Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе общеразвивающей направленности по ФГОС ДОО
методическая разработка на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_pprs_v_gruppe_obshcherazvivayushchey_napravlennosti_po_fgos_doo.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме:
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе общеразвивающей направленности по
ФГОС ДОО
Методическую разработку подготовила:
Воспитатель Е.П. Архиповская
2016 год Санкт-Петербург
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА –
ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ АСПЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Что такое образовательная среда?
Образовательная среда имеет специально – проектируемую направленность предполагает создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства (охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие, профессиональное развитие педагогических работников, развивающее вариативное дошкольное образование, открытость дополнительного образования, участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности).
Что такое предметно - пространственная развивающая среда?
Под предметно-пространственной развивающей средой (ППРС) следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. (П.2.8 ФГОС ДО)
ППРС – часть образовательной среды, представленная специально-
организованным пространством (помещениями, участком), материалами
оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, учитывая гендерные интересы, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития, приобретения обновляемых образовательных ресурсов.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ДОО
1. Постановление “Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»” № 26 от 15 мая 2013 г.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования».
3. Программа, по которой работает ДОО.
СОЗДАНИЕ ППРС: ЧЕМ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
При создании РППС необходимо руководствоваться ФГОС к структуре
образовательной программы ДОО и к условиям ее реализации с целью:
• многогранного влияния на всестороннее развитие воспитанников;
• обеспечения психического и эмоционального благополучия детей;
• становления базовых характеристик личности воспитанников (здоровье, коммуникативные навыки, уровень общего и речевого развития, эмоционально - потребностной сферы).
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
• Термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т .Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П.Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко
•Объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др
• гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому пристраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества; • непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
• вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
• интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
• открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
• установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Цель создания развивающей среды в дошкольной образовательной организации — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПО ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
Насыщенность среды
- Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую, двигательную активность.
Трансформируемость пространства предполагает:
- возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- «в проекте развивающей среды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок и взрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности и здорового тела» А.В. Петровский
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду в группе общеразвивающей направленности необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. И самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности детей.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна удовлетворять потребности и интересы детей.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя ППРС в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании ППРС в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. ППРС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что ППРС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая ППРС любой возрастной группы общеразвивающей направленности в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.
Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г....
Организация музыкальной предметно-развивающей среды в группах ДОУ
В целях консультации для воспитателей по организации музыкальной предметно-развивающей среды в группах ДОУ, размещаю список наполнения музыкальных уголков по возрастам....
"Организация предметно - пространственной математической мини - среды в группах ДОУ"
Консультация для педагогов...