Логопедический кабинет -как средство педагогического воздействия в развитии речевой деятельности
статья по логопедии

Ахатова Файруза

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический кабинет -как средство педагогического воздействия в развитии речевой деятельности.

                                   «Не только интеллектуальное развитие ребенка, но

                                   и формирование его характера, эмоций и личности

                                   в целом находиться в непосредственной  

                                                                          зависимости от речи»

                                                                                        (Л. С. Выгодский)

Коррекция речи детей - это целенаправленный и индивидуальный процесс, который должен учитывать особенности их психофизиологического развития. В дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями выделяют отдельный кабинет. В логопедическом кабинете должна быть создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, как средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии речевой деятельности. Здесь все должно соответствовать интересам, потребностям и возрасту детей.

Мой кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащен наглядно-дидактическим материалом, литературой, мебелью, зеркалом и пожарной сигнализацией.

Организуя развивающую предметно-пространственную среду помещения, я руководствовалась принципами:

  • доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда — на верхних полках
  • системности: каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета.
  • здоровъесбережения: имеется достаточное естественное и искусственное освещение кабинета; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья сооветствуют возрасту детей; стены кабинета оклеены обоями теплого, спокойного, с нежным оттенком зеленого цвета.
  • учета возрастных особенностей детей: размеры мебели и наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
  • мобильности: зеркало по мере необходимости закрывается шторами, мебель легко переставляется.
  • вариативности: наглядно – дидактический материал и многие пособия многовариантны.
  • эстетичности: наглядно – методические пособия и игры оформлены эстетически.

По оснащению и применению кабинет условно разделен на зоны. Зонирование помещения позволяет повысить эффективность коррекционных занятий.

Зона для индивидуальных занятий находится в наиболее освещенном месте, около окна, свет слева. На стене зеркало размером 100*70 см, перед ним стол для индивидуальной работы. Здесь, сидя за столом перед зеркалом, мы разучиваем артикуляционные упражнения, т.е. подготавливаем органы   артикуляционного аппарата к постановке сложных звуков. Все этапы работы над постановкой звуков проходят за этим столом. Над зеркалом помещены символы гласных звуков и настенные часы, что позволяет отслеживать время проведения занятий.  

Рабочее место учителя-логопеда: для работы с документацией и проведения индивидуальных консультаций. Напротив стола – полка для хранения методической литературы.

Рабочее место учителя-логопеда и зона для индивидуальных занятий находятся рядом, что позволяет осуществлять применение ТСО (ноутбук) на индивидуальных занятиях.

Сенсомоторная зона находится в доступном для детей месте, на полке. Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики (пазлы, горох и фасоль для перебирания, сухой бассейн из фасоли, природный материал, пирамидки, игры с прищепками, со счетными палочками, с магнитиками, из фетра с пуговками, игры со шнуровками, самодельная книжка – раскладушка по сказке «Колобок» с пуговками, кнопками, молниями и липучками, и т.д.).

Учебная зона. Здесь расположена настенная азбука, полотно с буквами, звуковая линейка, дидактические игры с буквами и со звуками, рабочие тетради для занятий, простые и цветные карандаши и т.д.

Игровая, учебная и сенсомоторная зона расположены компактно, рядом друг с другом, что позволяет ребенку учиться и играть в одном месте.

Зона для развития фонематического слуха содержит пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки, картотеки игр на развитие фонематического слуха.

Зона для развития речевого дыхания содержит игры и упражнения, картотеки игр на развитие дыхания и голоса.

Зона для хранения наглядно - дидактических пособий и документации совмещена с некоторыми зонами, т.е. материалы находятся в одном шкафу, но на разных полках. Учебно - методические и наглядно - дидактические пособия расположены на верхних полках. Весь материал систематизирован по разделам: диагностический, информационный, звукопроизношение, лексико –грамматический строй, связная речь и размещен по папкам. Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках.

Имеется паспорт кабинета. По ФГОС паспорт является одним из обязательных документов рабочего кабинета учителя-логопеда. В паспорте кабинета указаны общие сведения о кабинете, документация учителя-логопеда, методическая литература, необходимые пособия, дидактический и наглядный материал.

Весь материал необходимый для работы с детьми постоянно обновляется. Дети с удовольствием посещают логопедические занятия. Здесь созданы все условия для того, чтобы стимулировать развитие личности, инициативности, чувство уверенности и успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников"

1«Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников» В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Средства педагогического воздействия на занятиях по изобразительному искусству.

Выразительность детского рисунка во многом зависит от эмоциональной атмосферы на занятии, от создания творческой среды. В статье представлены  приёмы работы, применяемые в процессе организа...

Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Сенсорный центр в логопедическом кабинете, как средство коррекционного воздействия на детей с недостатками речи

Индивидуальные или подгрупповые формы работы, включающие игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызывают у детей эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом....

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями

Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда де...