Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 31.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 г.Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности
Музыкальный руководитель:
Асабина Р.В.
2017г.
Музыкальные игры -«витамины» душевного благополучия детей
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи -ритм, динамику, темп, высоту.
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связаны с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова, это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир.
Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
По мнению О.С. Газмана, в игре у детей возникает три цели. Первая цель - удовольствие от игры -«хочу». Вторая цель - выполнять правила игры -«надо». Третья цель- творческое выполнение игровой задачи - «могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!»
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект -физиологический, связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект -психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект -педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
Цели и задачи музыкальной игры.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания, все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
• развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,
свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации
движений и нормализация их темпа и ритма;
• формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
• укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем,
костно-мышечного аппарата;
• развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
• развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
• развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
• развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
• формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
• воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
• эстетическое отношение к окружающему;
• развитие чувств, эмоции высшего порядка.
Развивающие:
• Познавательную активность;
• Устойчивый интерес к действованию;
• Саморегуляцию и самоконтроль;
• Внимание, память, мышление;
• Ориентировку в пространстве.
, чувства ритма, воображения, восприятия, ощущение музыкальной формы.
A. Макшанцева предложила новую форму музыкальных игр – игры-забавы. Они способствуют правильному физическому развитию детей, нормальному функционированию опорно-двигательного аппарата.
\
Игры-забавы
Игра с покрывалом
Игры в детском саду очень распространены. Их любят все детишки. Они приносят веселье и помогают детям адаптироваться и найти новых друзей в группе.
Цели и задачи - развивать внимание, наблюдательность, координацию, ориентацию в пространстве, учить детей двигаться хороводным шагом, держать ровный круг.
Правила Игры
Мальчики и девочки стоят в двух кругах. Под музыку начинают движение. Воспитатель с покрывалом ходит между кругами. Затем мальчики отворачиваются, девочки отпускают руки, и одну из девочек воспитатель накрывает покрывалом. Мальчики поворачиваются и отгадывают кто под покрывалом. Затем игра повторяется, воспитатель накрывает мальчика.
Функциональность: Данную игру можно использовать перед сюрпризным моментом: когда оба круга отвернутся - накрыть, например, сундучок с подарками. На зимнем празднике использовать волшебное покрывало Зимушки.
Текст игры:
1.С покрывалом, с покрывалом я хожу, хожу, хожу.
На ребяток , на ребяток я гляжу, гляжу, гляжу!
Все мальчишки (девчонки) улыбнулись,
От девчонок (мальчишек) отвернулись,
Покрывало поднимаю и кого – то накрываю!
Отгадайте- ка, друзья, кого сейчас накрыла я?
2. С покрывалом, с покрывалом я хожу, хожу, хожу.
На ребяток , на ребяток я гляжу, гляжу, гляжу!
А теперь все улыбнулись,
А теперь все отвернулись!
Покрывало поднимаю и сюрприз я накрываю!
Посмотрите - ка, друзья, какой сюрприз накрыла я!
Все музыкально - развивающие игры можно разделить на группы:
Первая группа - игры на развитие внимания.
Вторая группа - игры на развитие памяти.
Третья группа - игры на развитие мышления.
Каждая из групп имеет педагогическую направленность.
Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.
Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
Игры третьей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игры подразделяются на:
-статические (стоя или сидя);
- хороводные игры;
- речедвигательные игры;
- игры - шутки;
- игры-песни;
- артикуляционные игры;
- игры - забавы;
- ритмические игры;
-музыкально - дидактические игры.
Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры - шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух и все стороны музыкально- слуховых представлений.
Игры - песни развивают функции голосообразования свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры - забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры -загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально - психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально- дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально- дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально- дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества и ответственности.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей. Существуют игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха, для развития детского творчества.
Музыкально-развивающие игры
Музыкально - развивающие игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.
Игры на развитие внимания
Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
В старшем дошкольном возрасте внимание у ребенка начинает контролироваться внутренними логическими процессами.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т.к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.
Игры на развитие памяти
Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.
Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.
Игры на развитие мышления
Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного опыта.
В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности.
Среди них выделяется восприятие устной речи – слушание. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Заключение
В заключение хочется отметить, что без игры нет, и не может, быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.
Нет еще на свете таких детей, которые бы не любили веселые игры, а если они еще проводятся на музыкальном фоне, это способствует разностороннему развитию маленького человека.
В итоге можно смело утверждать, что игры с музыкальным сопровождением обеспечат развитие способностей детей в целом, музыкальные игры, без преувеличения, можно назвать витаминами душевного благополучия.
Список литературы:
1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Анисимова Г.И. Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров- Ярославль: Академия развития, 2005. -96 с., ил. - (Детский сад: день за днем).
2. Бударина,Т.Л. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Т. Л. Бударина.- Издательство «Детство-Пресс», 1995.-400с.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада/. Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., -М.: Просвещение, 1983.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии:- 1966 №6.
5. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста: Пособие для практических работников ДОУ/ М.: Айрис-пресс, 2005. -140с.
6. Зарецкая, Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ/ Н.В.Зарецкая - М.: Айрис-пресс, 2005. -196с.
7. Зарецкая, Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / Н.В.Зарецкая. – Ярославль «Академия - Холдинг», 2001. - 60с.
8. Ивапова, В.Н. Музыкальные развлечения в детском саду [Текст]: Методические рекомендации для музыкальных руководителей / В.Н. Ивапова,
9. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1976. - 80с.
10. Образцова, Т.И. Музыкальные игры [Текст]: Пособие для музыкальных руководителей / Т.И. Образцова, Москва: Академия развития, 2001. - 175с.
11. Программа воспитания обучения в детском саду/ под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. - 350с.
12. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем / В.В. Цвынтарный. - СПб: Лань, 2002. - 50с.
13.Холодная И.В. 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.
Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....
Игра как средство педагогического воздействия в образовательной деятельности по изобразительному искусству.
О роли игр в эстетическом формировании личности....
Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»
Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно исследовательская деятельность»
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная сист...