемы: 43% родителей считают, что главную роль в воспитании детей должны играть образовательные организации, 37% считают, что главная роль родителей обеспечить материальное благополучие ребёнка, 23% считают, они не должны забыть о своей личной жизни, даже если это будет идти в разрез с интересами ребёнка.

Обмен опытом семейного воспитания позволяет ненавязчиво продемонстрировать родителям приёмы воспитания, которые будут действенны для всех детей группы. Информация не выглядит как нравоучение и воспринимается легко, так как идёт не от лица педагога, а от члена родительского коллектива. Не всем родителям нравятся поучительные беседы и лекции воспитателя, в данном случае воспринимается, как разговор между друзьями. В родительском коллективе группы есть родители, которые уделяют особое внимание воспитанию в семье, растят своих детей как многосторонне развитую личность и будущую опору. Опыт каждой семьи уникален и прост в тоже время. Родители откликнулись с пониманием на предложение поделиться опытом. У многих мужчин есть мнение, что глава семьи должен зарабатывать деньги, а воспитанием, должна заниматься женщина.  Проблема остро не стоит в воспитании девочек, а вот на воспитании мальчиков, отсутствие мужского воспитания имеет отрицательное влияние.Для нашей группы эта проблема особенно актуальна, в группе 53% неполных семей. Многие разведённые мамы не хотят, чтобы ребёнок общался с отцом.С целью актуализации мужского воспитания в семье обратились за помощью к одному из положительных пап, уделяющему большое внимание воспитанию сына, поделиться опытом воспитания. На праздничном мероприятии, посвящённом Дню защитника отечества, Анатолий Александрович продемонстрировал простые примеры совместного с сыном время провождения, позволяющие установить между отцом и сыном положительные взаимоотношения, взаимоуважение и доверительные отношения.

Что значит любить ребенка? В понимании семьи  Димы – это значит заранее подготовить сына к самостоятельной жизни, имея представление, какого человека родители хотят вырастить. Поэтому папа Димы стремиться сочетать свои чувства к Диме с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности.
   Чтобы  семья стала крепкой,  они стараются  придерживаться принципов:
1) забота друг о друге;
2) проводить время вместе;
3) уважение друг к другу;
4) общение;
5) духовное здоровье.

Родительская любовь, постоянный контакт с ребенком – универсальное требование к воспитанию. Основа сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка- по словам папы Димы, является девизом их семьи. Папа Димы гордится своим сыном и тем, что именно он занимается его воспитанием, представленный опыт он разместил на своей страничке в «контакте». Как отмечают психологи, многие молодые семьи распадаются из-за того, что молодая жена не умела создавать уют для своей семье. Многие конфликты разгораются из-за неумения женщин готовить, нежелания убираться, стирать.  И хотя в дошкольном возрасте говорить об этом рана, но низкие навыки девочек в самообслуживания, заставляют задуматься уже сейчас.

Как воспитать девочку?Этим вопросом задалась семья Оли. Она в воспитании дочери  придерживается  старой истины: «Прежде чем воспитывать детей, воспитай себя!» В  семье Оли  помнят, что во все времена настоящая леди должна была уметь многое: и хозяйство вести хорошо, и двигаться красиво, и одеваться со вкусом, быть женственной. Всё это они  стараются привить своей дочери.   Настоящая леди, должна стать и настоящей хозяюшкой. Поэтому  в семье  Оли этому уделяется немало внимания. Оля  с удовольствием помогает маме  готовить. Особенно любит заниматься с тестом, готовить салаты.  Вообще обязанности по дому распределены между всеми членами семьи.  Есть и другие увлечения: Оли,   занятия танцами – это тоже одно из основных её увлечений, которое привила мама. Девочки не рождаются умеющими делать домашнюю работу. Ничего не поделаешь, приходиться тратить много сил и времени, чтобы их этому научить. Но затраченные усилия не пройдут даром. Маме Оли  кажется, что ее  дочь научится не только мыть полы, стирать, готовить, но и планировать свою дальнейшую жизнь. Для этого Оля много участвует в различных конкурсах и исследовательских работах. Получает грамоты и сертификаты, которые помогут ей в дальнейшей карьере. Опыт семейного воспитания этой семьи был представлен на праздничном мероприятии посвящённом Дню матери.

  В разных семьях существует очень много    интересных и нужных традиций, которые формируют в ребёнке положительные качества,любовь и заботу о своих близких. Одна из таких традиций семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Часто после праздников, дети рассказывают, как они провели выходные. И к сожалению, из их рассказов можно понять, что у детей может сложиться ошибочное мнение - «Выпивка – есть праздник, праздник – есть выпивка». И речь может идти и о детском празднике, таком, как день рождения. В нашей группе есть родители, у которых есть интересный опыт организации Дня рождения ребёнка. В этой  семье существует замечательная традиция – ставить домашние театры.  Семья очень дружная. Андрей с детства любит сказки и с удовольствием принимают участие в различных домашних постановках. Но хочется отметитьчто мама и папа Андрея сами изготавливают атрибуты, шьют куклы и костюмы для своей театральной деятельности. Сказки в этой семье сочиняют сами родители. С опытом сказки усовершенствуются и обрастают декорациями, юмористическим сюжетом,музыкальным сопровождением. Данный опыт был представлен на развлекательном мероприятии «Традиции моей семьи». Мастер-класс по изготовлению кукол и декораций заинтересовал не только, родителей, но и сотрудников ДОУ и был размещён на сайте детского сада, где он доступен широкому кругу пользователей.

         Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности сохранения и укрепления здоровья людей. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Нерациональное питание – проблема здоровья современного ребёнка, причина многих заболеваний. Родители Егора  строго следят за рациональным питанием всей семьи. Так как считают, что это необходимо для здорового образа жизни. Отмечено, что самым нелюбимым, и в тоже время самым полезным блюдом  дошкольников, является каша. Мама Егора придумала свой способ решения этой проблемы, организовав проект среди воспитанников нашей группы «Каша –здоровье наше!» Наталья Сергеевна рассказала сыну о пользе этого блюда, о том, что польза каши доказана вековым опытом нашего народа. Был собран интересный материал о национальной культуре, связанной с кашей, подобраны пословицы, поговорки, сказки.  Этим материалом Егор поделился с ребятами. Так же Наталья Сергеевна, собрала картотеку рецептов приготовления каши. И предложила родителям группы поучаствовать в акции «Готовим кашу разными способами». Рецепты каш были разосланы родителям по электронной почте с предложением приготовить блюдо.   Фотографии получившегося произведения, необходимо было принести в группу.

В акции приняли участие не все родители, но многие откликнулись. Был оформлен фото-отчёт о проведённой акции. А семейная исследовательская работа приняла участие в региональном конкурсе «Я познаю мир».

Повторное анкетирование показало, что мнение родителей, относительно воспитания детей изменилось.  А знакомство с опытом семейного воспитания является эффективной формой работы с родителями. Все родители девочек посчитали возможным, использовать опыт семейного воспитания семьи Болдовых (Воспитываем леди)  в воспитании и развитии собственных детей. Наиболее понравившимся опытом семейного воспитания признан опыт семьи Вагиных (Каша-еда наша). К сожалению, только одна семья посчитала возможным использовать опыт семьи Галкиных (Домашний театр), т.к. такое мероприятие требует большой подготовки, а современные родители очень заняты. Таким образом, семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, силами родителей и родственников, которая может быть полезна обществу. Моя педагогическая практика подтверждает эффективность этого утверждения. Представленный опыт родителей воспитанников, заставил многих задуматься, и некоторые проблемы были решены.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства педагогического воздействия на занятиях по изобразительному искусству.

Выразительность детского рисунка во многом зависит от эмоциональной атмосферы на занятии, от создания творческой среды. В статье представлены  приёмы работы, применяемые в процессе организа...

Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Педагогический совет "Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников"

В сегодняшних условиях нашей жизни дистанционные формы взаимодействия с родителями являются особенно актуальными. Они помогают педагогам эффективно организовывать совместную работу  с семьёй, вов...

Педагогический совет «Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников»

Педагогический совет №3«Дистанционные формы как средство эффективного взаимодействия с родителями воспитанников»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель: стиму...

Статья "Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, как инновационное средство педагогического воздействия в условиях реализации ФГОС ДО"

Статья посвящена одному из приоритетных направлений дошкольного образовательного учреждения – сохранению и укреплению здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автором...