Доклад на  методическое объединение «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для  познавательного развития дошкольников с ОВЗ ».
консультация по психологии

Кленина Елена Ивановна
ЦЕЛЬ-поделиться материалом, используемый в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с овз. Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

⁰Докладчик: Кленина Елена Ивановна

Доклад на  методическое объединение «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для  познавательного развития дошкольников с ОВЗ ».

    Добрый день, уважаемые коллеги!  Тема моего   доклада « Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для познавательного развития дошкольников с ОВЗ».

   Цель доклада – поделиться материалом, используемый в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с овз.

  Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.

     В работе педагога-психолога игровые технологии применяются с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной психологической помощи.

   Хотелось бы остановиться на некоторых видах игровых технологий, которые используются в различных направлениях коррекционно –развивающей работы.

   Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.

  Игры подбираю в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.

   Моя специфика работы педагога- психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что я должна владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

   Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в соответствии с коррекционно-развивающими задачами.

    Таким образом, используя игровые технологии в своей работе, мне удается в непринужденной обстановке, не перегружая детей, а играя с ними, обеспечивать психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

   Так, например,  в своей работе я использую следующие игровые технологии:

Это дидактические игры.

 Обозначим основные типы дидактических игр.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках.

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

 Дидактические игры

Кубики Никитина «Сложи узор»

Цель: Формировать умение составлять рисунок по схеме или образцу, анализировать, синтезировать, комбинировать. Развить внимание, пространственное воображение, графические способности.

Логические блоки Дьеныша

Цель: Познакомить детей с формой, цветом, размером, развить пространственное воображение, научиться выполнять логические операции, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать предметы.

Квадрат Никитина

Цель: Формировать понятие части и целого, способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.

    Результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Также использую игры для развития мелкой моторики, представлены на слайдах

-Развивающие игры

Игры с крупами, с водой, с камнями, с песком( развитие межполушарного развития- действия одной рукой по очередно, двумя руками одновременно)

Цель: Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения; развивает аккуратность, усидчивость; способствуют развитию речи; стимулируют способность к творчеству, учить ориентироваться на плоскости.

Детям очень нравиться играть, трогать песок, лепить, рисовать на нем, ставить отпечатки. Играть с водой, плескаться, купать игрушки. Нравиться играть с крупами -выкладывая различные узоры на картинках  выкладывать дорожки. Все это способствует развитию мелкой моторике  рук.

Также использую в моей работе игры  с кинетическим песком, которые  вызывают у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым, оказывает существенное влияние на развитие мелкой моторики, познавательной и речевой деятельности.

По результату дети более спокойные, усидчивые, заметно улучшаются моторные функции, пальчики рук становятся послушнее. Использование в моей работе игр с кинетическим  песком вызывает у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым, оказывает существенное влияние на развитие мелкой моторики, познавательной и речевой деятельности.

   Хочу выделить одно направление в моей работе, на котором я сегодня остановлюсь подробнее –  это Нейропсихологические и интерактивные  игры и упражнения ( интерактивные технологии тема самообразования для аттестации)

     Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

Совместно использую игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации, различных видов восприятия, внимания, памяти, кинезиологические упражнения.

Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и упражнения включаем в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно не только на занятие, но и воспитателями во время физкультминуток, утренней гимнастики. Так же ежедневно отвожу время в индивидуальной работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.

     Мой опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

 

Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на категории:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

3. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4. Игры на межполушарное взаимодействие.

При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы, улучшает память, и внимание.

5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга, также улучшает память и концентрация внимания.

6. Массаж.

7. Ритмы.

В работе применяю как элемент коррекции на занятиях, т.е. дополнение к занятию.

Хочу представить некоторые нейропсихологические игры и приёмы, которые можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми в коррекционной работе.

1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное оборудование)

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. При выполнении различных действий с мячами можно подключать речевое сопровождение, например, повторять автоматизирующий в речи слоги или ряд слогов/слов; подбирать признании предметов, действия, признаки времён года и т.д. в зависимости от того, что изучается по основной программа, согласно планированию коррекционной работы.

2. Кинезиологические упражнения

В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их стихами.

3. Нейрогимнастика

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Данные упражнения использую в качестве физминутки.

4. Игры с шариками Су-Джок.

5. Использование сенсорных мешочков. Перекладывание мешочков, согласно предлагаемым схемам с подключением речевого сопровождения.

6. Рисование двумя руками.

7. Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу.

Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений.

8. «Нейроклассики». Отличная, удивительная, веселая и динамичная игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики, координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает настроение.

9. Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов, использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления понятия цвета; можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на зелёный – - са- и т.д.

12. Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров, и выполнения различных упражнений – двуручием.

13. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить

фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.

14. Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв, цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с задержкой психического развития.

   По результату в течения года можно выделить, что у детей более развита мелкая моторика рук, наблюдается изменения в познавательном развитие, стали более внимательнее  и усидчивее.

Таким образом, мы видим, что использование нейропсихологических упражнений в развивающих занятиях с дошкольниками позволяет получить положительную динамику в развитии познавательных психических процессов

 Хотела затронуть еще одну игровую  технологию – интерактивные игры.

Мерсибо, Интерактивная система СОВА.

В последнее время, практически каждый педагог, идущий в ногу со временем, использует на своих занятиях интерактивные технологии, позволяющие использовать текстовый, графический, звуковой материал одновременно, что является эффективным средством в работе с детьми. Поэтому включение в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ интерактивных средств обучения, в виде игр-презентаций, является актуальным.

Применение интерактивных игр – презентаций позволяют корригировать психические функции, осуществлять традиционную деятельность по-новому. В зависимости от возраста и особенностей ребенка можно подобрать, создать игру, отвечающая потребностям и решаемым коррекционно-развивающим задачам.  В процессе работы с применением игр-презентаций дети с ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты; учатся целеполаганию, планированию и контролю через сочетание разнообразных приемов. Решая заданную в игре проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняя свои действия поставленной цели.

Для детей имеющих трудности в освоении образовательных областей, это наиболее важно, ведь у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации и переключения, новый материал требует постоянного закрепления, снижение всех видов памяти и проблемы в восприятии информации, ведут к тому, что изучение новых тем затягивается на продолжительное время. И применение интерактивных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию не только в обучающих ситуациях, но и игровых.

Таким образом, использование интерактивных игр-презентаций помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Игры-презентации можно моделировать как в соответствии с лексическими темами, так и для развития определенных психических качеств в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными особенностями детей.

Конечно для применения интерактивных игр-презентаций есть и особые условия  обязательное соблюдение условий СаНПина для сбережения здоровья ребёнка.

Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности любого педагога, оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Применение интерактивных игр - презентаций в коррекционно-развивающей работе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность работы с детьми с ОВЗ.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ребенка?

ИКТ способствует повышению познавательного интереса;

ИКТ позволяет детям проявить себя в новой роли;

ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Таким образом, современные игровые технологии создают условия для проявления моего творчества и творчества моих воспитанников, а также позволяет комфортно провести занятия, в ходе которых решается целый ряд воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач.

Результативность детей, в ходе которого было выявлено следующее:

1.Значительные улучшения у детей в развитии мелкой и крупной моторики (движения стали более ловкие, четкие, выполнение упражнений, например, во время физкультурных занятий, более правильными и точными). Если в начале года со многими играми на развитие мелкой моторики дети не могли справиться самостоятельно, то к концу года им уже не требовалась помощь педагога.

2.Наблюдаются и улучшения графомоторных навыков, которые проявляются в правильном положении пальцев при удержании карандаша, силе нажима, четкости и ровности штриховке при раскрашивании, ровности и правильности линий при изображении или в обводке контура.

3.Были замечены улучшения памяти и внимания, дети стали лучше и точнее выполнять задания по инструкции, состоящей из более чем 2 шагов; внимательнее слушать художественные произведения, обращать внимание и запоминать детали текста, у многих были замечены улучшения и при запоминании стихов.

4. В развитии мышления тоже заметны улучшения. Дети с легкостью стали выполнять задания на классификацию предметов, такие, например, как «Четвертый лишний», называние конкретных предметов, входящих в обобщающее понятие, а также задания на анализ (например, «Часть и целое», поиск предметов похожих на геометрическую фигуру, «Что напутал художник» и др.)

5. И наконец, заметны улучшения и в речевом развитии, дети научились восстанавливать и составлять рассказ по сюжетным картинкам, более связно и логично рассуждать или отвечать на вопросы, у многих заметны улучшения и в артикуляции.

Конечно, мы не можем говорить о нормативном развитии детей, но по сравнению с развитием этих детей на начало года, можно отметить  значительные улучшения.

Из опыта своей работы, я могу с уверенностью сказать, что использование современных игровых технологий, положительно сказывается на развитии познавательной активности, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия, удивляться им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Методические рекомендации. Работа педагога – психолога по нравственно – эмоциональному развитию дошкольников.

Опыт практической работы с детьми показал, что необходима система тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением   комплекса развивающих мероприятий, направле...

Современные образовательные технологии в работе педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию дошкольников

В статье изложены образовательные технологии и методы, применяемые педагогом-психологом ДОУ...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога. Знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...