ПРЕЗЕНТАЦИЯ : Описание педагогического опыта Кусаиновой Н.В.
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность патриотического воспитания в Российской Федерации заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Это является следствием недостаточной работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» выставлены следующие приоритеты государственной политики в области воспитания: -создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; -формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач любого образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Теоретическая основа работы воспитателя, в целях повышения уровня знаний дошкольников в области патриотического воспитания, зависит от знаний самого педагога . Моя работа по данному направлению строится на основе основной образовательной программы МБДОУ « Куликовский детский сад» и парциальной программы «Омское Прииртышье », также использую учебно-методические пособия О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «С чего начинается Родина? » Л. А. Кондрыкинская .
Условия формирования ведущей идеи опыта (цели и задачи педагогической деятельности). Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки , игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Поэтому, работая над данной проблемой, мною поставлены следующие цели и задачи: -формирование чувства любви и бережного отношения к родному краю, дому, детскому саду ; -воспитание уважения к своим национальным особенностям; -толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Задачи: -знакомить детей с историей, традициями русского народа; -знакомство с достопримечательностями села и города; -знакомство с народным искусством, календарно-обрядовыми праздниками и русскими народными играми; -способствовать развитию познавательной активности, любознательности; -создание атмосферы национального быта.
Описание опыта работы (результативность). Для реализации поставленных целей использую следующие формы работы: экскурсии, НОД, беседы, игры, развлечения с использованием русского фольклора. В рамках работы по данной теме улучшена и постоянно обновляется предметно-пространственная развивающая среда группы. Изготовлены и приобретены следующие материалы: карта России, карта Омской области, глобусы (3 шт.), символика РФ, фотоальбомы «Достопримечательности села», «Моя семья», альбомы «Картины родной природы», «Времена года», «Москва – столица нашей Родины», научно-популярная и художественная литература о родном крае и стране, гербарий местных растений, различные дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, неоформленный материал для творческой деятельности.
Социальными партнерами Куликовского детского сада являются: Дом культуры, общеобразовательная и музыкальная школа, сельская администрация, библиотека, школьный историко-краеведческий музей. В музее собраны и оформлены материалы об истории села и школы, об односельчанах-участниках Великой Отечественной войны, предметы народного быта и особенности интерьера старины, рукоделие Куликовских женщин. Непосредственно- образовательную деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию иногда мы проводим в школьном историко-краеведческом музее.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой Родины. Вместе с музыкальным руководителем мы проводим такие праздники и развлечения, как «Рождество», «Святки», «Масленица», «Пасха». Разучиваем колядки, народные игры, песни и танцы. В большинстве праздников активными участниками становятся родители, что способствует сплочению детского и родительского коллектива.
Создан детско-родительский клуб «Радуга интересов», цель которого привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Была проведена большая работа в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятия: «Строки, опаленные войной», «Пусть всегда будет мир!», в которых принимали участие воспитанники детского сада, родители, общественность села.
Ветеранов ВОВ у нас в селе, к сожалению, не осталось, но особыми гостями на нашем мероприятии были дети военных лет. Для них наши дети читали стихи, пели песни, посвященные Победе в ВОВ, участвовали в театрализованном представлении. А заключительным коллективным делом стал митинг, посвященный 70-летию Победы, где воспитанники детского сада с успехом выступили в концертной программе. Организована выставка семейных работ «Годы, опаленные войной», где кроме поделок были представлены фотоальбомы наших односельчан – участников войны.
В рамках работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников мною был разработан и реализован проект «Мой край родной», цель которого продолжать знакомить детей с родным поселком и природой родного края. Идея создания проекта появилась на основе спонтанно возникшего интереса детей к участникам ВОВ, к песням «былых лет», достопримечательностям родного села, к знаменитым людям.
Анализ результативности. Опыт работы, накопленный мною, показывает, что проводимая работа позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух, знать историю своей малой родины. С помощью бесед, наблюдений, экскурсий, проведения непосредственно-образовательной деятельности улучшено качество патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и анализ показывает: * Возрос уровень сформированных патриотических знаний дошкольников и правильного отношения к миру, стране. * У детей появился интерес к истории, знаниям улиц села. * Особенности представлений о родном селе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. * Возросло количество детей, участвующих в конкурсах и акциях краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание чувства любви к малой родине. Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. Прежде чем начать работу в детском саду, мною было изучено отношение родителей к данной проблеме и проведено анкетирование. Анализируя ответы родителей, сделан вывод, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников перенимается педагогами МБДОУ « Куликовский детский сад» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Выступление на тему «Формирование патриотических чувств и креативного начала у детей дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае», конспекты НОД опубликованы на международном образовательном портале nsportal . ru . и могут быть использованы в своей работе воспитателями. ( http://nsportal.ru/kusainova-natalya-vladimirovna )
Приложение 1. Проект «Мой край родной…». Вид проекта: Познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: Краткосрочный. Срок реализации проекта: 10.10.2015г. – 30.11.2015г. Участники проекта :Педагоги – родители – дети старший дошкольный возраст). Актуальность: Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Цель: Познакомить с родным посёлком и природой родного края. Задачи: Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Формировать начальные представления о родной стране, людях прославивших Россию. Учить называть свой адрес: поселок, улицу, дом. Содержание проекта: Подготовительный этап Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. Подбор материалов и литературы по данной теме. Работа с родителями. Основной этап: реализация проекта. Заключительный этап: презентация проекта. Ожидаемые результаты: -сформированы представления детей о родном поселке; - вовлечены родители к участию в проектной деятельности; - реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности. Методы исследования:наблюдение,совместные игры,НОД,беседы . Интеграция областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Формы работы НОД:Беседы;Рассматривание;Игры;Слушание музыки, песен; Чтение;Оформление альбомов. Приложение НОД. Познавательное «Мой поселок» НОД «Большой дом» (художественно-эстетическое развитие) Презентация «Моя Родина – Куликово! » Оформление альбома с детьми «Наша родина –Куликово!»
Приложение 2. Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? •Воспитание любви к Родине; •Воспитание уважения к старшему поколению; •Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; •Знание истории своей страны; •Другое- ___ •Затрудняюсь ответить. 2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? •Да; •Нет; •Затрудняюсь ответить. 3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? •Прививать детям уважение к людям своей страны; •Познакомить с обычаями и традициями своего народа; •Формировать бережное отношение к природе и всему живому; •Расширять представления о родной земле, её столице, городах; •Ознакомление с историческим прошлым России; •Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка. 4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___ 5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? •Да; •Нет; •Затрудняюсь ответить. 6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? 7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю? 8. Какой помощи в этом направлении ждёте от детского сада? Благодарим Вас!
Мои достижения. Нет предела совершенству! Всю жизнь человек формируется и узнает что-то новое, делится своим опытом с другими. Идти вперед и не стоять на месте! Вот достойный девиз педагогов. Современные технологии позволяют нам делать это в полной мере. В детский сад я пришла работать с высшим педагогическим образованием (в 2013 году закончила Омский педагогический университет по направлению «Педагогика» ( специализация-начальное образование)) . На данный момент времени окончила несколько курсов: В 2011 году окончила курсы повышения квалификации в БОУ ДПО "Институт развития образования Омской области" по теме : Реализация федеральных государственных требований в УМК " предшкола нового поколения" в объеме 72 часов. В 2015 году окончила курсы повышения квалификации в БОУ ДПО "ИРООО" по теме "Технология реализации основной образовательной программы ДО" в объеме 72 часов. В декабре 2014 года присвоена первая квалификационная категория.
Великую землю, любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта "Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Патриотическое воспитание дошкольников. Музейная педагогика....
С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.
Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Описание педагогического опыта «Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию» (педагогическая концепция)
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев....