Инструментарий к диагностике
тест (средняя группа) на тему

Пузакова Оксана Eвгеньевна

Данный материал представляет собой инструментарий для педагогической диагностики детского развития и качества образования (через реализацию образовательных областей) по программе "Детский сад - 2100", предназначенной для детей средней группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumentariy.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий для педагогической диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) по программе «Детский сад – 2100»

Средняя группа

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Сенсорное развитие»

Методика

Критерии оценивания

  1. «4 – ый лишний»

Варианты:

а)Геометрические фигуры + мебель.

б) 3 красных шарика+ один синий

в) 3 больших игрушки+ одна маленькая

  1. Возьми мяч в правую руку.

Топни левой ногой. Покажи левое ухо.

  1. «Времена  года»

Ребенку показывают рисунок с изображением времен года, и просят назвать, какое время года изображено.

  1. «Равновесие»

 Встань так, чтобы пятка правой ноги примыкала к носку левой ноги. Стопы расположены по прямой линии, руки вытянуты вдоль туловища.

  1. «Координация»

С закрытыми глазами коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа и мочки левого уха; для левой руки – мочки правого уха.

  1. «Тонкая моторика»

На стол ставится коробка размером 10*10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу уложить монеты по одной в  коробку.

  1. 1 балл -  ни одного обоснованного варианта ответа;

   2 балла - 1 правильный ответ;

       3 балла – 2-3 правильных ответа

2-3.     1 балл - ребенок смог определить только одно время года;

               2 балла -  ребенок смог определить 2-3 времени года

               3 балла -  ребенок смог определить все 4 времени года.

  1. 1 балл – упражнение выполнил неверно.
  1. балла – упражнение выполнил с незначительными ошибками, продержался меньше 15 секунд
  2. балла - упражнение выполнил верно, продержался в данном положении 15 сек. и больше – 3 балла.
  1. 1 балл – одно действие выполнил правильно;

2 балла – 2 действия выполнил правильно;

3 балла – 3-4 действия выполнил правильно.

  1. 1 балл – каждой рукой больше 30 секунд.
  1. балла – каждой рукой  больше  20 секунд

3 балла  - вед. рука 15 секунд, другая  - 20.

Итого: низкий уровень – 6-8 баллов;

Средний уровень – 9 -14 баллов;

Высокий – 15 -18 баллов.

                                     Раздел «Познавательно – исследовательское развитие»

  1. «Волшебные картинки»

( приложение 16, стр.58)

а) Перед тобой волшебные картинки. Но они сломались. Попробуй сложить картинку и придумай по ней рассказ.

б) А вот другие картинки. Они не ломаются, но зато все время путаются. Какая картинка должна быть первой? Второй?... Разложи их по порядку  и расскажи о них историю.

2. «Кубики»

Сделай постройку из кубиков с воротами.

3.« Предметные картинки»

Посмотри на картинку и опиши, для чего нужны эти предметы (расческа, ложка, кровать)

1. а) 1 балл – с трудом сложил картинку, рассказ не придумал;

2 балла сложил картинку, рассказ скудный;

  1. балла – сложил картинку, рассказал по ней хорошо, связно.

б)1 балл – последовательность картинок нарушена, рассказ по серии картинок не связный.

2 балла – последовательность правильная, но рассказ скудный, нарушена логика его построения.

3 балла – последовательность верна, хорошее умение рассказать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность.

  1. 1 балл  - затрудняется построить, даже по образцу.

2 балла – строит хорошо по образцу.

3 балла – строит без образца, не испытывая затруднений.

  1. 1 балл – назвал не все предметы.

2 балла – назвал все предметы, но описал их скудно.

3 балла – описал предметы, выделяя их качественные признаки.

Итого: низкий уровень – 4 – 5 баллов;

Средний уровень – 6 -10 баллов;

Высокий  уровень – 11 – 12 баллов.

Раздел «ФЭМП»

1.«Матрешки»

Ты любишь играть? Давай пошалим (взрослый разбрасывает детали по полу). А теперь помоги мне поднять матрешки. Дай мне самую большую, а теперь самую маленькую. Давай их расставим по росту. Давай посчитаем то самой маленькой до самой большой. А теперь наоборот.

  1. «Классификация»

Распредели картинки в две группы (геометрические фигуры, цифры)

  1. «Обобщение»

Рассмотри картинки и скажи, как можно все эти предметы назвать одним словом.

  1. «Подбери ключик»

Перед тобой необычные замочки (см. приложение). Чтобы их открыт, нужно правильно подобрать ключик. Попробуй это сделать.

  1. «Части суток»

Перед тобой картинки с изображением частей суток. Расскажи о них и расставь их в нужной последовательности.

  1. 1 балл - испытывает сложности, допускает больше 3 ошибок;

2 балла – испытывает небольшие сложности, допускает ошибки при счете в обратном порядке (от 5 до 1);

3 балла – без ошибок справился со всеми заданиями.

  1. 1 балл – допустил больше 3 ошибок;

2 балла – допустил 1-2 ошибки;

3 балла – не допустил ни одной ошибки, назвал правильно все предметы.

  1. 1 балл – не ответил на вопрос;

2 балла – ответил после подсказки;

3 балла – ответил сам без подсказки.

  1. 1 балл – ребенок допускает ошибки при выборе ключа.

2 балла – ребенок правильно подобрал ключи, но нецелесообразно расположил их на плоскости;

3 балла – ребенок правильно подобрал ключи и расположил их на плоскости.

  1. 1 балл – допустил 3 и больше ошибок;

2 балла – допустил 1-2 ошибки;

3 балла – не допустил ни одной ошибки.

Итого: низкий уровень – 5-7 баллов;

Средний уровень – 8-12 балов;

Высокий уровень - 13-15 баллов.

Раздел «Окружающий мир»

  1. «Времена года»

Посмотри на картинки, и расскажи что изображено на них.

  1. «Семья»

Перед тобой картинка. Опиши ее расскажи, что на ней изображено.

  1. «Город, село»

Перед тобой две сюжетные картинки. Расскажи, что на них изображено и чем они отличаются друг от друга.

  1. Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Посмотри на этот домик. Давай откроем окошечки и посмотрим, кто там живет.

  1. Дидактическая игра «Разложи картинки» (птицы, насекомые, рыбы)

Разложи картинки на 3 группы и назови их.

  1. Дидактическая игра «Разложи картинки» (фрукты, овощи)

Разложи картинки на 2 группы и назови их.

  1. 1 балл – допустил ошибки в названии времен года, не смог дать им характеристики.

2 балла – правильно назвал времена года, но дал им скудные характеристики;

3 балла – правильно рассказал о приметах каждого времени года.

  1. 1 балл – ребенок перечисляет членов семьи, не давая пояснений и характеристик.

2 балла – ребенок дает краткие характеристики некоторым членам семьи;

3 балла – ребенок дает четкие характеристики всем членам семьи.

  1. 1 балл – затрудняется ответить на вопросы;

2 балла – рассказал, что на картинках, но не дал название им.

3 балла – дал название картинкам и правильно их охарактеризовал.

  1. 1 балл – ребенок допускает много ошибок в названии домашних животных и не дат им характеристики.

2 балла – допускает незначительные ошибки при характеристике животных.

3 балла – все правильно отвечает, подробно характеризуя животных.

  1. 1 балл – допускает много ошибок;

2 балла – допускает 2-3 ошибки;

3 балла – выполняет  задание без ошибок.

Итого: Низкий уровень – 6-8 баллов;

Средний уровень – 9 -14 баллов;

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками»

  1. «Понимание речи воспитателя»

Передо мной лежат предметы, назови их (кукла, мишка). А теперь спрячь мишку под стол, а куклу положи справа от себя. Теперь вместе с куклой сделай шаг вперед, теперь назад. Возьми мишку из-под стола и положи его за коробку.

  1. «Коммуникативные умения детей»

Двум детям одного возраста дают листы с силуэтным изображением и рукавички и набору из шести цветных карандашей. Задание: «Вам нужно украсить рукавички, но так, чтобы они составили пару, т.е. были одинаковые. Вы сначала вместе выберите узор, а потом начинайте рисовать»

  1. «Расскажи по картинке»

Перед тобой серия сюжетных картинок, посмотри внимательно( 2 минуты) и расскажи что на ней видишь.

  1. 1 балл – допускает более 3 ошибок, не объясняет свои действия.

2 балла – допускает 1-2 ошибки, частично объясняет свои действия.

3 балла – выполняет все задания, объясняет то, что от него требуется.

  1. Анализируется взаимодействие детей:

1 балл – дети нарисовали абсолютно разные рукавички, не помогали друг другу, не советовались.

2 балла – дети договорились частично (цвет или форма узора), но не контролировали друг друга и не помогали.

3 балла – дети сумели договориться, замечали друг у друга отступления от первоначального замысла, уговаривали друг друга, рукавички получились во многом схожи.

  1. 1 балл – не самостоятелен в общении, сомневается во всем, чаще говорит «не знаю»

2 балла – пытается придумать объяснения поступкам людей на картинке, но речь скудна.

3 балла – речь связна, ребенок рассказывает в нужной последовательности, при необходимости задает встречные вопросы.

Итого: низкий уровень – 3-4 балла;

Средний уровень – 5 – 7 баллов;

Высокий уровень – 8 – 9 баллов.

Раздел «Развитие всех компонентов устной речи»

  1. Беседа «Моя семья».

Расскажи о своей семье, кто чем занимается, у кого какие обязанности.

  1. «Многозначные слова»

Что такое ручка?

Что такое иголки? У кого они бывают?

Что такое кисть?

  1. «Назови ласково»

Назови ласково этих животных: лиса, заяц, медведь, еж, кошка, собака, белка, корова, утка.

  1. «Один, много»

Скажи со словами один огурец, много огурцов (стол, кубик, ящик, карандаш, самолет, медведь, шарик, слон, тигр)

  1. « Рассказ описание по картинке»

Посмотри на картинку и подробно опиши, какой ты видишь предмет на картинке и каковы его особенности (признаки)

  1. 1 балл – только называет имена без описаний.

2 балла – частично рассказывает о своей семье, использует мало прилагательных и глаголов.

3 балла – подробно рассказывает о семье, используя признаки предметов, людей и действий.

  1. 1 балл - ребенок называет только одно значение данных слов;

2 балла  -  в двух из предложенных случаев назвал два значения;

3 балла – назвал все значения, либо по два в каждом из трех.

  1. 1 балл – ребенок делает много ошибок в назывании;

2 балла – ребенок сделал2-3 ошибки;

3 балла – ребенок безошибочно отвечает, либо сделал одну ошибку.

  1. 1 балл - ребенок допустил 6 и больше ошибок;

2 балла – ребенок допустил от 2 до 6 ошибок;

3 балла – ребенок безошибочно или с одной ошибкой выполнил задание.

  1. 1 балл – ребенок рассказывает только о предмете, не выделяя признаков;

2 балла – ребенок рассказывает, частично выделяя признаки;

3 балла – ребенок подробно рассказывает, выделяя все признаки предмета.

Итого: низкий уровень – 5-7 баллов;

Средний уровень – 8 – 12 баллов;

Высокий – 13 – 15 баллов.

Раздел «Практическое овладение нормами речи»

  1. «Выразительное чтение стихотворений»

Ребенок повторяет знакомое стихотворение. Но воспитатель ставит условие, что его нужно прочитать очень выразительно.

  1. «Перескажи знакомую сказку»

Ребенок пересказывает сказку «Теремок»

  1. 1 балл – ребенок рассказывает громко, но без выражения;

2 балла – ребенок рассказывает частично с выражением.

3 балла – ребенок выразительно рассказывает стихотворение, используя силу голоса, интонацию, ритм.

Итого: низкий – 3-4 балла;

Средний – 5-7 баллов;

Высокий – 8-9 баллов.

                                                      Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В «Картах наблюдения детского развития» (на основе анализа продуктов детской деятельности)

                                                                                         

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

для педагогической диагностики детского развития

                                                                         (таблица инструментария)

                                                          Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 

Деятельностные умения

Направления наблюдения

Методы мониторинга

Критерии оценки

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; (целевые ориентиры)

1.Наблюдения

2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место»

Инструкция «Помести каждую картинку на свое место»

3.Беседа по картинке «Мой детский сад и мои друзья»

Высокий – ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи  сверстнику.                                         Средний – ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам                                                                 Низкий ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах.                                                                                 

Интересы, предпочтения, склонности ребенка

Направления наблюдения

Методы мониторинга

Критерии оценки

- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать

 (целевые ориентиры)

1.Наблюдения

2.Методика «Нелепицы»

3. Картинки с изображением мальчиков, девочек в различных ситуациях, беседа по ним. (см. картинки в приложении стр.74 – 75)

4. Серия картинок «Что такое хорошо и что такое плохо»

(см. картинки в приложении стр.104 – 105)

Высокий – интерес вызывает что-то новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым, способен самостоятельно найти объяснения поступкам людей или явлениям природы, принимает заинтересованное участие в образовательном процессе.

Средний -  изредка интерес вызывает что-то новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым, способен с помощью подсказок взрослого  объяснить поступки людей или явления природы, редко принимает заинтересованное участие в образовательном процессе.

Низкий -  не вызывает интерес что-то новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым, безразлично относится к окружающим предметам, не способен объяснить поступки людей или явления природы, принимает пассивное участие в образовательном процессе.

Личностные особенности ребенка

Направления наблюдения

Методы мониторинга

Критерии оценки

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 (целевые ориентиры)

1.Наблюдения

2.Методика «Изучение социальных эмоций»

(пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.38)

3.«Дорисовывание фигур»

(пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.66)

4.«Изучение замещения предмета в игре»

(пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.88)

Высокий - постоянно проявляет интерес людям, животным и желание заботиться о них, проявляет чувство долга по отношению к другим людям и адекватно относится к себе; часто увлекается сюжетно-ролевой игрой, иногда сам придумывает роль и сюжет, при необходимости подчиняется правилам, использует замещение предмета в игре; использует речь для выражения своих мыслей и желаний.

Средний - иногда проявляет интерес людям, животным и желание заботиться о них, редко проявляет чувство долга по отношению к другим людям и неадекватно относится к себе (завышенная или заниженная самооценка); привлекается к сюжетно-ролевой игре со сверстниками и взрослым, но в игре занимает пассивную роль, не хочет подчиняться правилам, редко использует замещение предмета в игре; использует речь для выражения своих мыслей и желаний, но словарь скудный.

Низкий - не проявляет интерес людям, животным и желания заботиться о них, иногда проявляя агрессию к окружающему миру; неадекватно относится к себе ( чаще завышенная самооценка); сюжетно-ролевой игрой не интересуется, чаще играет один, манипулируя с предметами, не  подчиняется правилам, редко использует замещение предмета в игре; мысли и желания свои чаще выражает криком или плачем.

Поведенческие проявления ребенка

Направления наблюдения

Методы мониторинга

Критерии оценки

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; (целевые ориентиры)

1.Наблюдения

2.Тест на изучение мобилизации волевых усилий.

Первый этап: ребенку предлагают по команде «Замри!» не двигаться и как можно дольше сохранять неподвижную позу.

Второй этап: двум детям по очереди предлагают сохранить неподвижную позу.

3.Беседа «Плохо – хорошо»

(пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.26)

Высокий – ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, правильно реагирует на понятия «можно-нельзя», «громко-тихо»; имеет представление о правилах взаимодействия с растениями и животными; может дать элементарное представление о том, почему одним детям нельзя ходить по дороге (например: может машина задавить); может сохранять кратковременно неподвижную форму и на основе зрительного контроля следить за действиями сверстников.                                                                           Средний – ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, правильно реагирует на понятия «можно-нельзя», «громко-тихо»; имеет представление о правилах взаимодействия с растениями и животными; может дать элементарное представление о том, почему одним детям нельзя ходить по дороге (например: может машина задавить), но ему необходимо об этом напоминать.                                                                          Низкий – ребенок чаще всего соблюдает элементарные правила безопасности, но только под усиленным вниманием взрослого, иногда может поступить наоборот (например: громко кричать на замечание воспитателя, не хочет делать зарядку, сильно брызгается водой и т.п.).  

Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками

Направления наблюдения

Методы мониторинга

Критерии оценки

Ребенок способен строить  взаимоотношения со сверстниками, задает вопросы сверстникам;

- активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

(целевые ориентиры)

1.Наблюдения

2.Методика «Подели игрушки» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников» стр.27)

3.Методика «Сюжетные картинки» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников» стр.29)

Высокий – ребенок знает и самостоятельно выполняет элементарные правила поведения в совместных играх со сверстниками. Легко вступает в контакт и присоединяется к играм.                              Средний – ребенок знает и выполняет элементарные правила поведения в совместных играх со сверстниками, но с небольшой подсказкой воспитателя.                                                                            Низкий – ребенок знает, но не всегда выполняет элементарные правила поведения в совместных играх со сверстниками, обязательно нужно напомнить, попросить повторить.                                                                

Особенности взаимодействия ребенка с взрослыми

Направления наблюдения

Методы мониторинга

Критерии оценки

Ребенок способен строить  взаимоотношения с взрослыми, задает вопросы взрослым  (целевые ориентиры)

1.Наблюдения

2. Методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога»

(пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников» )

3.Рисование на тему: «Мой воспитатель»

(пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников»)

Высокий – ребенок эмоционально восприимчив, ярко выражено положительное отношение к воспитателю и родителям; чувствителен к настроению, тону и жестам взрослых, задает вопросы, внимательно слушая ответы на них.

Средний – эмоционально невосприимчивый ребенок, демонстрирует отрицательную реакцию на справедливые педагогические меры, протестуют,  редко задают взрослому вопросы.

Низкий – безразличное отношение к воспитателю и другим взрослым, не проявляет активности и инициативы в общении, не выражают эмоций, когда их хвалит или ругает взрослый, не задает взрослому вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий к диагностике по ФЭМП (средняя группа)

В маиериале представлен инструментарий к дианостике по формироваеию элементарных математических представлений  у детей 4-5 лет....

Инструментарий к диагностике в средней группе

Инструментарий к диагностике в средней группе...

Диагностический инструментарий для диагностики педагогов

Данный набор диагностического инстументария позволит выявить уровни развития инновационного потенциала педагогов,самооценку толерантности  и др....

Диагностический инструментарий для диагностики готовности к школе

Данный подбор методик может быть использован для проведения диагностики готовности  ребёнка к школе...

Инструментарий к диагностике по обучению русскоязычных детей татарскому языку в доу

Инструментарий окажет помощь в проведении диагностики по программе "Говорим по-татарски"....

Инструментарий к диагностике. Физическое развитие. Ранний возраст.

Инструментарий к диагностике. Физическое развитие. Ранний возраст....

инструментарий к диагностике

рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе...