Инструментарий к диагностике по ФЭМП (средняя группа)
материал по математике (средняя группа) на тему

Дивак Татьяна Викторовна

В маиериале представлен инструментарий к дианостике по формироваеию элементарных математических представлений  у детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrmentariy_k_diagnostike_po_femp_srednyaya_gruppa.doc649.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений

Показатели развития

(что оценивается)

Игры и упражнения

Содержание дидактического

задания

Критерий оценки

1.1Количество и счет

1.Различать, из каких частей  составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.

Игра «Найди и раскрась»

Предложить детям раскрасить только квадраты.

-Сколько квадратов раскрасили?(3)

-Какого размера квадраты?

-Каким цветом разукрасили?

 ( Большой, поменьше, самый маленький)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.

Игра «Отгадай загадку»

 -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.

1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

«Сколько всего?». Сравнивает  количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу

 Игра «Сосчитай и нарисуй»

Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством

 Игра «Найди и раскрась»

 Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число.


1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)

Упражнение «Короткий и длинный»

Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.

-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.

Вопросы:

-Какая полоска длинная (короткая)?

-Какие из полосок длиннее зеленой?

-Какие из полосок короче красной?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)

Игра «Широкая, узкая»

Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.

-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)

-По узкой?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.2. Свойства

1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)

 






Упражнение «Сравни дорожки»

Две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

-        Покажи длинную дорожку (короткую).

-        Что можно сказать о ширине дорожек?

-        Покажи широкую дорожку (узкую).

-        Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.

2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла - ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)

Упражнение « Круги и квадраты»

1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.

Вопросы:

-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)

- Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?

2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.

-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)

-А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.3 Геометрические фигуры

1.Знать и  называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.

 Игра «Найди  и раскрась».                                                                    

-Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).

-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.

Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.

Что раскрасили красным цветом?

Синим? Зеленым?

1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

2.Самостоятельно определять форму  предметов. Самостоятельно  использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур

Игра «Найди и назови»

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                          


1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Игра «Найди и назови»

 Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).

 Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.4 Ориентировка в пространстве

Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» .

 

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)

 Примечание.   Вначале   ребенку   предлагают   выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо),  а  позднее — из 4.  Постепенно увеличивают  количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.

Игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

 Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа

1 балл - ребенок не справляется  с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола

Упражнение «Что где находится»


В правом прямоугольнике нарисуй:

-в середине – круг;

-в правом верхнем углу- овал;

-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь ориентироваться  в групповой комнате

Игра «Назови, что видишь».

 По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд)

Обозначать словами пространственные отношения

Упражнение «Влево, вправо»

Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.

В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)

В синей одежде? (вправо)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.5 Ориентировка во времени

1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность

Игра «Когда это бывает?».

Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.


 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п

1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.

  Упражнение «Ответь правильно»

Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)

-Чем они занимались вчера ?

( рисовали, играли, смотрели телевизор)

-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3.Сформированность понятий быстро – медленно.

 Игра «Угадай,  кто быстрее»


.

Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.

-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)

-Кого раскрасили? (Льва)

-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по ФГТ. Средняя группа

Диагностические карты для мониторинга образовательного процесса. Средняя группа...

методика диагностика детей в средней группе

диагностика детей в средней группе...

Результат педагогической диагностики во 3 средней группе группе за 2018-2019 уч.год.

Результат педагогической диагностики во 3 средней группе  группе за 2018-2019 уч.год....

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей в средней группе за 2017 – 2018 учебный год

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей в средней группе за 2017 – 2018 учебный год...

Итоговое занятие по ФЭМП (средняя группа) Конспект занятия по математике в средней группе.

формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности...