Статья "Сказка для каждого ребенка"
статья на тему
В данной статье изложен опыт работы педагогов - психологов, работающих в службе ранней помощи и группах кратковременного пребывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazka_dlya_kazhdogo_rebenka.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка для каждого ребенка.
Открывая службу ранней помощи в территориальном отделении «Капотня» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы мы, педагоги центра, думали: как же сделать пребывания наших воспитанников разносторонне значимых, содержательным и запоминающимся для маленьких личностей города Москвы и их семей, обратившихся к нам за помощью. Мы увидели совершенно разных ребят, с разными особенностями их развития и становления. Мы также услышали совершенно разные родительские запросы, опасения: «А вдруг его обидят?», «У нас слабый иммунитет!», «Он ведет себя не как другие дети!». Всё это мы слышали вначале, едва познакомившись с семьями и их «особыми» детьми. Но все они, и дети, и взрослые, шли в центр с надеждой…
Казалось бы, довольно сложный, разноплановый сгусток детских проблем и родительских тревог. Были ли сложности? - спросите вы. Конечно же, были.
Поэтому, главной задачей работы нашей службы было подобрать психолого — педагогические точки соприкосновения в развитии своих воспитанников, отыскать сильные стороны в каждом ребенке и предложить универсальную нить воспитания, обучения, коррекционного развития и поддержки для всех наших малышей.
В процессе своей работы мы уловили главное, что «особые» дети очень восприимчивы ко всему, особенно к искусству.
Эти дети улыбаются, слыша музыку, пытаются проявить себя в ней. Им доставляет большое удовольствие взаимодействие с красками, с тестом и другими материалами. Они создают какие-то свои удивительные творения. Для таких детей очень важен художественный аспект и комплексный подход. А как наши дети любят сказки...
Мы решили расширять это направление.
Именно многогранное раскрытие того или иного образа, персонажа, сюжета, тематическое проведение через все виды детской деятельности дает возможность «особым» детям почувствовать, понять, потрогать, соотнести, воплотить.
Таким образом, большой аспект в своей работе мы уделили направлению «Искусство — терапия», а именно терапия через сказку.
Это, конечно, длительный, кропотливый, но творческий и интересный процесс.
Как же ведется наша работа?...
На первых этапах мы читаем сказку, знакомим детей с персонажами, наблюдаем их, беседуем, просто играем. На следующем этапе включается продуктивная деятельность и мы предлагаем детям всевозможные материалы для творчества: краски, пластилин, клей, кусочки тканей, бумагу, природный материал и многое другое. Параллельно работает театрализованная игровая деятельность, в которой мы знакомим детей со сказкой, используя различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый театр, настольный театр, театр масок, предлагаем элементы игровой драматизации.
На следующем этапе погружения в творческие образы детям предлагается музыкально-ритмическая составляющая. Ребята слушают музыкальные фрагменты, с помощью взрослого подбирают подходящие к образам и персонажам композиции. В процессе музыкальных игровых упражнений дети вовлекаются в двигательный, танцевальный процесс, повторяя за педагогом характер выполнения движений, отмечая и передавая особенности того или иного героя.
К подобному творческому, художественно-эстетическому взаимодействию подключаются и наши родители. В домашних условиях они играют с ребенком, смотрят мультфильмы про данную сказку, совместно готовят костюмы к праздникам, тематическим показам и выступлениям.
Завершающим этапом этой долгосрочной и комплексной работы является сама детско-родительская драматизация, в результате которой дети получают первый опыт выступлений, а родители заряд гордости за своего ребенка и множество положительных эмоций.
Чем же хорош этот метод?...
Практика нашей работы показала, что, таким образом, ребенок многогранно насыщается, получает комплекс необходимых навыков и элементов в свою «копилку развития». У него расширяется кругозор, он учится взаимодействовать как с различными материалами, так и с другими детьми — героями сказки.
Этот спектр направленных действий полезен и для родителей наших воспитанников, ведь они получают для себя ещё одну возможность для помощи своему ребенку. Дать ему возможность раскрыться, помочь ему сделать ещё один шаг навстречу личностному росту и жизненному опыту.
А нам, педагогам, так приятно видеть результат своего труда — улыбку ребенка и невольное удивление взрослого: «Неужели это сделал мой «особый» ребенок?!»
Для них это маленькое чудо. Чудо, созданное искусством, благодаря искусству и ради искусства. А ведь всем известно, что искусство способно творить чудеса.
У нас так и происходит: оно дарит сказку для каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Тайные мечты каждого ребенка
- Любите меня, даже когда я плохой.- Говорите, что я единственный, что вы всегда будете меня любить, что бы ни случилось.- Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, ...
Эссе на тему:"Каждый ребенок - это личность".
Ребенок может быть любым, но обязательно любимым....
"Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой бытом русского народа».
Моя творческая работа подготовлена по программе "Истоки". в этой программе есть раздел "Музейная педагогика"....
Каждый ребенок - индивидуальность.
Рекомендации родителям....
Каждый ребенок имеет законное право на счастливое детство.
В преддверии праздника наш детский сад «Звездочка» провел день открытых дверей по теме «Права ребенка»....
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...