Диагностический инструментарий для диагностики готовности к школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Данный подбор методик может быть использован для проведения диагностики готовности  ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_inst_shkola.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД  № 17 «ЛАДУШКИ»

Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Принято:                                                                                                                                                    Утверждаю:

на педагогическом Совете                                                                                                                    Заведующий МДОУ «ЦРР-

Протокол №____от «___»_________г                                                                                                  детский сад №17 «Ладушки»

                                                                                                                                                           ______________  В.В. Чалова

                                                                                                                                     Приказ №____ от «___»_______г

Диагностический инструментарий, обеспечивающий развивающий характер образовательного процесса.

(готовность детей к школе)

Автор  методики, её название

Исследуемая функция

Оценка выполнения заданий

Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. «Отношение ребёнка к школе» 

Мотивационная готовность к школе

Высокий уровень – 3+

Средний уровень – 2+

Низкий уровень – 1 или 0+

Анкета  

Определение школьной мотивации

25-30 баллов - сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность

20-24 балла - отношение к себе как к школьнику практически сформировано;

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

10-14 баллов – отношение не сформировано;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

М.Р. Гинзбург «Рассказы о школе»

Определение мотивов учения

О готовности учиться свидетельствует выбор учебного мотива, позиционного и социального.

«Представьте себе» 

Оценка направленности ребёнка на процесс обучения в школе

½  положительных ответов – положительная мотивация к обучению в школе.

Н.И. Гуткина Беседа с ребёнком

Определение сформированности «внутренней позиции школьника»

Ключевые вопросы: 1,2,3,4,5,10,11,12.-при сформированной «внутренней позиции» ответы звучат положительно.

Л.А. Венгер Беседа с ребёнком

Исследование сформированности «внутренней позиции школьника»

Позиция сформирована. Если набрал 5 баллов и более.

Методика Н.Л. Белопольской

Изучение мотивации

С.А. Банков  Беседа 

Определение  школьной зрелости

24-29 баллов - школьно-зрелые;

20-24 балла - среднезрелые;

15-20 баллов - незрелые

Наблюдения в режимных моментах по М.И. Лисиной

 

Изучение развития общения со взрослыми

Высокий уровень – 10-12 баллов;

Средний уровень – 6-9 баллов;

Низкий уровень – 1-5 баллов.

Наблюдения в режимных моментах по М.И. Лисиной

Изучения общения со сверстниками

Высокий уровень – 14-18 баллов;

Средний уровень – 8-14 баллов;

Низкий уровень – 1-8 баллов.

М. Семаго, Н. Семаго

«Психолого -  педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

Задание № 1 «Продолжи узор»

Задание № 2 «Сосчитай и сравни»

Задание № 3 «Слова»

Задание № 4 «Шифровка»

Задание № 5 «Рисунок человека»

Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Оценка сформированности навыков пересчёта в пределах 9. Определение сформированности понятий «больше - меньше»

Оценка сформированности у ребёнка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированности графической деятельности, произвольной регуляции собственной деятельности

Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций), пространственных представлений, оценка общего уровня развития.

Готовность к началу регулярного обучения  - первый уровень (от 17 до 25 баллов)

Условная готовность к началу регулярного обучения – второй уровень (от 14 до 17 баллов)

Условная неготовность к началу регулярного обучения – третий уровень (от 11 до 14 баллов)

Неготовность к началу регулярного обучения – четвёртый уровень (ниже 10 баллов)

А.Р. Лурия «Пиктограмма»

Изучение состояния памяти

Высокий уровень – ребёнок правильно вспоминает все слова, легко находит и изображает образцы, ассоциации ко всем словам.

Средний уровень – затрудняется в подборе ассоциаций;

Низкий уровень –затрудняется подобрать ассоциации , в большинстве случаев образцы неадекватны.

Методика «Домик» 

Оценка умения действовать по образцу, произвольность

Точное воспроизведение – 0 баллов, за каждую ошибку начисляется 1 балл

Л.И. Цеханская «Учебная деятельность» 

 

Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности, умение действовать по правилу.

Высокий уровень – 71-72 балла;

Средний уровень – 43-70 баллов;

Низкий уровень – 42-0 баллов за все задания.

Р.И. Бардина «Схематизация» 

Изучение сформированности наглядно-образного мышления

Количество очков устанавливается по шкале оценок. Подсчитывается сумма очков по всем задачам. Максимальный балл – 44.

Высокий уровень – 42- 44 балла;

Средний уровень – 20-41 балл;

Ниже среднего-0-19 баллов

Р.В. Овчарова «Готов ли ребёнок к школе?»

Интеллектуальная готовность к школе

Высокий уровень – 48-40 баллов;

Хороший уровень – 38-30 баллов;

Средний уровень -28-20 баллов;

Недостаточный уровень – 18-10 баллов

Л.А. Венгер «Самое непохожее»

Изучение восприятия и мышления детей

(интеллектуальная готовность)

Ориентир на все параметры: цвет, форма, величина.

Высокий уровень – преобладание выбора по трём признакам;

Средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного;

Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку.

Д. Векслер «Последовательные картинки»

Изучение словесно-логического мышления

Высокий уровень – картинки раскладывает, следуя логике изображённого материала;

Средний уровень – раскладывает, следуя житейской логике;

Низкий уровень – раскладывает в случайном порядке.

Тест Керна - Йирасека

  1. Рисование мужской фигуры по представлению

  1. Копирование письменных букв

     3. Опросник Я. Йирасека

Оценка с точки зрения интеллектуального развития, тонкой моторики руки (Ф. Гудинаф, П.Т. Хоментаускас)

Развитие зрительно-моторной координации

Определение школьной зрелости.

1 балл- фигура как единое целое;

2 балла - нет синтетического способа изображения (как единое целое);

3 балла- изображены голова, туловище, кончности,отсутствие шеи, ушей, волос, одежды;

4 балла – примитивный рисунок с туловищем;

5 баллов – нет ясного изображения (приложение № ___)

Высокий уровень – чётко скопирован образец;

Средний уровень – можно чётко разобрать хотя бы 4 буквы образца;

Низкий уровень – нет разбивки на слова, «каракули».

Высокий уровень – 24 балла и более;

Средний уровень – 14-23 балла;

Низкий уровень – 0 – 13 баллов;

Недостаточный уровень -1-10

Дети, набравшие от 24 до 13 баллов, считаются готовыми к школе.

Кинетический рисунок семьи

 

Прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях

Ч.Д. Спилбергер – Ю.Л.Ханин. «Шкала самооценки»

Изучение самооценки уровня тревожности в данный момент

До 30 – низкая тревожность;

31-45- умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Педагог-психолог МДОУ «ЦРР-

детский сад № 17 «Ладушки»                                                                        Субботина Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школеДля того чтобы исследовать степень готовности ребенка к школьному обучению, педагог-психолог должен оценить:– объективные данных о состоянии здоровья ребенка в соответств...

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ МЕТОДИКА - «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Цель: определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого....

Методика экспресс-диагностики готовности к школе (на конец учебного года)

В конце учебного года методисты, воспитатели и психологи традиционно сталкиваются с необходимостью оценить уровень готовности подготовительных групп к школе. Однако множественные мониторинги готовност...

Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности  к школьному обучению детей 6-7 лет (подготовительная группа)   1.Проективная методика «Рисунок человека»Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946...

Диагностические методики на готовность к школе.

ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....