Инструментарий к диагностике
тест (средняя группа) на тему
Данный материал представляет собой инструментарий для педагогической диагностики детского развития и качества образования (через реализацию образовательных областей) по программе "Детский сад - 2100", предназначенной для детей средней группы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumentariy.docx | 46.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий для педагогической диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) по программе «Детский сад – 2100»
Средняя группа
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Сенсорное развитие» | |
Методика | Критерии оценивания |
Варианты: а)Геометрические фигуры + мебель. б) 3 красных шарика+ один синий в) 3 больших игрушки+ одна маленькая
Топни левой ногой. Покажи левое ухо.
Ребенку показывают рисунок с изображением времен года, и просят назвать, какое время года изображено.
Встань так, чтобы пятка правой ноги примыкала к носку левой ноги. Стопы расположены по прямой линии, руки вытянуты вдоль туловища.
С закрытыми глазами коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа и мочки левого уха; для левой руки – мочки правого уха.
На стол ставится коробка размером 10*10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу уложить монеты по одной в коробку. |
2 балла - 1 правильный ответ; 3 балла – 2-3 правильных ответа 2-3. 1 балл - ребенок смог определить только одно время года; 2 балла - ребенок смог определить 2-3 времени года 3 балла - ребенок смог определить все 4 времени года.
2 балла – 2 действия выполнил правильно; 3 балла – 3-4 действия выполнил правильно.
3 балла - вед. рука 15 секунд, другая - 20. Итого: низкий уровень – 6-8 баллов; Средний уровень – 9 -14 баллов; Высокий – 15 -18 баллов. |
Раздел «Познавательно – исследовательское развитие» | |
( приложение 16, стр.58) а) Перед тобой волшебные картинки. Но они сломались. Попробуй сложить картинку и придумай по ней рассказ. б) А вот другие картинки. Они не ломаются, но зато все время путаются. Какая картинка должна быть первой? Второй?... Разложи их по порядку и расскажи о них историю. 2. «Кубики» Сделай постройку из кубиков с воротами. 3.« Предметные картинки» Посмотри на картинку и опиши, для чего нужны эти предметы (расческа, ложка, кровать) | 1. а) 1 балл – с трудом сложил картинку, рассказ не придумал; 2 балла сложил картинку, рассказ скудный;
б)1 балл – последовательность картинок нарушена, рассказ по серии картинок не связный. 2 балла – последовательность правильная, но рассказ скудный, нарушена логика его построения. 3 балла – последовательность верна, хорошее умение рассказать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность.
2 балла – строит хорошо по образцу. 3 балла – строит без образца, не испытывая затруднений.
2 балла – назвал все предметы, но описал их скудно. 3 балла – описал предметы, выделяя их качественные признаки. Итого: низкий уровень – 4 – 5 баллов; Средний уровень – 6 -10 баллов; Высокий уровень – 11 – 12 баллов. |
Раздел «ФЭМП» | |
1.«Матрешки» Ты любишь играть? Давай пошалим (взрослый разбрасывает детали по полу). А теперь помоги мне поднять матрешки. Дай мне самую большую, а теперь самую маленькую. Давай их расставим по росту. Давай посчитаем то самой маленькой до самой большой. А теперь наоборот.
Распредели картинки в две группы (геометрические фигуры, цифры)
Рассмотри картинки и скажи, как можно все эти предметы назвать одним словом.
Перед тобой необычные замочки (см. приложение). Чтобы их открыт, нужно правильно подобрать ключик. Попробуй это сделать.
Перед тобой картинки с изображением частей суток. Расскажи о них и расставь их в нужной последовательности. |
2 балла – испытывает небольшие сложности, допускает ошибки при счете в обратном порядке (от 5 до 1); 3 балла – без ошибок справился со всеми заданиями.
2 балла – допустил 1-2 ошибки; 3 балла – не допустил ни одной ошибки, назвал правильно все предметы.
2 балла – ответил после подсказки; 3 балла – ответил сам без подсказки.
2 балла – ребенок правильно подобрал ключи, но нецелесообразно расположил их на плоскости; 3 балла – ребенок правильно подобрал ключи и расположил их на плоскости.
2 балла – допустил 1-2 ошибки; 3 балла – не допустил ни одной ошибки. Итого: низкий уровень – 5-7 баллов; Средний уровень – 8-12 балов; Высокий уровень - 13-15 баллов. |
Раздел «Окружающий мир» | |
Посмотри на картинки, и расскажи что изображено на них.
Перед тобой картинка. Опиши ее расскажи, что на ней изображено.
Перед тобой две сюжетные картинки. Расскажи, что на них изображено и чем они отличаются друг от друга.
Посмотри на этот домик. Давай откроем окошечки и посмотрим, кто там живет.
Разложи картинки на 3 группы и назови их.
Разложи картинки на 2 группы и назови их. |
2 балла – правильно назвал времена года, но дал им скудные характеристики; 3 балла – правильно рассказал о приметах каждого времени года.
2 балла – ребенок дает краткие характеристики некоторым членам семьи; 3 балла – ребенок дает четкие характеристики всем членам семьи.
2 балла – рассказал, что на картинках, но не дал название им. 3 балла – дал название картинкам и правильно их охарактеризовал.
2 балла – допускает незначительные ошибки при характеристике животных. 3 балла – все правильно отвечает, подробно характеризуя животных.
2 балла – допускает 2-3 ошибки; 3 балла – выполняет задание без ошибок. Итого: Низкий уровень – 6-8 баллов; Средний уровень – 9 -14 баллов; Высокий уровень – 15 – 18 баллов. |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Раздел «Развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками» | |
Передо мной лежат предметы, назови их (кукла, мишка). А теперь спрячь мишку под стол, а куклу положи справа от себя. Теперь вместе с куклой сделай шаг вперед, теперь назад. Возьми мишку из-под стола и положи его за коробку.
Двум детям одного возраста дают листы с силуэтным изображением и рукавички и набору из шести цветных карандашей. Задание: «Вам нужно украсить рукавички, но так, чтобы они составили пару, т.е. были одинаковые. Вы сначала вместе выберите узор, а потом начинайте рисовать»
Перед тобой серия сюжетных картинок, посмотри внимательно( 2 минуты) и расскажи что на ней видишь. |
2 балла – допускает 1-2 ошибки, частично объясняет свои действия. 3 балла – выполняет все задания, объясняет то, что от него требуется.
1 балл – дети нарисовали абсолютно разные рукавички, не помогали друг другу, не советовались. 2 балла – дети договорились частично (цвет или форма узора), но не контролировали друг друга и не помогали. 3 балла – дети сумели договориться, замечали друг у друга отступления от первоначального замысла, уговаривали друг друга, рукавички получились во многом схожи.
2 балла – пытается придумать объяснения поступкам людей на картинке, но речь скудна. 3 балла – речь связна, ребенок рассказывает в нужной последовательности, при необходимости задает встречные вопросы. Итого: низкий уровень – 3-4 балла; Средний уровень – 5 – 7 баллов; Высокий уровень – 8 – 9 баллов. |
Раздел «Развитие всех компонентов устной речи» | |
Расскажи о своей семье, кто чем занимается, у кого какие обязанности.
Что такое ручка? Что такое иголки? У кого они бывают? Что такое кисть?
Назови ласково этих животных: лиса, заяц, медведь, еж, кошка, собака, белка, корова, утка.
Скажи со словами один огурец, много огурцов (стол, кубик, ящик, карандаш, самолет, медведь, шарик, слон, тигр)
Посмотри на картинку и подробно опиши, какой ты видишь предмет на картинке и каковы его особенности (признаки) |
2 балла – частично рассказывает о своей семье, использует мало прилагательных и глаголов. 3 балла – подробно рассказывает о семье, используя признаки предметов, людей и действий.
2 балла - в двух из предложенных случаев назвал два значения; 3 балла – назвал все значения, либо по два в каждом из трех.
2 балла – ребенок сделал2-3 ошибки; 3 балла – ребенок безошибочно отвечает, либо сделал одну ошибку.
2 балла – ребенок допустил от 2 до 6 ошибок; 3 балла – ребенок безошибочно или с одной ошибкой выполнил задание.
2 балла – ребенок рассказывает, частично выделяя признаки; 3 балла – ребенок подробно рассказывает, выделяя все признаки предмета. Итого: низкий уровень – 5-7 баллов; Средний уровень – 8 – 12 баллов; Высокий – 13 – 15 баллов. |
Раздел «Практическое овладение нормами речи» | |
Ребенок повторяет знакомое стихотворение. Но воспитатель ставит условие, что его нужно прочитать очень выразительно.
Ребенок пересказывает сказку «Теремок» |
2 балла – ребенок рассказывает частично с выражением. 3 балла – ребенок выразительно рассказывает стихотворение, используя силу голоса, интонацию, ритм. Итого: низкий – 3-4 балла; Средний – 5-7 баллов; Высокий – 8-9 баллов. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» В «Картах наблюдения детского развития» (на основе анализа продуктов детской деятельности) |
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
для педагогической диагностики детского развития
(таблица инструментария)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Деятельностные умения | ||
Направления наблюдения | Методы мониторинга | Критерии оценки |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; (целевые ориентиры) | 1.Наблюдения 2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место» Инструкция «Помести каждую картинку на свое место» 3.Беседа по картинке «Мой детский сад и мои друзья» | Высокий – ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи сверстнику. Средний – ребенок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам Низкий – ребенок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах. |
Интересы, предпочтения, склонности ребенка | ||
Направления наблюдения | Методы мониторинга | Критерии оценки |
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать (целевые ориентиры) | 1.Наблюдения 2.Методика «Нелепицы» 3. Картинки с изображением мальчиков, девочек в различных ситуациях, беседа по ним. (см. картинки в приложении стр.74 – 75) 4. Серия картинок «Что такое хорошо и что такое плохо» (см. картинки в приложении стр.104 – 105) | Высокий – интерес вызывает что-то новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым, способен самостоятельно найти объяснения поступкам людей или явлениям природы, принимает заинтересованное участие в образовательном процессе. Средний - изредка интерес вызывает что-то новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым, способен с помощью подсказок взрослого объяснить поступки людей или явления природы, редко принимает заинтересованное участие в образовательном процессе. Низкий - не вызывает интерес что-то новое, случайно попавшее в поле зрения ребенка, или предложенное взрослым, безразлично относится к окружающим предметам, не способен объяснить поступки людей или явления природы, принимает пассивное участие в образовательном процессе. |
Личностные особенности ребенка | ||
Направления наблюдения | Методы мониторинга | Критерии оценки |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. (целевые ориентиры) | 1.Наблюдения 2.Методика «Изучение социальных эмоций» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.38) 3.«Дорисовывание фигур» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.66) 4.«Изучение замещения предмета в игре» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.88) | Высокий - постоянно проявляет интерес людям, животным и желание заботиться о них, проявляет чувство долга по отношению к другим людям и адекватно относится к себе; часто увлекается сюжетно-ролевой игрой, иногда сам придумывает роль и сюжет, при необходимости подчиняется правилам, использует замещение предмета в игре; использует речь для выражения своих мыслей и желаний. Средний - иногда проявляет интерес людям, животным и желание заботиться о них, редко проявляет чувство долга по отношению к другим людям и неадекватно относится к себе (завышенная или заниженная самооценка); привлекается к сюжетно-ролевой игре со сверстниками и взрослым, но в игре занимает пассивную роль, не хочет подчиняться правилам, редко использует замещение предмета в игре; использует речь для выражения своих мыслей и желаний, но словарь скудный. Низкий - не проявляет интерес людям, животным и желания заботиться о них, иногда проявляя агрессию к окружающему миру; неадекватно относится к себе ( чаще завышенная самооценка); сюжетно-ролевой игрой не интересуется, чаще играет один, манипулируя с предметами, не подчиняется правилам, редко использует замещение предмета в игре; мысли и желания свои чаще выражает криком или плачем. |
Поведенческие проявления ребенка | ||
Направления наблюдения | Методы мониторинга | Критерии оценки |
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; (целевые ориентиры) | 1.Наблюдения 2.Тест на изучение мобилизации волевых усилий. Первый этап: ребенку предлагают по команде «Замри!» не двигаться и как можно дольше сохранять неподвижную позу. Второй этап: двум детям по очереди предлагают сохранить неподвижную позу. 3.Беседа «Плохо – хорошо» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников, стр.26) | Высокий – ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, правильно реагирует на понятия «можно-нельзя», «громко-тихо»; имеет представление о правилах взаимодействия с растениями и животными; может дать элементарное представление о том, почему одним детям нельзя ходить по дороге (например: может машина задавить); может сохранять кратковременно неподвижную форму и на основе зрительного контроля следить за действиями сверстников. Средний – ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, правильно реагирует на понятия «можно-нельзя», «громко-тихо»; имеет представление о правилах взаимодействия с растениями и животными; может дать элементарное представление о том, почему одним детям нельзя ходить по дороге (например: может машина задавить), но ему необходимо об этом напоминать. Низкий – ребенок чаще всего соблюдает элементарные правила безопасности, но только под усиленным вниманием взрослого, иногда может поступить наоборот (например: громко кричать на замечание воспитателя, не хочет делать зарядку, сильно брызгается водой и т.п.). |
Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками | ||
Направления наблюдения | Методы мониторинга | Критерии оценки |
Ребенок способен строить взаимоотношения со сверстниками, задает вопросы сверстникам; - активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; (целевые ориентиры) | 1.Наблюдения 2.Методика «Подели игрушки» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников» стр.27) 3.Методика «Сюжетные картинки» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников» стр.29) | Высокий – ребенок знает и самостоятельно выполняет элементарные правила поведения в совместных играх со сверстниками. Легко вступает в контакт и присоединяется к играм. Средний – ребенок знает и выполняет элементарные правила поведения в совместных играх со сверстниками, но с небольшой подсказкой воспитателя. Низкий – ребенок знает, но не всегда выполняет элементарные правила поведения в совместных играх со сверстниками, обязательно нужно напомнить, попросить повторить. |
Особенности взаимодействия ребенка с взрослыми | ||
Направления наблюдения | Методы мониторинга | Критерии оценки |
Ребенок способен строить взаимоотношения с взрослыми, задает вопросы взрослым (целевые ориентиры) | 1.Наблюдения 2. Методика «Изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников» ) 3.Рисование на тему: «Мой воспитатель» (пособие «Диагностика развития и воспитания дошкольников») | Высокий – ребенок эмоционально восприимчив, ярко выражено положительное отношение к воспитателю и родителям; чувствителен к настроению, тону и жестам взрослых, задает вопросы, внимательно слушая ответы на них. Средний – эмоционально невосприимчивый ребенок, демонстрирует отрицательную реакцию на справедливые педагогические меры, протестуют, редко задают взрослому вопросы. Низкий – безразличное отношение к воспитателю и другим взрослым, не проявляет активности и инициативы в общении, не выражают эмоций, когда их хвалит или ругает взрослый, не задает взрослому вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий к диагностике по ФЭМП (средняя группа)
В маиериале представлен инструментарий к дианостике по формироваеию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет....
Инструментарий к диагностике в средней группе
Инструментарий к диагностике в средней группе...
Диагностический инструментарий для диагностики педагогов
Данный набор диагностического инстументария позволит выявить уровни развития инновационного потенциала педагогов,самооценку толерантности и др....
Диагностический инструментарий для диагностики готовности к школе
Данный подбор методик может быть использован для проведения диагностики готовности ребёнка к школе...
Инструментарий к диагностике по обучению русскоязычных детей татарскому языку в доу
Инструментарий окажет помощь в проведении диагностики по программе "Говорим по-татарски"....
Инструментарий к диагностике. Физическое развитие. Ранний возраст.
Инструментарий к диагностике. Физическое развитие. Ранний возраст....
инструментарий к диагностике
рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе...