Игра как средство педагогического воздействия в образовательной деятельности по изобразительному искусству.
консультация по рисованию на тему
О роли игр в эстетическом формировании личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №24 «Искорки»
Игра как средство педагогического воздействия в образовательной деятельности по изобразительному искусству.
Подготовила:
Шаповалова Валентина Петровна,
воспитатель высшей категории
г. Зеленогорск
С самых древних начал цивилизации игра является контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Игра как «прообраз» жизни, способна обучать, развивать, воспитывать, социализировать, радовать и т. д. Для детей игра – продолжение жизни, она несёт удовольствие и радость, через игру ребёнок становится совершеннее. Английский исследователь Г. Рид утверждал: «… Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и, таким образом, оказывать влияние на органическое развитие ребёнка». При помощи игр можно обучать маленького человека, давать ему представления о форме, цвете, величине и т. д. Организация игровой деятельности в процессе освоения изобразительными материалами и техниками может рассматриваться как один из механизмов формирования эстетической и художественной культуры дошкольника. Организованные игровые ситуации и игры «Мастерская художника», «Выставка», «Экскурсия» являются творческими, поскольку продуктивны. Маленький рисовальщик не просто берёт на себя роль художника, но и выполняет уникальную работу, решая художественно – творческие задачи: создай, посмотри, вырази отношение, выдели главное и т. д. Таким образом, игра в художника способствует образному отражению дошкольником действительности, принятию и сохранению им художественного опыта. Играя, ребёнок постигает азбуку изобразительного искусства; смешивая краски, рисуя, создавая поделки из пластилина, ребёнок преодолевает сопротивление материала и создаёт творческий продукт. Игра позволяет ребёнку сделать ошибку, продолжить поиск, достигать результата. Роль игр в эстетическом формировании личности велика. Образование через искусство, использование театральных технологий, основ актёрского мастерства, приёмов драматизации, пантомимы, уподобление, эмпатии на занятиях изобразительным искусством являются действенными методами работы с дошкольниками, способствующими самореализации личности ребёнка.
Психологи рассматривают игру не только как средство познания ребёнка, проявления, распознания и раскрытия его потенциальных возможностей, но и как средство коррекции развития психических и нравственных качеств. Детские игры, нацеленные на психокоррекцию, носят название арттерапии. Терапия искусством (арттерапия) является средством психокоррекции. Программа по арттерапии включает игры по разным видам изобразительного искусства: живопись, графика, архитектура, декоративно – прикладное искусство.
Раздел «Живопись» основан на играх с цветом. Игра «Цветные кубики» позволяет воспитателю выявить степень детской тревожности. Ребёнку предлагается выбрать самый красивый цвет, а затем подобрать к нему друзей (другие цвета). Для изучения цветовых оттенков, ребёнку предлагается порисовать мелками, а затем выбрать самый красивый. Выбрать ему друга и нарисовать красивый цветок. Сам процесс изображения любимыми цветами вызывает у детей наслаждение и удовольствие, гармонизирует их эмоциональное состояние, избавляет от тревожности.
Игры в разделе «Скульптура» основываются на моделировании объёма. Например, перед лепкой птиц детям предлагают поиграть в игру «Лепим скульптуру», где ребёнок, играющий роль скульптора, при помощи пластики тела другого ребёнка (глина) старается показать характер птицы.
Игры, объединённые в раздел «Архитектура», многогранны. Ребёнок пластикой своего тела, при помощи выразительных средств пантомимы, обыгрывает образ здания, деталей. В играх можно использовать предметы – заменители.
Раздел «Декоративно – прикладное искусство» основывается на выразительных возможностях декоративной композиции и узора: симметрично и асимметрично, ритмично и неритмично, тяжёлое и лёгкое, красочное и блёклое и т. д. Игры этого раздела развивают чувство стиля, «насмотренность» и опыт любования, которые так необходимы в практической работе.
Раздел «Графика» выстраивается на играх, в которых используется выразительный язык графического искусства. Игры с точками, линиями, пятнами, штрихами, а также изображение ребёнком мира при помощи этих изобразительных средств являются доступными средствами терапевтического воздействия.
Таким образом, через игру, в форме игры и средствами игры формируется интерес к изобразительной деятельности, к созидательному процессу, который приносит ребёнку удовлетворение и успех.
Используемая литература:
- Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» Москва, 2005;
- Копцева Т.А «Природа и художник» Москва, 1994 г.
- Флерина Е.А «Эстетическое воспитание дошкольника (под редакцией В.Н.Шацкой Москва, 1961 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по изобразительному искусству "Пасхальное яичко"
Методическая разработка по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с народными традициями празднования Светлой Пасхи....
Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству в старшей группе."Сказочная гжель"
Материал содержит конспект итогового занятия по изучению гжели в старшей группе....
Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству “Космические фантазии”
Непосредственная образовательная деятельность по изобразительному искусству “Космические фантазии” Кляксография – это отличный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Ра...
Непосредственно образовательная деятельность по изобразительному искусству
Воспитывать у детей чувство патриотизма через формирование представлений о Вооруженных силах нашего государства, выполняющих ответственную функцию по охране границ и территории страны.Познакомит...
Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности
Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....
программа дополнительной образовательной деятельности по изобразительному искусству "Радуга"
программа дополнительной образовательной деятельности по изобразительному искусству "Радуга" с использованием нетрадиционных техник рисования...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству, развитию речи и музыке «Осенняя сказка».
Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в области изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром, музыки как средство развития творческих способностей ...