Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»
статья на тему

Кирюхина Инна Викторовна

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопустимые возможности, как для воспитателя, так и для воспитанников.

Информационные технологии находят своё применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых предметов в целом. Сегодня применение компьютерных технологий в дошкольной системе получила широкое распространение.

Практическая деятельность пока ещё не многочисленных ДОУ, показывает эффективность использования компьютера при обучении детей дошкольного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей, всестороннему развитию ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Алёнушка»

Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при     ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Кирюхина Инна Викторовна

с. Бетьки

2015г.


Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при     ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Кирюхина И.В. – воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Алёнушка» с. Бетьки

Современное общество живёт в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопустимые возможности, как для воспитателя, так и для воспитанников.

Информационные технологии находят своё применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых предметов в целом. Сегодня применение компьютерных технологий в дошкольной системе получила широкое распространение.

Практическая деятельность пока ещё не многочисленных ДОУ, показывает эффективность использования компьютера при обучении детей дошкольного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей, всестороннему развитию ребёнка.

В сегодняшних условиях информатизации общества воспитатели и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу, ребёнок столкнётся с применением вычислительной  техники. Поэтому перед нами встала задача в необходимости заранее готовить ребёнка к постоянному взаимодействию с информационными технологиями и разработке системы содержательной работы с программным  обеспечением, так как дошкольное воспитание является первым звеном образования.

Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на непосредственной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий, является программа компании  Microsoft – Power Point.

Программа Power Point проста в использовании. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процессе обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателям использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников.

Моя творческая тема «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ». Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной  образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие  от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребёнком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, предав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечет внимание ребёнка, и он заострит своё внимание на анимированные части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Все это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.

Не смотря на то, что в пресс-релизах фирм, занимающихся выпуском обучающих программ, появляются разработки, рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 6 лет, я сама создаю мультимедийные инсталляции. Данные инсталляции позволяют изучать и закреплять именно тот материал, который проходят дети в данное время, в соответствии с требованиями реализуемой программы. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста наш детский сад занимается с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран интерактивной  доски) фронтально и в подгруппах, что повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций. Подробные мультимедийные инсталляции позволяют нам сделать НОД более яркой, красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.

Основные задачи созданных инсталляций по сенсорному развитию:

  • Формированию у детей систем перцептивных действий:
  • Формированию у детей систем сенсорных эталонов – обобщающих представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и система эталонов в разнообразной деятельности;
  • Использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребёнка;
  • Моделировать виртуальную среду.

НОД с использованием компьютера совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Ее специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого - либо задания. В отличии от других игр и видов деятельности они позволяют:

  • Увидеть продукт своего воображения и своей игры;
  • Восстановить процесс и динамику творчества ребенка.

НОД с использованием компьютера которые  я проводила с детьми, неизолированная от педагогического процесса. Она предлагается в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Грамотное использование компьютера в ДОУ ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействие с компьютером, открывая для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность и в тоже время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Мультимедийная презентация  наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической задачи НОД:

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у дошкольников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности детей.

Воспитательный аспект:  воспитание научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Образовательный аспект: восприятие детьми учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03 (2.12.10) занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин и для детей 6 - 7 лет - 15 мин. И общая продолжительность 25 минут. А для детей средней группы мы используем презентации продолжительностью 5 – 7 минут в сочетании с традиционными занятиями.

Применение компьютера в детском саду позволило выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Во-вторых, компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольника, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.

В-третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей.

В-четвёртых, компьютер предоставляет возможность индивидуального обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

В-пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полёт ракеты или спутника, рост и развитие растения из семечки, и другие неожиданности и необычные эффекты).

В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их, что создаёт в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Использование ИКТ при проведении НОД по ФЭМП и сенсорного развития  является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации педагогической деятельности, развития творческих способностей дошкольников и создание благополучного эмоционального фона.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе с дошкольниками, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.

Список используемой литературы:

  1. Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы  образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.
  2. Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием ПМК "Радуга в компьютере».  Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк:"Байтик", 2000.
  3. Дружинин, В. И. организация инновационной деятельности в образовательных учреждениях./ В. И. Дружинин, Н. А. Криволапова; ИПК и ПРО Курганской области – Курган, 2008.
  4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
  6. http://stud24.ru/pedagogy/predstavlenie-opyta-raboty-po-teme/437593-1645131-page1.html

Нормативно –правовые документы:

Санитарные правила и нормы (СанПин), обязательные для детского сада и иного дошкольного учреждения (ДОУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"

Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....

Представление педагогического опыта работы по теме «Игровые технологии в формировании знаний у детей дошкольного возраста по финансовой грамоте»

Представление педагогического опыта работы по теме «Игровые технологии в формировании знаний у детей дошкольного возраста по финансовой грамоте»...

Методические рекомендации к опыту работы по теме «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность опыта Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ре...

«Использование игр -экспериментирований в сенсорном развитии детей дошкольного возраста» (описание опыта работы)

Самое лучшее открытие – то,которое ребенок делает сам.Ральф У Эмерсон  Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на решение многих задач. Одной из них яв...

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста". Выспутала с этим сообщением на стажировочной площадке в детском сад...

Представление опыта работы по теме: «Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»

laquo;Использование макросреды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста экологически грамотного поведения»...