Сенсорное развитие
консультация на тему
Статья о сенсорном развитии, может быть полезна воспитателям, психологам, логопедам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie.doc | 808 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие
Это то, о чем мечтают все дети, но почему-то родители не всегда догадываются об этом. А ведь подарить ребенку тазик счастья очень просто! Так что, сенсорная коробка – это тазик? Может быть и тазик, миска, кастрюля, пластиковый контейнер или деревянный ящик. В эту емкость насыпается (наливается, крошится…) наполнитель, кладутся разные предметы и инструменты. Это миниатюрная песочница, которая не ограничена только песком и пасочками. В домашней песочнице может находится любой наполнитель: пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие), семечки, мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, тесто (соленое и обычное), снег, лед, шишки, желуди, нитки (длинные и порезанные на мелкие кусочки), бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый), лоскуты ткани, варенные спагетти, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, грунт, аквагрунт, кусочки поролона, ватные шарики, нарезанная бумага, солома, мыльный раствор, вода, пена для бритья, пуговицы, деревянная стружка.
Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка. Важно, чтобы предметов было немного. Лучше несколько раз поменять содержимое сенсорной коробки, чем выдать все предметы разом. Ведь ребенку нужно место, чтобы свободно пересыпать наполнитель, протаптывать фигурками дорожки, в общем, место для свободной игры.
Именно свободная игра так привлекает детей к сенсорной коробке. Можно исследовать свойства наполнителя, наблюдать за пересыпанием (переливанием), находить предметы и закапывать их снова или просто играть в ферму или космос.
От взрослых только требуется вовремя менять наполнитель, потому что однообразие надоедает. Но нам это на руку! Мы можем придумывать сенсорные коробки к праздникам, подстраивать под темы, которые изучаем; использовать новые игрушки и найти применение старым.
Несмотря на широкий ассортимент возможного наполнения песочницы, не стоит класть туда слишком много всего. От обилия игровых элементов ребенок может попросту растеряться. Лучше сделать несколько сенсорных коробок или периодически (примерно раз в две недели) менять содержимое, чтобы играть всегда было увлекательно. К тому же ребенку нужно оставлять в коробке пространство для свободной игры – чтобы он сам мог пересыпать наполнитель, протаптывать дорожки для игрушечных персонажей, строить домики и заборы.
Сенсорную коробку хранить будет удобнее, если у нее будет крышка. Некоторые, особо продвинутые мамы имеют в своем арсенале сразу несколько сенсорных коробок, ждущих своего часа на полках в закрытых контейнерах.
Емкость | деревянный ящик; картонная коробка; пластиковый контейнер или миска; широкая и неглубокая кастрюля; пластиковый или металлический таз; надувной бассейн. |
Наполнитель | фасоль, горох, чечевица; крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка, пшеница, кускус) – обычная или окрашенная с помощью красителей; кукурузные хлопья; макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки); мука, картофельный или кукурузный крахмал; орехи, семечки; какао, кофе; крупная и мелкая соль; шишки, желуди, каштаны; земля, песок, кинетический (живой) песок; галька, камни; ракушки; гидрогелевые шарики, или аквагрунт; мох, листья, трава, цветы, солома; кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков); вата, ватные диски, ватные шарики; лоскутки ткани; пряжа, нитки; кусочки поролона; помпоны; пуговицы; канцелярские скрепки; древесные опилки, скорлупки от орехов; вода; |
Игрушки | маленькие человечки; фигурки животных; кубики, шарики, кольца, погремушки; игрушечные предметы мебели; маленькие машинки; посуда и предметы быта; игрушечная еда; разнообразные коробочки; искусственные растения. |
«Инструменты» | лопаточка, совок, грабли; лейка, ведерко; сито, воронка; груша для воды; ложки разных размеров и видов (для мороженого, для салата), половник, шумовка; щипцы, пинцет; пластиковые стаканчики; формочки для печенья, формы для льда, форма для кексов, различные силиконовые формочки. |
Цель игр с сенсорной коробкой: Развивать сенсорное восприятие окружающего мира.
Задачи, которые можно решать, с помощью сенсорной коробки:
1. Раннее развитие детей:
развитие сенсорных анализаторов;
развитие мелкой моторики;
развитие тактильных ощущений;
массаж нервных окончаний на пальцах рук и ног.
2. Обеспечение детей дошкольного возраста познавательной средой:
ознакомление с цветовой палитрой;
с флорой и фауной;
с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее).
3. Коррекция и профилактика психоэмоционального состояния:
Работа с повышенной тревожностью;
Профилактика стресса;
Работа с агрессией;
Снятие мышечного напряжения;
4. Развитие мышления:
Обучение симметрии и последовательности;
Обучение классификации (раскладывание по коробкам или группам);
Обучение счету и простейшим математическим терминам (больше, меньше, равно).
5. Развитие творческих способностей и креативности ребенка (моделирование, создание композиций и т.д.).
6. Воспитывать интерес к познанию, желанию заниматься:
воспитывать детскую самостоятельность и инициативу;
прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей.
Достоинства сенсорных коробок
- развивают мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляют и помогают отвлечься (как ребенку, так и маме, кстати);
- подходят детям от 6 месяцев до 3 лет и даже старше (для малышей наполнение просто будет состоять из более простых крупных и безопасных деталей);
- совмещают в себе развитие и игру (например, перевозя песок в грузовичке, ребенок играет, одновременно развивая в себе аккуратность и т.д.);
- не требуют больших финансовых затрат (зачастую ткани, крупы и разные любопытные мелочи есть у мам на кухне, в швейной шкатулке или даже туалетном столике, и остается только подобрать коробку);
- создаются быстро и легко (подготовка сенсорной коробки с кусочками разных тканей или маленькими предметами одного цвета занимает не больше 5-10 минут);
- вызывает интерес и занимает ребенка надолго (дети любят перебирать содержимое коробки, особенно если они не видели материалы до этого);
- не имеют четких правил (вы можете дать ребенку возможность играть с содержимым по своему усмотрению: пересыпать, перекладывать, трогать, прятать детали содержимого коробки друг в друге, не опасаясь, что ребенок «играет не по правилам и все ломает»);
- дают маме простор для творчества (каждая мама может стать творцом: сделать коробку на свой вкус и проявить свои таланты: что-то сшить для коробки, смастерить из бумаги или просто красиво выложить. В сенсорных коробках даже можно создать целый мир — город, зоопарк, вулкан или крепость);
- помогают обучить любой теме (коробки бывают тематическими, в них можно объединить предметы одной направленности — «осень», «крупы», «цвета», «цифры», «животные» — и изучать в игровой форме);
- легко хранятся (если взять коробку с крышкой, то беспорядка не вызовут даже мелкие сыпучие материалы).
Играть с детьми с сенсорной коробкой можно начиная с 6месяцев и старше
1 - 3 года Когда ребенок перестал тянуть все в рот, ему можно давать более мелкие предметы, крупы, песок, тесто. Обязательно нужно добавить предметы и показать, что с ними делать. Например, насыпать в коробку рис и высыпать десяток кубиков. Пусть малыш достанет их ручкой. Если у него получается это легко, предложите проделать то же самое при помощи ложки или шумовки. Сумел и это? Покажите, как рассортировать большие и маленькие предметы по баночкам. В общем, теперь цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику, а также попутно обучаться различать предметы по размерам, цветам, свойствам. Ближе к двум-трем годам можно создавать в коробке определенную тематику. Например, взять тарелочки, ложки, фигурки домашних животных и накормить их; насыпать в коробку песок, копать ямки и сажать растения; положить в коробку детскую посудку, насыпать разных по размеру и форме круп, макарон и прочих “сыпучек” и готовить суп.
Как играть? Детям очень нравится находить предметы, спрятанные в наполнителе сенсорной коробочки. Спрячьте 10-12 игрушек и попросите ребенка их найти. Предложите малышу рассортировать игрушки по цвету (красные и желтые), размеру (большие-маленькие), фактуре (деревянные-тканевые) или форме (шарики и кубики) в две емкости (ведерки, тарелочки, баночки). У ребенка уже хорошо получается сделать это руками? Пусть попробует повторить, используя ложку или шумовку! Самым ловким можно предложить щипцы, отлично тренирующие мелкую моторику. Вместе с малышом благодаря сенсорной коробке вы можете изучать цвета, формы, другие свойства предметов. Сенсорная коробка отлично развивает координацию движений и ловкость – к примеру, из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки. Могут играть в простейшие игры: покатать по проложенной в крупе дорожке машинку, приготовить «еду» и накормить животных-обитателей «фермы», посадить игрушечные растения.
Старше 3 лет С детьми старше 2,5-3 лет уже можно организовывать настоящие тематические игры в сенсорной коробке. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, играть с куклами, уже знает разных животных, персонажей мультфильмов и других персонажей, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. К тому же ребенок уже многое умеет делать своими руками, поэтому он с удовольствием будет участвовать в создании тематического наполнения сенсорной коробки. Он может выбрать из своих игрушек подходящие к данной игре, собрать на улице осенние листья или гальку на море, придумать, как соорудить забор или холм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию Тема: «Путешествие на лесную полянку к белочке» (математическое и сенсорное развитие) (2 младшая группа)
Конспект для второй младшей группы по сенсорному развитию....
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...