Инструментарий к диагностике по ФЭМП (средняя группа)
материал по математике (средняя группа) на тему
В маиериале представлен инструментарий к дианостике по формироваеию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrmentariy_k_diagnostike_po_femp_srednyaya_gruppa.doc | 649.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений
Показатели развития (что оценивается) | Игры и упражнения | Содержание дидактического задания | Критерий оценки |
1.1Количество и счет | |||
1.Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина. | Игра «Найди и раскрась» | Предложить детям раскрасить только квадраты. -Сколько квадратов раскрасили?(3) -Какого размера квадраты? -Каким цветом разукрасили? ( Большой, поменьше, самый маленький) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета. | Игра «Отгадай загадку» | -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке. | 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога. 2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество. 3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество |
3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу | Игра «Сосчитай и нарисуй» | Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем. Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством | Игра «Найди и раскрась» | Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше) | Упражнение «Короткий и длинный» | Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины. -Разложи полоски от самой длинной до самой короткой. Вопросы: -Какая полоска длинная (короткая)? -Какие из полосок длиннее зеленой? -Какие из полосок короче красной? | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина) | Игра «Широкая, узкая» | Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым. -Кто идет по широкой дорожке? (Зайка) -По узкой? | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.2. Свойства | |||
1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков) | Упражнение «Сравни дорожки» | Две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. - Покажи длинную дорожку (короткую). - Что можно сказать о ширине дорожек? - Покажи широкую дорожку (узкую). - Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. | 1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их, друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче. 2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. 3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения |
2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения) | Упражнение « Круги и квадраты» | 1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты. Вопросы: -Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов? -Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну) - Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов? 2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. -Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать) -А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.3 Геометрические фигуры | |||
1.Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Геометрические тела: шар, куб, цилиндр. | Игра «Найди и раскрась». | -Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник). -Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр. Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым. Что раскрасили красным цветом? Синим? Зеленым? | 1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. 2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. 3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами. |
2.Самостоятельно определять форму предметов. Самостоятельно использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур | Игра «Найди и назови» | На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой». | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. | Игра «Найди и назови» | Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.). Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.4 Ориентировка в пространстве | Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» . | Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».) Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо), а позднее — из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе. | Игра «Поручение». | Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка. Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа | 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого. 2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки. 3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки. |
2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола | Упражнение «Что где находится» | В правом прямоугольнике нарисуй: -в середине – круг; -в правом верхнем углу- овал; -в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
3. Уметь ориентироваться в групповой комнате | Игра «Назови, что видишь». | По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд) Обозначать словами пространственные отношения | Упражнение «Влево, вправо» | Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным. В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево) В синей одежде? (вправо) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
1.5 Ориентировка во времени | |||
1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность | Игра «Когда это бывает?». | Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п. Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п | 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели. Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра. 2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели. 3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели. |
2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра. | Упражнение «Ответь правильно» | Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать) -Чем они занимались вчера ? ( рисовали, играли, смотрели телевизор) -Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
3.Сформированность понятий быстро – медленно. | Игра «Угадай, кто быстрее» . | Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы. -Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев) -Кого раскрасили? (Льва) -Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро) | 1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика по ФГТ. Средняя группа
Диагностические карты для мониторинга образовательного процесса. Средняя группа...
презентация к диагностике по ФЭМП старшая группа
тестовые занятия...
методика диагностика детей в средней группе
диагностика детей в средней группе...
Результат педагогической диагностики во 3 средней группе группе за 2018-2019 уч.год.
Результат педагогической диагностики во 3 средней группе группе за 2018-2019 уч.год....
Диагностика детей в средней группе.
Диагностика детей....
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей в средней группе за 2017 – 2018 учебный год
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей в средней группе за 2017 – 2018 учебный год...
Итоговое занятие по ФЭМП (средняя группа) Конспект занятия по математике в средней группе.
формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности...