Буклет для родителей "Как развивать волевые качества у ребенка?"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
В буклете представлены игры и упражнения, котрые помогут родителям в формировании произвольности поведения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_roditeley.docx | 95.03 КБ |
Предварительный просмотр:
занятиями, требующими интенсивных умственных усилий от ребёнка. Это такие упражнения как «Заземлитель», «Качание головой», упражнение на саморегуляцию - «Ленивые восьмёрки», «Симметричные рисунки»;
- упражнения по специальным наглядным материалам. К ним относятся упражнения на сравнение – «Найди одинаковое», «Найди отличия», «Найди ошибку»; работа по образцу - «Скопируй как у меня», «Повтори образец», «Графический диктант»;
- упражнения, связанные с анализом и расчленением –
«Путаница», «Наложенные друг на друга фигуры» (не более 5 фигур), «Посчитай и назови» (фигуры из сочетания геометрических фигур);
- рефлексия (можно использовать разноцветные сигнальные карточки: листочки, снежинки, цветочки, светофорики и т.д.);
- самоконтроль – умение сличать свою работу с образцом и делать выводы (обнаруживать ошибки или убеждаться в правильности выполнения задания).
Эффективнее самоконтроль формируется в играх с правилами. Например, упражнения «Сделай так же», «Сохрани слово в секрете» и т.п.).
Подготовила педагог-психолог
Рекунова Наталья Юрьевна
(по материалам журнала «Психолог в детском саду № 2008г.)
Педагог-психолог рекомендует…
Как развивать волевые качества у ребёнка?
Произвольность – это умение ребёнка управлять своим поведением, умение организовывать свою работу.
Признаками произвольного поведения являются:
1. настойчивость и самостоятельность в достижении цели;
2. волевые усилия;
3. соблюдение правил и норм;
4. способность действовать по инструкции.
Почему важно знать и изучать произвольность? Произвольность – это важнейшая способность, необходимая ребёнку для обучения в школе.
Зачатки произвольного поведения начинают формироваться с 4,5 – 5 лет, т.е. со второй половины средней группы. Самый благоприятный период для формирования произвольности является возраст 6-7 лет, т.е. старшая и подготовительная к школе группы.
На развитие произвольности влияет:
- тип нервной системы ребёнка (например, у меланхоликов процесс формирования произвольности длительный, но сформированная произвольность более качественная и глубокая);
- становление самоконтроля (для становления самоконтроля важно формировать самостоятельность в раннем возрасте (1-3г.г.));
- развитие воли (т.е. насколько у ребёнка сформированы устойчивые и осознанные желания и мотивы поведения);
- рефлексия – способность осознавать и проанализировать свои решения и спланировать в соответствии с анализом свою деятельность;
- степень усвоения моральных норм: насколько богат у ребёнка опыт проживания ситуаций, требующих морального выбора.
Как же формировать произвольность поведения?:
Младший дошкольный возраст:
- игры на развитие самостоятельности (мелкие трудовые поручения – у ребёнка должны быть свои маленькие обязанности, например, убрать за собой игрушки, подмести пол, полить цветы и т.д.);
- упражнения на развитие речи;
- упражнения, связанные с движениями (физкультминутки)
Средний дошкольный возраст:
- игры на развитие самостоятельности (трудовые поручения, сервировка стола, дежурство в уголке природы );
- упражнения на развитие речи;
- упражнения, связанные с движениями (физкультминутки);
- ролевые игры;
- вербальные упражнения («Угадай, кто это?», «Повтори за мной»)
Старший дошкольный возраст 5-7 лет:
- игры на развитие речи;
- игры на развитие самостоятельности (трудовые поручения, ручной труд, сервировка стола, дежурство в уголке природы);
- игры с правилами;
- вербальные упражнения: «Азбука слов», «Запомни и дополни», «Составь предложение по 1, 2, 3 названным словам», «Запрещённые слова» («Да – нет»);
- упражнения, связанные с движениями: «мозговая гимнастика». Её рекомендуется использовать при появлении признаков переутомления детей на занятиях, либо перед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное конструирование как средство воспитания нравственно-волевых качеств
в выступлении дается информация о занятии по конструиррованию, материал полезен как для воспитателей, так и для педагогов...
Сообщение для родителей " Воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств в труде"
В сообщении для родителей даны рекомендации о воспитании у дошкольников трудовых навыков и нравственно - волевых качеств в труде....
доклад " Воспитание у дошкольников нравственно волевых качеств"
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств....
Развитие волевых качеств дошкольников в детском саду
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие ег...
Формирование волевых качеств личности через подвижную игру у детей старшего дошкольного возраста.
рекомендации по формированию волевых качеств детей...
"Круглый стол" для родителей "Роль воспитания волевых качеств в общении со взрослыми и друг с другом"
Форма работы с родителями на собрании....
Беседа с родителями "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"
Беседа поможет родителям воспитывать в своих детях в подготовительный к школе период такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, без которых не возможно успешное обу...