Доклад на педагогическом совете на тему:«Военно-патриотическое воспитание в детском саду».
материал на тему

Михалева Валентина Васильевна

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Любовь к Родине воплощается в служении ее коренным интересам и является силой, которая укрепляет связь между ее народами. История свидетельствует, что воспитание патриотизма, готовности защитить свою Родину от врагов во все времена являлось гарантом безопасности государства.

Во все времена, когда общества были объединены в государства, военно-патриотическое воспитание было важной частью подготовки граждан к защите и укреплению своего государства во всей истории человечества.

Патриотическое воспитание молодежи в России издавна было обусловлено тем, что на долю нашего Отечества за его многовековую историю выпало немало тяжких испытаний. Уже с детства каждый мальчик готовился стать воином-защитником. В нем воспитывалась ответственность за семью, свое поселение. Чувство долга поднимало юношей на защиту родной земли.

 «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие».

 Военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.  

Дидактические единицы военно - патриотического воспитания:

  • «История армии России»,
  • «Вооруженные силы РФ».

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра – отражение жизни. Здесь всё «как-будто», «понарошку», но в этой обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.  Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Особенно увлекают детей героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы, путешествие на Северный полюс, в Антарктиду. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому, преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, показать благородную роль Армии и объяснить, что весь наш народ борется за мир против войны. В творческих играх закрепляются у ребят понятия о преданности Родине, солдатском долге, представления об отваге, бесстрашии, героизме наших воинов

 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

- Тематические беседы о Родине, об армии, о защитниках: «Наша Армия родная», «Герои и подвиги», «Герои живут рядом!», «Защитники Отечества», «Воины России».

- Заучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.

- Рассматривание  армейских фотографий пап и дедушек, картин и иллюстраций о военных, о родах войск, о Великой Отечественной войне, о военной технике обогащает знания детей об исторических событиях прошлого России; формирует представления детей о нравственных понятиях: храбрость, мужество, любовь к Родине, гордость за свою страну.  

- Создание выставок: «Военная техника», «Наши папы на страже мира», где  представлены модели военной техники, военные предметы, обмундирование. Выставка и чтение художественных произведений о ВОВ.

 Организация и проведение с воспитанниками детского сада творческой мастерской. Дети с огромным удовольствием конструируют военную технику, примеряют элементы военной формы, что способствует воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.

 Организованная образовательная деятельность

- Интегрированная: «Наша Родина»; «Мы – россияне»; «Боевая слава нашего народа», «Что такое героизм?».

- Ручной труд, конструирование: изготовление подарков для пап, дедушек, ветеранов.

- Художественное творчество: аппликация «Летят самолёты»,  рисование «Танки»,  лепка «Военная техника».

- Музыка. Прослушивание и разучивание военно-патриотических, фронтовых  песен. 

С целью воспитания у детей гражданственности, патриотизма, уважения к бессмертному народному подвигу, а так же выявления и поощрения талантливых детей проходит конкурс чтецов «Мы наследники победы, славу Родины храним!».  На конкурсе звучат стихотворения, песни классиков и современников о мире, Родине, Победе.

 Игровая деятельность по физической культуре, на прогулках:

 «Пограничники», «Взятие крепости», «Разведчики», «Про нашу пехоту» по рассказу Л.Кассиля.

Эстафеты: «Переправа», «Партизаны», «Разведчики»,  «Перетягивание каната», «Полоса препятствий». 

 

Культурно-досуговая деятельность

- Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш».

- Музыкально – спортивный праздник «Вместе с сыном, вместе с дочкой».

- КВН «Наша армия сильна, охраняет нас она».

- Спортивное состязание: «Мой папа – самый лучший!». 

Спортивный праздник «Славлю армию родную» проходит на одном дыхании, в зале царит азарт и веселье. Участники получают грамоты и сладкие медали. Этот праздник остаётся надолго в памяти у ребят.        

 Выставки детских рисунков:

- «Защитники Отечества».

- «Нам нужен мир».

- Выставка игрушек – самоделок «Парад военной техники».

Взаимодействие с родителями:

- Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольников».

- Оформление стендов: «Мы – патриоты», «Растим будущего гражданина», «Мы помним, мы гордимся!». Родители детского сада могут стать активными участниками в оформлении стендов.

- Фотовыставка: «Мой папа солдат Российской Армии».

- Анкетирование: «Как Вы относитесь к патриотическому воспитанию своего ребенка?».

- «Богатырское сражение» с участием родителей.

При календарно-тематическом планировании военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, за основу можно взять, помимо основных государственных праздников, дни посвященные основным родам войск.

Январь        День инженерных войск в России
Февраль     День защитников Отечества
Март           День моряка-подводника России
Апрель       Всемирный день авиации и космонавтики
Май            День Победы советского народа в Великой Отечественной войне         1941-1945 годов                              
28 мая        День Пограничника
Июнь          День России
Июль          День Военно-Морского Флота
Август        День военно-воздушных сил, День Российского флага.
Сентябрь   День города :
Сентябрь   День танкиста
Октябрь    День сухопутных войск
Ноябрь     День народного единства
Декабрь   День ракетных войск и артиллерии

     Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются  в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. 

 Родина. Пословицы и поговорки о Родине.

— Смелость города берет.

— Тот герой, кто за Родину горой.

— Храбрый побеждает, трус погибает.

— За правое дело стой смело!

— Один за всех, и все за одного!

— Сам погибай, а товарища выручай!

— С родной земли — умри, не сходи!

— Жить – Родине служить!

— Не тот герой, кто награду ждет, а то герой, кто за народ идет!

— Бой не опасен, если ты мужеством крашен!

— Кто смел да крашен, тот десятка стоит.

— Тяжело в ученье, легко в бою.

— Где смелость – там победа.

— Мужественно биться – победы добиться!

— Кто Родине изменяет – того народ презирает.

— За край родной насмерть стой.

 -  Один в поле не воин.

 - Пуля – дурра, а штык – молодец.

 - Щи да каша  пища наша.

 - Мир строит, а война разрушает.

 - Человек без друзей, что дерево без корней.

 

Без корня и полынь не растет.

Без любви к человеку нет любви к родине.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

В родном краю сокол, в чужом — ворона.

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Велика русская земля и везде солнышко.

Всюду хорошо, а дома лучше.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Где не жить — родине служить.

Где сосна взросла, там она и красна.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Для отчизны не жаль жизни.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Если народ един — он непобедим.

За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.

За морем светло, а у нас светлее.

За Москву-мать не страшно и умирать.

За отечество жизнь отдают.

За родину, за честь — хоть голову снесть.

Зачем далеко — и здесь хорошо.

Земля русская вся под Богом.

Золоту старости нет, родине — цены нет.

И кулик свою сторону знает.

И хлеб по своей стороне скучает.

Иди в родной край — там и под елкою рай.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил.

Каждому свой край сладок.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Кто за родину дерется, тому сила двойная дается.

Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.

Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.

Кто отечество предает, тот нечистой силе свою душу продает.

Кто родиной торгует, того кара не минует.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Любовь к родине сильнее смерти.

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Много стран прошел, а добро лишь на родине нашел.

Москва всем городам мать.

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

На родной стороне даже дым сладок.

На родной стороне и камешек знаком.

На чужбине и собака тоскует.

На чужбине, словно в домовине, и одиноко, и немо.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой стороне и орел — ворона.

На чужой стороне и сладкое — горчица, на родине и хрен — леденец.

На чужой стороне поклонишься и бороне.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужой стороне три года чертом прослывешь.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Научит горюна чужая сторона.

Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороной.

Не ищи обетованные края — они там, где родина твоя.

Не любишь свою страну — любишь не Бога, а сатану.

Не отрекайся от земли русской — не отречется и она от тебя.

Не расти траве на Неве-реке, не владеть чужим землей русской.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой идет.

Нет в мире краше родины нашей.

Нет в мире лучше родного края.

Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Предать родину — опозорить мать и отца.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина любимая — мать родимая.

Родина начинается с семьи.

Родину головой оберегают.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

С родной-то стороны и ворона павы красней.

Своя земля и в горести мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Со своей стороны и собачка мила.

Та земля мила, где мать родила.

Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.

Тот герой, кто за родину горой.

Умирая, с родной земли не сходи.

Хорошо живет на чужбине Дема, да не как дома.

Хорошо там, где нас нет.

Худая та птица, которая гнездо свое марает.

Царство разделится, скоро разорится.

Человек без родины не живет.

Человек без родины — соловей без песни.

Человек без родины, что семья без земли.

Чужая земля радости не прибавит.

Чужая сторона — дремуч бор.

Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы знобит.

Чужбина — калина, родина — малина.

Чужбина слезам не верит.

Пословицы  и поговорки о семье.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье всяк сам большой.

В своей семье какой расчет?    В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.                В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Густая каша семьи не разгонит.     Двойня — и счастья вдвое.

Девичье смиренье дороже ожерелья.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.       За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.             Каков брат, такова и сестра.

Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Коли внучек мал, так и сказки знаю.       Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.   Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свои люди — сочтемся.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

У милого дитяти много имен.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.

Игры на определённую тематику значительно ускорят процесс планирования работы воспитателем, систематизируют знания детей.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу».

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры.
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры.
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры.
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры.
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение.
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

Песни, которые можно использовать в работе с детьми к теме                                           «Защитники Отечества».

(для исполнения взрослыми или для слушания)

«Вечер на рейде» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина.

«Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова).

«Катюша» (муз. М.Блантера, сл. М. Исаковского).

«Синий платочек» (муз. Г. Петербургского, сл.Л. Галицкого и Г.Максимова).

«Вечный огонь» (муз. А.Филиппенко, сл.Д.Чибисова).

«День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова).

«Пусть всегда будет солнце» (муз. А.Островского, сл. Л. Ашанина)

«Ты – моя надежда, ты – моя отрада» из кинофильма «Битва за Москву» (муз. А.Пахмутовой , сл. Н.Добронравова).

«Враги сожгли родную хату» (муз. М.Блантера, сл. М. Исаковского).

«Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педагогическому совету "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"

Наше здоровье держится на трёх китах: - сердечно-сосудистая система, - дыхательная система, - иммунная система. Для поддержания своего здоровья, необходимо с самого детства уделять им большое внимание...

Презентация педагогического совета "Этикет-как компонент поведенческой культуры в детском саду"

Краткая аннотация проведенной работы по подготовке и проведению педагогического совета....

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Сообщение на педагогическом совете. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя детского сада.

В детском сад проводится работа по укреплению и охране здоровья детей, по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность взрослых ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»

На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое...

Педагогический совет «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».

laquo;МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ДЕТСКОМ САДУ»...