"Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой бытом русского народа».
статья по окружающему миру по теме

Моя творческая работа подготовлена по программе "Истоки". в этой программе есть раздел "Музейная педагогика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Сергачского муниципального района

Информационно-диагностический кабинет

Творческая работа

«Формирование духовно-нравственного начала

в каждом ребенке на основе ознакомления с историей,

культурой бытом русского народа».

Выполнила

Старший воспитатель д/с № 5 «Березка»

Данилова Елена Владимировна

Стаж работы 6 лет

2013 год

Введение.

                                                                          «Человек, утративший свои

                                                                           корни, становится потерянным

                                                                           для общества»

                                                                                        ( В. И. Сорока-Росинский)

       В Национальной доктрине образования подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры воспитание бережного отношения к историческому и «культурному наследию народов России».

       Полностью принимая и разделяя такие целевые ориентиры отечественной системы образования, я считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать и пробуждать с раннего детства. Именно пробуждать, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение личности.

       «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой.

       Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, декоративно- прикладном искусстве… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» ( Д. С. Лихачев).

  Понятие «музейная педагогика» было введено в научный оборот в конце 19 века в Германии. Его разработка связана с именами А. Рейхвена, Г. Фройденталя, А. Лихтваха.

       В 90-х годах 20 века в России уже не существовало, пожалуй, ни одного музея, где не велась бы работа с детьми дошкольного возраста. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею.

Академик Д. Лихачев, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечая, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки».

       На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что музейная педагогика заняла в учебно-воспитательном процессе ДОУ очень важное и нужное место. Практика показала, что дети способны воспринимать самое главное в произведении искусства – его эмоциональность, художественную идею. Дети тянутся к прекрасному и светлому, сами стремятся выразить в творчестве свои переживания. И хотя порой ребенок очень карикатурно пытается скопировать известное произведение, он еще глубже проникает в сущность замысла художника, внимательно рассматривая полотно и пытаясь передать его содержание. Для этого надо стараться, чтобы лучшие экспонаты в музее или выставочном зале и даже представленные в репродукциях, запали в души дошкольников как можно раньше, в том возрасте, когда каждое художественное впечатление – событие.

       Но главным смыслом музейной педагогики мы считаем то, что на вопрос: «А можно ли совсем обойтись без музеев, никогда туда не ходить, не любоваться произведениями искусства?» - все дети отвечают: «Нет, конечно, нет!».  

1. Теоретическая часть.

1.1. Роль музейной педагогики  в формировании духовно-нравственного начала дошкольников.

       Знакомство детей с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению П. М. Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений».

       Живопись, скульптура, графика, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигало своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Этому должна быть посвящена  работа педагогов уже в дошкольном учреждении. Т. С. Комарова одну из задач музейной педагогики в работе с детьми определяет как «формирование умения находить произведения искусства в окружающем, а также «выражать свои мысли и чувства языком искусства».

       Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев – подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно – интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребенка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик образовательных центров.

1.2. Специфика учебно-воспитательного  процесса.

 Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах музея состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать произведение искусства, пробудить потребность к созданию прекрасного и в своем быту. Речь идет о приобщении детей к истории искусства (в увлекательной форме «игр – путешествий»); знакомстве с художником (биографией, историей создания произведения), художественными материалами, способами создания образа, произведение (техникой); об овладении некоторым искусствоведческим словарным запасом; усвоении навыков устойчивого художественного восприятия.

На первом этапе знакомства с музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребенка к восприятию коллекций, его эмоциональный настрой. Вот об этом, а затем уже об образовательных задачах в первую очередь должен заботиться воспитатель и музейный педагог. Дети дошкольного возраста оптимисты и свои наивные представления о мире выражают наивными же средствами. Художественное восприятие ребенка эмоционально, конкретно и целостно, непосредственно и образно. Специалисты считают, что формирование основ культуры восприятия необходимо начинать уже с четырех лет, поскольку ребенок активно приобретает опыт видения: одушевляя игрушки и предметы, он сопереживает сказочным персонажам, идентифицируя себя с героями книг, заинтересованно рассматривает обстановку комнат, замечая изменения в интерьере, активно преобразует свое игровое пространство.

       У детей 4-5 лет развита эмоционально – познавательная активность, способность к сопереживанию, жажда деятельности. В этом возрасте ребенок уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, он уже способен к перевоплощениям в иные образы (в играх, изобразительной, иной творческой деятельности). К 5 годам дети откликаются на юмор, обаяние фольклора и сказочных образов. Они предпочитают доступные по содержанию, простые и ясные композиции, яркие декоративно – контрастные сочетания теплой части спектра.

       В 5-7 лет ребенок уже выделяет себя в окружающем его мире, у него совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Дети этого возраста вполне самодостаточным и могут планировать свои действия со сверстниками. Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения, для которого характерна декоративная образность, условность отражения действительности, что созвучно с образами народного искусства. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонажей. У способных детей пробуждается интерес к разным видам и жанрам изобразительного искусства, появляется избирательность в выборе художественных средств в изобразительной деятельности, зарождается интерес к экскурсиям по родному городу, выставкам и музеям.

       Важным условием художественного развития детей является правильно выстроенный зрительный ряд, грамотно организующий художественное восприятие детьми произведений искусства. Яркая образность, декоративности художественных произведений, узнаваемости содержания помогают привлечь внимание детей.

       Возможные приемы организации работы с детьми:

  1. Беседа – диалог. Важно определить, как поставить (сформулировать) вопрос детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как подвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления.
  2. Рассматривание произведения искусства. Важно определить, что в произведении главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети и каков разброс зрительских симпатий к одному и тому же произведению.
  3. Итоговая беседа – игра для закрепления, усвоенного детьми. Эти беседы должны приносить детям радость, чувство самодостаточности от общения с прекрасным. Ответы детей многое могут рассказать педагогу, помогут ему уточнить методику проведения занятий в музее и детском саду.

       Непринужденная беседа, в форме которой протекают занятия с детьми, вносит в экскурсию немалый элемент непредсказуемости. Поэтому музейному педагогу необходимо обладать даром импровизации, быть находчивым, но одновременно и достаточно строгим. Атмосфера свободы и раскованности, которая создается благодаря живому диалогу, не должна мешать сосредоточенной работе детей. Не случайно опытные экскурсоводы более трети всего времени тратят на поддержание дисциплины, что, конечно, достигается четкой организацией занятий.

       Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения даже от взрослых посетителей. Но то, что и им дается нелегко, представляет для детей особую трудность. Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает ребенку подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать все новые и новые знания. Именно поэтому при работе с детьми нужно очень четко знать, сколько времени займет экскурсия, что им показать и в каком объеме.

       Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 25-30 минут ее первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как во вторую внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки. Чрезвычайно важно не забывать, что детям очень трудно стоять на одном месте. Время остановки у одной витрины не может быть очень долгим: обычно это 1-3 минуты.

       Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у маленького ребенка. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить до 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».

       Для того, чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Довольно трудны, например, для дошкольников слова «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант». Нужно, чтобы дети не только повторили их за экскурсоводом, но вернулись к ним не раз. Разумеется, сказанное касается и других слов, понятий и сведений, которые, по мнению музейного педагога, должны остаться в памяти детишек.

       Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. Во многих музеях зарубежных стран стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, разрисовать китайскую тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, попробовать рис с помощью палочек, приготовить блюдо по старинному рецепту и так далее. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.

       Прежде чем начать работу с музеем, педагогу следует предпринять ряд шагов.

  1. Составить небольшой, но конкретный план, включить в него мероприятия, намеченные в плане ДОУ и музея.
  2. Определить направления работы, которые должны отвечать достижению главной цели: помочь ребенку понять и принять культуру своего народа; заронить в детскую душу красоту, эмоциональный интерес, переживания от встречи с искусством.

  1. Доставить детям радость от встречи с прекрасным, затронуть детское воображение еще не искаженное разными чувствами. Воспитание тонкого аппарата творческого восприятия  дает детям способность не только особо чувствовать, но и распространять эту способность в разные сферы детской деятельности (игру, конструирование, изобразительная деятельность, художественный труд и так далее)
  2. Пропитать умы и сердца маленьких питомцев живым источником художественной щедрости лучших мастеров, создавая условия общения с искусством не только в музеях, но и в самом учреждении. Дать ребенку приблизиться и интуитивно проникнуть вглубь содержание игрушки, предмета, вещи; пусть даже самые маленькие соприкоснуться с народной игрушкой, свистулькой, матрешкой – первоисточником художественного произведения.
  3. Мини- музей будет той образовательной средой, где обучение станет носить творческий и развивающий характер. Эмоциональное отношение ребенка к предметам старины подкрепить возможностью творчески выразить свое восприятие в процессе деятельности (рисование, лепка, роспись, художественный труд, конструирование и так далее).
  4. Счастливый день в жизни детей, когда в музей идет вся семья, а откроет этот новый мир родителям их ребенок. Иногда родители даже не подозревают о том, как много может дать музей их ребенку.
  5. В свободных разговорах предоставить детям возможности высказать впечатления. Пусть словами, жестами, рисунком выразят любые мелочи, которые поразили их в музее, а потом на следующих занятиях последуют подробности и дополнения.

1.3. Игровая деятельность на занятиях по музейной педагогике.

Дошкольники с удовольствием играют в настольные, дидактические, народные игры. Поскольку игра – основной вид детской деятельности, то они сами того не замечая через нее включаются в мир народной культуры.

       Вариантов игры в музее или с музейными предметами много. Музейный педагог Н. Д. Рева применяет в своей деятельности целый спектр музейно-образовательных игр, дающих стимул воображению и творческой импровизации. Например, игра «О чем говорят вещи». Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить ее, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своем прошлом, своих прежних хозяевах, какие поведать друг другу истории. Возможно и коллективное придумывание и разыгрывание небольшого сказочного действа, исполнители которого – дети, а действующие лица – музейные экспонаты. Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение. Игра «Видящие руки» развивает сенсорную культуру, необходимую для восприятия пластических искусств: дети с закрытыми глазами ощупывают скульптуру, изделие из глины и пластилина, предметы разнообразной конструкции и фактуры, стараясь определить материал и форму. Игра «Живые силуэты» состоит в том, чтобы с помощью пальцев рук на освещенном экране воспроизвести различные силуэты (например, животных), которые должны быть не только легко узнаваемы, но и выражать характер персонажа.

       Цель перечисленных дидактических игр – развитие способности к эстетическому переживанию. Однако организация игровой деятельности оказывается необходима и тогда, когда акцент делается на задаче формирования исторического сознания детей.

       Создание ситуации ролевого уподобления, да и вообще проведение музейных игр, требует, как подчеркивают психологи, очень большой работы музейного педагога. Он должен дать детям четкое и одновременно доступное их пониманию представление о том контексте, в котором протекает игровое действо. «В противном случае,- подчеркивает психолог И. В. Шаповаленко,- «игра» будет страдать поверхностью и формализмом, ни в коей мере не выполняя своей функции».

       Представлен целый ряд игр для детей для развития наблюдательности, умение различать детали, делать предположения, основанные на аргументации. Игра «Закончи картинку» заключается в том, что дети дорисовывают вырезанные фрагменты картинки (на этом месте подклеивается бумажка). Формируется представление, что, если предмет не сохранился полностью, его можно реконструировать, а точность реконструкции зависит от оставшейся части. Это же представление развивается и в игре «Разбитая тарелка». В группу приносят тарелку и два фрагмента, половину такой же тарелки и четверть от нее. На тарелке обязательно должен быть рисунок, они вносятся в аудиторию в коробке. Дети делятся на подгруппы, которые восстанавливают рисунок на тарелке по фрагментам. Вывод: фрагмент иногда может нести не меньше информации, чем целое.

       Другая игра – «Таинственный предмет» - прекрасная возможность привлечь внимание ребят к предметам старого быта, мало знакомым современным детям.

       Игра «Потерянный багаж» заключается в том, что чемодан «набивают» разными вещами, по которым реконструируется жизнь того, кто потерял его.

       В беседах родители самым важным называют возможность дать ребенку хорошее образование, всесторонне развить на занятиях. Для педагога главное – воспитывать детей в традициях народной культуры, которая определяет мировоззрение, способна возродить самосознание, нравственность. На занятиях дети слушают сказки, былины. Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребенку испытывать чувство сопричастности, сопереживать героям в горе и радости, желать победы, добра.

  1. Практическая часть.

  1. 2.1. Цели и задачи.

Цель:

Сформировать духовно – нравственного,  культурного человека, уважающего свои традиции.

       Задачи:

  1. Обогащать знания детей о семье, городе, стране, культурных традициях родного города;
  2. Развивать творческие способности детей на основе активного освоения культуры русского народа.
  3. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства через знакомство с культурным наследием родного края.
  4. Формировать знания детей о культуре, быте, традициях родного народа.
  5. Воспитывать интерес к истории, культуре, народному творчеству, учить видеть и выделять характерные элементы народных росписей, отличая их друг от друга.
  6. Воспитывать у дошкольников интерес и любовь к прошлому и настоящему русского народа; уважительное отношение к творениям народных мастеров.
  7. Заложить основы воспитания духовно-нравственной личности, способной ценить родную культуру, сохранять лучшие традиции родного народа.
  8. Формировать чувство сопричастности к наследию прошлого.

       В комплексной программе развития ребенка – дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца), по которой работает наш детский сад, в старшем дошкольном возрасте в рамках линии эстетического развития выделены блоки работы с детьми – «Изобразительное искусство» и «Дети в музее изобразительного искусства».

      Система работы по музейной педагогике включает подготовку дошкольников к предстоящему посещению музея, цикл занятий в нем, последующую работу с детьми в дошкольном учреждении: занятие по разным видам изобразительной деятельности, направленные на передачу детьми своих впечатлений и выражение отношения к увиденному и услышанному.

  1. 2.2. Формы и методы работы с детьми.

              Формы и методы работы с детьми по музейной педагогике должны обладать следующими качествами:

  1. Нетрадиционность, нестандартность.
  2. Учет потребностей ребенка в игре, предоставление возможности двигаться, включение драматургических и театрализованных форм.
  3. Возможность выделения методов опытно-поисковой деятельности для каждого ребенка.
  4. Связь всей работы с практической деятельностью детей по лепке, аппликации, рисованию, моделированию.
  5. Интегрирование разных видов искусств.

     

 Планирование работы по музейной педагогике можно представить следующим образом.

       Для педагогов:

  1. Изучение программы Л. В. Пантелеевой «Музей и дети».
  2. Беседы, практикумы, консультации, выставки.
  3. Самообразование, посещение музеев.
  4. Оснащение дидактическим материалом.

       

Для родителей:

  1. Беседы, консультации, опрос, открытые просмотры, родительские собрания.
  2. Наглядная аппликация (рекомендации, выставка книг и открыток).
  3. Помощь в организации мини-музея (предметы быта, народной игрушки, русского костюма и так далее)

       Для детей:

  1. Групповые занятия в мини-музее «Русская изба»
  2. Индивидуальные искусствоведческие беседы.
  3. Досуги, игры – развлечения «Чудо-сундучок», «Матрешка», «Украшения», «Далекие страны» и так далее.
  4. Сюжетно-ролевые игры «Автобусная экскурсия», «В музее», «Художественный салон».
  5. Организация выставок репродукций, фотографий, бытовой утвари, народной игрушки, узора.

Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде и, и тем более, воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях.

       Пример. Любой из нас с раннего детства знает наизусть русскую народную сказку «Колобок», в которой бабка ходила скрести муку по сусекам. Мы с удовольствием рассказываем ее детям, а у них возникает вопрос: «Что такое сусеки?» Хорошо, если в тексте есть сноска, информирующая о том, что сусеки – это сундуки или лари для хранения муки и зерна. Но даже подобная сноска недостаточна, потому что слова «сундук» и «ларь» тоже устарели. Деревенским ребятам они еще понятны, а городским нет. К тому же сундуки и лари различаются по назначению.              Разобравшись со строением сусеков, продолжим чтение сказки. Маленькие дети обычно не спрашивают, почему Колобок получился круглым. Воспроизведя песенку главного героя, где описана технология его изготовления, они просто играют рифмованными словами:

                На сметане мешон,

                В масле пряжон и т. д.

       Значение слова «пряжон» многим остается неизвестно до конца жизни. А ведь именно в нем заложен секрет круглой формы Колобка. В Толковом словаре В. Даля написано: пряжить, пряживать, пряженить – жарить в масле мучные изделия. Заметьте, жарить, а не печь. Колобок не лежал на противне, он плавал в масле. Оттого и бока получились круглыми.

       Данный пример показал, что отсутствие зрительного образа и неосведомленность детей в области утилитарного назначения традиционных предметов быта мешают им правильно воспринимать историко-этнографические описания в текстах. Уходит время, уходят и вещи. Их названия, встречающиеся в различного вида источниках, непременно нужно сопровождать комментариями и наглядными изображениями.

       Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети незнакомы с данным процессом. Даже дошколята, рассмотревшие устройство кросен и усвоившие принцип изготовления ткани, способны освоить элементы ремесла. Они запросто ткут полотно из бумажных полосок. Это всем известный бумажный коврик, в котором есть и основа, и уток.

              Однако, даже познакомившись с утилитарным назначением предметов и основ манипуляции с ними, мы не можем увидеть их глазами наших предков. В чем же причина? Она заключается в том, что предметы, окружающие нас, являются носителями не только утилитарной нагрузки, но и нагрузки символической. Люди каждой эпохи наделяют их особым смыслом. Вещи могут служить знаками добра, зла, богатства, плодородия и так далее. В традиционных культурах их знаковость, как правило, связана с магией подобия.

2.3.Организация развивающего пространства.

       Реализации задач приобщения детей к истории и культуре родного края в полной мере соответствует деятельности нашего музея краеведения. В образовательную среду детского сада входит мини-музей. Экспонаты его разделены в несколько разделов.

       Раздел «Традиционный быт» представлен экспонатами домашней утвари, убранства, посуды, быта крестьян. Через данный раздел мы знакомим детей с традициями наших предков.

       Раздел «Город, в котором я живу» представлен фотоальбомами о родном городе, областном центре, о столице нашей родины, а также присутствуют предметы – экспонаты, отражающие победу русского народа в Великой Отечественной войне.

       В разделе «Ребячьи сказки» находятся самодельные вязаные куклы, персонажи и дополнительные атрибуты к любимым русским народным сказкам.

       Здесь дети встречаются с героями народных сказок, еще и еще раз переживают целую гамму человеческих чувств: доброты, милосердия, сострадания, любви. Через сказку они получают и первые простейшие нравственные уроки жизни.

В музее мы проводим, тематические выставки, а также подгрупповые занятия. Были проведены беседы на тему «Как жили люди раньше». Также проводятся рождественские посиделки, цель которых -  знакомство детей с обычаями русского народа, воспитание желания сохранять традиции своего народа.

       В общем и целом мини - музей краеведения является тем духовно-нравственным «наполнителем», который не позволяет предать забвению историю, поддерживает в детях и взрослых чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отчизне.

       Мини- музей посещают все дети дошкольного учреждения, начиная с 3 лет. Работа строится в соответствии с комплексной программой «Истоки» Арушановой А.Г. , Алиева Т.И. и др., технологией «Социокультурные Истоки», И.А. Кузьмина.

       Приобщение дошкольников к краеведению и истории России осуществляется у нас как в традиционных формах обучения и воспитания (экскурсии в музей, организация тематических выставок), так и через работу по разделу «Музейная педагогика».

       Работа по музейной педагогике базируется на следующих основных положениях:

  1. Построение содержания деятельности «от ребенка», то есть через отбор наиболее актуальных для этого возраста знаний.
  2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса с учетом возрастной детской компетентности.
  3. Максимальный учет психологических особенностей детей, дифференцированный подход к каждому ребенку.
  4. Научность и доступность знаний.
  5. Интегративность знаний; взаимодействие со специалистами и воспитателями групп.
  6. Проблемный характер взаимодействия с детьми.
  7. Деятельностный подход, при котором ребенок выступает активным участником процесса приобретения знаний.
  8. Тесная взаимосвязь с родителями.

       

       После посещения музея краеведения вечером дети тянут за руку своих родителей, показывая интересные экспонаты и выставки музея. И вот уже меняется отношение и настроение родителей, в глазах появляются искорки тепла и доброты, улыбка трогает их губы. Воспоминания далекого – далекого прошлого, но вместе с тем, и такого родного и близкого до слез, до самой глубины русской души переполняет их. Детям важно знать культуру своего народа, свои истоки, ведь так осуществляется преемственность поколений. Народная культура несет в себе добро, а дети берут из нее самое лучшее.

     

2.4. Интеграция музейной педагогики через другие виды детской деятельности

          Для более глубокого осмысления темы, прочувствованного восприятия, детям предлагается обыгрывание ее. Через словесные, музыкальные, народные, подвижные, хороводные игры дети продолжают знакомиться с обрядами русского народа, предметами обихода, бытовой и семейной культурой предков. Проработка исследуемой темы заканчивается продуктивной деятельностью, где через рисование, аппликацию, лепку, изготовление бижутерии отражается отношение детей к культурному прошлому своего народа.

Обоняние и слух тоже играют не последнюю роль в обучении. Музей должен быть наполнен звуками и запахами. Например,  музыкальный руководитель подбирает  народные мелодии, которые могут сопровождать процесс созерцания и труда, а аромат сосны в условной русской избе усилит ощущение присутствия. Ведь не только любой дом, но и любой народный обряд обладает особыми запахами, формами и цветами. Например, у многих современных россиян праздник Нового года ассоциируется с запахом хвои и мандаринов, со звуком разорвавшихся петард. Но у русских крестьян 19 века он вызывал ассоциации.

Огромное значение на воспитание духовно-нравственных чувств у детей является проведение праздников и развлечений.  В процессе этого дети знакомятся с народным творчеством: русскими народными играми, историей русского народа, попевками, считалками, обычаями, традициями русского народа. Эта деятельность очень интересна детям, она стимулирует их творческую деятельность, воспитывает чувство любви к родному краю. Развивает музыкальные и игровые способности.

2.5. Работа с родителями.

Особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связи с родителями. Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателя по нескольким направлениям.

В первую очередь необходима убежденность педагогов в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием эффективной работы с детьми.

Я стремлюсь к тому, чтобы взаимодействие ДОУ и семьи носило характер воспитательного союза, в котором обе стороны осознают роль каждого, и мы стремимся творчески объединить усилия в духовно-нравственном воспитании детей. Мы вместе с основными воспитателями добились того, что родители стали не посторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают активное участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и проводят вместе с нами занятия, экскурсии. Активно обсуждают вопросы воспитания на педсоветах, родительских собраниях.

В работе с родителями использую следующие формы работы:

  1. Родительские собрания («Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в детском саду и семье» - запланировано на январь 2011г.); родительские собрания в нетрадиционной форме («Ярмарка» - 2009 г.).
  2. Конкурсы:
  1. Конкурс на базе ДОУ  - картины из осенних листьев ( семья Шлаговых – 3 место);
  2. Районный конкурс, посвященный дню матери «Лучшая мама» (Ванифатова Л.М. заняла призовое место);
  3. Конкурс семейных фотоколажей «Я с бабушкой своей, дружу давным давно».
  1. Выставки: «Семейная реликвия» (обереги, наследственные вещи) – запланирована на май 2011 г.
  2. Праздники и развлечения: «Картофельный бал», «Ярмарка».
  3. Анкетирование (выяснение отношения родителей к данному виду деятельности).

2.6. Результативность воспитательно-образовательного процесса по разделу «Музейная педагогика».

В данной группе детского сада я работаю второй год. Диагностику результативности педагогической деятельности делаем 2 раза в год. Проведя диагностику, я выявила следующие результаты:

Годы

Группа

Входящая

Выходящая

2009-2010

Старшая

Высокий – 61%

Средний – 32%

Низкий – 7%

Высокий – 80%

Средний – 16%

Низкий – 4%

2010-2011

Подготовительная

Высокий – 83%

Средний – 14%

Низкий – 3%

Сравнивая показатели сентября 2009 года (входящая диагностика) и показатели сентября 2010 года (входящая диагностика) я получила такую диаграмму.

3. Заключение.

Для формирования духовно-нравственных качеств очень важно дать детям начальные знания о семье, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, традициях, культуре. Важно приобщить ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Великий педагог-психолог А.С.Макаренко сказал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

        Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства.

Дошкольное детство – важная ступень в формировании духовно-нравственных качеств детей.

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ - ДОШКОЛЬНИКАМ»

Консультация для воспитателей.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра В жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Немало таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). В играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре "Краски" покупатель переговаривается с водящим: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель". - "Зачем пришёл?" - "За краской". - "За какой?" - "За голубой".

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре "Уголки" каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий - водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. В играх типа "Горелки" текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.

Игры можно разделить по видам движений: игры сбегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

 

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина.

Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

ИГРА В КАМЕШКИ

Популярной в России в своё время была игра в камешки. Называли её по-разному: кремушки, галанцы, просферы. Для игры дети берут пять камешков величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхностью. Такие камешки удобно взять в руку, легко рассыпать во время игры на столе. (Можно использовать для игры также жёлуди и т.д.)

Перед игрой дети по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем бросать камешки. Но есть и особый жребий, когда все играющие берут пять камешков, слегка подбрасывают вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются поймать их на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники игры садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроки ведут "по солнцу", т.е. справа на лево.

Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну фигуру (такие, как "Грудка", "Жары", "Мостик"), и трудные, когда дети выполняют несколько фигур. Комбинация фигур бывает сложной, и не всегда всем играющим они удаются, но частое повторение игры даёт свои результаты.

Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений.

"Жары"

Пять камешков игрок берёт в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает вверх. И пока он летит, нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

"Мостик"

Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.

"Из руки в руку"

Та же игра, но нужно успеть взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

"Грудка"

В правую руку дети берут по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх ещё раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.

ИГРЫ С БЕГОМ

«КУРОЧКИ»

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок, не видал мою курочку?" - "А какая она у тебя?" -спрашивает петушок. "Рябенькая, а хвостик чёрненький". - "Нет, не видел". Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кшш! Кшш!" Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила:

Курочки бегут в дом только на слова: "Кшш! Кшш!"

Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встаёт на её пути.

Указание к проведению.

Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10-20 м). Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеёк. В своём доме они взлетают на насест (на скамейку).

"У медведя во бору"

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги.

Дети идут в лес за грибами, за ягодами и напевают песенку:

"У медведя во бору                                                     Медведь постыл,

Грибы, ягоды беру!                                                     На печи застыл!"

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идёт по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила:

Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить свою песенку, раззадорить его.

Указания к применению:

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

"Гуси-лебеди"

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: "Гуси-лебеди, домой!" Гуси отвечают: "Старый волк под горой!" - "Что он там делает?" -"Сереньких, беленьких рябчиков щиплет". - "Ну, бегите же домой!" Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила:

Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: "Ну, бегите же домой!"

Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

 "Воробушки и кот"

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зёрна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зёрна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

"Мешочек"

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.

"Петушиный бой"

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила.

Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению.

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру. Бой петухов может проходить и в другой позе, например в приседе, руки играющие держат на коленях.

"Салка на одной ноге"

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладёт платочек. На слово "Раз, два, три, смотри!" дети открывают глаза. Стоя на месте они внимательно смотрят друг на друга: "Кто же салка?" Ребёнок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: "Я салка!" Участники игры, прыгая на одной ноге, стара­ются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка!" Игра повторяется.

Правила.

Если ребёнок устал, он может прыгать поочерёдно то на правой, то на левой.

Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

Конспект занятия

«Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

Программное содержание:

- познакомить детей с жилищем русского человека - избой, с тем, как её строили;

- познакомить детей с элементами быта наших предков; вызвать интерес к русским традициям; помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Словарь: помощь, рубить избу, горница, сундук, полати.

Материал к занятию: кукла «Трофим Трофимыч», макет «Изба», запись музыки  П.И. Чайковского.

Ход занятия

- Дети, сегодня мы с вами пойдём в гости к тётушке Алёне. А живёт тётушка Алёна за лесом, поэтому наш путь лежит через лес, который мы с вами придумаем. Сделать нам это поможет музыка великого русского композитора П.И. Чайковского. Закройте глаза, вслушайтесь в волшебные звуки музыки и представьте себе осенний лес, каким вы его знаете. (Слушание музыки 2-3 минуты, после чего громкость музыки убавляется)

Воспитатель: Я вижу в лесу много деревьев и кустарников, здесь бродит много разных зверей, все они занимаются своими делами. Вижу птиц, грибы, орехи, ягоды...

А теперь откройте глаза и расскажите, что вы видели в лесу. (Деревья 2-3-4 видов, животные леса 5-6 видов, птицы 2-3 видов, грибы, орехи, ягоды. В случае затруднения детей воспитатель помогает им, предъявляет предметные картинки-подсказки с изображением флоры, фауны). А вот и изба тётушки Алёны!

Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской стороне! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли». Тётушка Алёна увидела нас, обрадовалась.

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.

Ну, вот как славно и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (Используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т.п.)  - Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?

Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие - здоровье. Т.е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.

А ещё я вам сказала: «милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете? (подводится итог детским рассуждениям: милость - от слова милый, т.е. прошу вас быть милыми. Милый человек, какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает).

- Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские - народ доброжелательный». Как вы это понимаете?

Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу.

Традиция помогать друг другу называлась помощь. Давайте все вместе произнесём это новое слово «помочь». И пословицы народ сложил: «Ум хорошо, а два лучше», «Другому сколько можно помогай», «Одному хорошо, а вместе лучше».

- В старые времена дома на любом месте не строили. Но где же нам найти такого помощника да рассказчика, который помог нам о старине услышать? Слышите стук?

Появляется кукла бибабо, знакомится с детьми, говорит своё имя - Трофим Трофимыч, называет свой возраст - 1000лет.  За плечами у него мешок.   Мешок тот не простой, в нём хранятся рассказы о старине. Трофим Трофимыч предлагает детям рассмотреть содержимое мешка. В нём дети находят 3 маленькие булочки. С их помощью дети смогут узнать много удивительных историй.

Дети рассаживаются, и домовой начинает рассказывать свой рассказ - «О том, как в старину место для дома выбирали» (педагог манипулирует куклой и ведёт рассказ).

Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми.

У меня в мешке, - говорит домовой, - три маленьких хлеба. Оказывается, в старину с их помощью выбирали место для строительства дома. Приглядели хозяева площадку, где можно дом ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекли. Поутру с ними на место вышли. Два хлеба за пазуху положили: один - с правой стороны, другой - с левой, а третий хлеб - прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их на землю бросали. Коль упали хлеба кормами кверху, можно дом строить, а уж если нет, то не обессудь — ищи

другое место для избы.

Пантомима «Строим избу»

 И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называет горницей. Постарайтесь запомнить это слово. (2-3 ребёнка повторяют) Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы детей). А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова), Да, печь и накормит, и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы) А ещё, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Простудятся и т.п.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.

А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках). А в некоторых избах делали полати - это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? Самый главный в семье был самый старший мужчина - дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.

А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам -уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.

Вот, дети, какой русский народ: доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово), родителе почитает (почитает - что это обозначит?), в помочи никому не отказывает (помочь - что это?) и весёлый. А как праздник придёт - веселились от души. Подводятся итоги занятия.

Конспект занятия

«Роспись сарафана русским узором»

 Программное содержание:

- учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле;

- развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента;

- упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа;

- упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя;

- формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

Материал к занятию:

Макет русской избы, плоскостные фигуры героев русской народной сказки «Морозко» (дед, баба, дочка, падчерица). Контурные изображения сарафана, кисти, гуашь (на каждого ребёнка). Рисунки детей по сказке «Морозко».

Полосы с образцами орнамента.

Предварительная работа.

Чтение русской народной сказки «Морозко». Рассматривание иллюстраций В.Лукьянец. Рисование с детьми рисунков по сказке. Знакомство с русским народным костюмом.

Словарная работа: падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.

Сегодня с помощью одной русской народной сказки мы отправимся в засыпанную снегом деревню, в избу, где живут старик, старуха, её падчерица и родная дочка.

(Звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла», дети садятся на ковёр. Перед ними - макет русской избы.)

Воспитатель:

 - Итак ... Живало - бывало ... Жил дед (выставляется плоскостная фигура деда), да овдовел - жена у него померла. И женился он на другой. У деда была дочка, и у бабы была дочка ( выставляются поочерёдно фигуры бабы, падчерицы, родной дочки). И невзлюбила баба старикову дочку, свою падчерицу. Ничем старухе не угодишь: всё не так, всё худо.

- Ну что, ребята, вспомнили эту сказку? (ответы детей).

- Да, это русская народная сказка «Морозко».

- Дети, когда мы читаем какую-либо сказку, все вы очень любите смотреть иллюстрации художника. И наши дети нарисовали такие прекрасные иллюстрации к сказке «Морозко». Давайте попросим наших художников вспомнить и рассказать нам о своих рисунках.

Рисунок 1. Падчерица носит с речки воду.

Рисунок 2. Подарки Морозко падчерице.

Рисунок 3. Старухина дочь сердится на Морозко.)

(рассказы детей о своих рисунках)

Воспитатель:

 - Вот мы и вспомнили с вами сказку «Морозко». Ребята, а о ком из героев сказки вам хотелось бы поговорить в первую очередь?

(Две девочки берут в руки плоскостные фигурки падчерицы и дочки.)

1-я девочка: - Падчерица была такая умница, такая рукодельница, всё успевала, всё у неё спорилось. И душа у неё была добрее доброго: и странника приветит, и пить подаст, и словом никого не обидит.

2-я девочка: - Совсем другая старухина дочка: ленива да зла, а уж на язык-то дерзка да груба. Всем от неё доставалось, даже матери родной. Делать по дому она ничего не делала, только спала да кушала.

Воспитатель:

- Да, разные были сёстры, но посмотрите какие они обе красивые,

стройные, так и хочется изменить конец сказки. Давайте представим, что наши сёстры - красавицы подружились и решили вместе пойти на ярмарку.

Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.

- Что это за одежда? (рубаха, сарафан)

- Ребята, давайте для наших красавиц украсим праздничные сарафаны.

Проходите в нашу мастерскую. (Дети проходят за столы, где уже приготовлены силуэты сарафанов, гуашь, кисти и пр.)

Воспитатель:

- Посмотрите, перед вами лежат сарафаны, которые мы будем   украшать.

- Вспомните, как украшалась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)

- В каких местах на сарафане вышивали узоры?

(на передней планке и на подоле)

- Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)

И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос).

- Что означают эти волнистые линии? (символ воды)

- А что означают на вышивке красные круги?

(символы солнца)

Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)

- Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)

Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своё значение:

красный - благополучие,

желтый - тепло и ласка,

синий - радость,

чёрный - богатство.

Воспитатель:

 - Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека)

Поэтому их называли оберегами.

- Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.

- Давайте вместе вспомним, с чего мы начнём работу. (Найдём середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части.) Теперь узор будет распределён ровно.

- Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)

Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.

- Какие цвета мы будем использовать в работе? ( красный, желтый, синий, зелёный)

Покажите, как методом примакивания вы будете изображать цветы (показ у доски).

Что мы будем рисовать кончиком кисти? ( волнистые линии, крестики, точки)

Как будем рисовать круг? (концом кисти, не отрывая руки)

( В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью).

Готовые работы вывешиваются на ширме в форме хоровода.

Воспитатель:

 - Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Все сарафаны разные, у каждого свой узор. Представьте себе, девочки, что вы вместе с сёстрами-красавицами собираетесь на ярмарку.

- Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? ( ответы нескольких девочек)

- А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек? (ответы 2 - 3 мальчиков)

Воспитатель:

 - Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.

Недаром в народе говориться:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

Спасибо вам!

Управление образования Администрации

Сергачского муниципального района

Информационно-диагностический кабинет

Творческая работа

«Формирование духовно-нравственного начала

в каждом ребенке на основе ознакомления с историей,

культурой бытом русского народа».

Выполнила

Воспитатель д/с № 5 «Березка»

Данилова Елена Владимировна

Стаж работы 1 год

2010 год

Содержание.

Введение.

  1. Теоретическая часть.
  1. 1.1.Роль музейной педагогики в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников.
  2. 1.2.Специфика учебно-воспитательного процесса.
  3. 1.3.Игровая деятельность на занятиях по музейной педагогике.
  1. Практическая часть.
  1. 2.1.Цели и задачи.
  2. 2.2.Формы и методы работы с детьми.
  3. 2.3.Организация развивающего пространства.
  4. 2.4.Интеграция музейной педагогики через другие виды детской деятельности.
  5. 2.5.Работа с родителями.
  6. 2.6.Результативность воспитательно-образовательного процесса по разделу «Музейная педагогика».
  1. Заключение

Приложения





- 3стр.

- 4 стр.

- 9 стр.


- 10 стр.

- 13 стр.

- 16 стр.


- 18 стр.

- 19 стр.


- 20 стр.

- 21 стр.

- 22 стр.

Библиография.

  1. Комплексная программа развития ребенка «Истоки» А.Г.Арушанова, Т.И.Алиева (Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца).
  2. Образовательная программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
  3. Л.Н.Пантелеева «Музей и дети».
  4. А.Н.Морозова, О.В.Мельникова «Музейная педагогика».
  5. Журнал «Воспитатель ДОУ» №9,2009г. - Е.Ф.Зукау «Создание мини-музея «Герои нашей семьи».
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» №4,2000г. – В.Гербова «Музей книги».
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2010г. – Т.Чумалова «Живой музей в дошкольном образовательном учреждении».
  8. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2001г. – З.Герасимова, Н.Козачек «Родной свой край люби и знай».
  9. Журнал «Дошкольное воспитание» №6,2000г. – Н.Добрынина «Первый в жизни музей».
  10. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2001г. – Е.Найденова «Этнографический музей в дошкольном учреждении».
  11. Журнал «Дошкольное воспитание» №4,2005г. – К.Зурабова «Воспитать уважение к культуре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование духовно-нравственных представлений детей 5-6 лет по средствам приобщения их к традициям русской народной культуры."

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Мастер-класс "Формирование духовно-нравственного потенциала воспитанников дошкольного возраста на основе синтеза искусств"

Мастер-класс "Формирование духовно-нравственного потенциала воспитанников дошкольного возраста на основе синтеза искусств"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

Рекомендации "Распространение знаний об основах российской государственности, истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди детей иностранных граждан в ДОУ

Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов....

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ РУССКОГО НАРОДА

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любо...