Выступление на педагогическом совете. Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических , а также от характера педагогических воздействий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.sovete_.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»
Воспитатель: Животкова Е.В.
Организация двигательной активности детей.
На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических , а также от характера педагогических воздействий.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии ( режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельности детей, воспитывающихся в разных возрастных группах детского сада. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое название.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки – походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает
лечебно – профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.
Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развитие моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузки.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера,взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционный формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулирование ДА детей на вечерней прогулке, прогулки – походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня, ДА и физической подготовленности.
Третье место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводиться активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе и воде, игры – соревнования, спартакиады.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и семьи ( домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкльтурно – оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Все эти виды занятий по физической культуре, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры ( объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Организация двигательной активности в семье.
В домашних условиях надо постараться предоставить малышу место, достаточное для занятий гимнастикой и игр. Часть времени, проводимого с детьми, необходимо уделять развитию двигательных умений и подвижным играм. Занятия должны проводиться систематически, желательно в одно и то же время. В комплекс имеющихся игрушек нужно обязательно включить 2 обруча, гимнастическую палку длиной 75-50 см, маленькую палочку 40см, 2 скакалки, 2 булавы, большой и маленький мячи, мешочек с песком (масса 250 гр.), скатанное одеяло. Ежедневно занятия проводятся с применением какого – либо из этих предметов.
Учитывая анатомно – физиологические особенности детей, необходимо соблюдать определённую последовательность упражнений в занятиях: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, сохранение равновесия, упражнения для мышц спины, живота, ног. Между выполнением упражнений нужно делать небольшие перерывы для отдыха, когда происходит переключение внимания и подготовка к следующему упражнению (взять мяч, поставить стул, положить обруч и т.д.)
При недостатке времени следует провести хотя бы краткие занятия, например дать ребёнку побегать за мячом, попрыгать. Большое значение для воспитания ребенка в домашних условиях имеет пребывание на воздухе. Его необходимо использовать для развития основных движений. Двигательная активность на свежем воздухе - наилучший способ воспитания здоровых закаленных детей.
При прогулке летом для развития и совершенствования ходьбы рекомендуется использовать пересеченную местность – небольшие кочки, неровности. При этом надо пройти по узкой дорожке, бревну, что поможет научиться сохранять равновесие. Развития метания и бега можно достигнуть, бросая мяч и догоняя его. Полезно залезать на пенек, скамейку(элементы лазания), перепрыгнуть через канавку с помощью и без помощи взрослого. Следует посмотреть на деревья (какие они высокие), на птичек (как они летают, какие они красивые). Последние упражнения способствуют воспитанию осанки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание условий для двигательной активности детей в детском саду"
Материал по созданию условий и планированию...
Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»
В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Создание единого речевого пространства в детском саду»
Из опыта работы...
Презентация на тему: " Повышение двигательной активности детей в детском саду»
laquo;Движение - жизнь!» - этому утверждению уже очень много лет, и оно не утратило своей актуальности. А новейшие исследования только подтвердили его правоту. Двигательная активность дошк...
Выступление на педагогическом совете: «Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе»
Выступление на педагогическом совете по теме: "Преемственность как важный фактор подготовки воспитанников детского сада к обучению в школе"...
Выступление на педагогическом совете "Внедрение бережливых технологий в средней группе детского сада"
Идея бережливых технологий пришла в образование из бизнеса. Для того, чтобы оптимизировать производство, опытные менеджеры разрабатывают пути развития с учетом наименьших затрат. По этому же принципу ...
Выступление на педагогическом совете по годовой задаче: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Самая главная наша задача – это охрана и укрепление здоровья детей, что при реализации комплексного подхода приводит к значимому результату....