доклад " Воспитание у дошкольников нравственно волевых качеств"
материал на тему
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №87 « ЗОЛУШКА»
Доклад по теме « Воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств»
Воспитатель: Потёмкина С. С.
г. Набережные Челны
2011 год
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания ребенка.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.
В беседах с родителями педагоги замечают, что у взрослых членов семьи возникают проблемы подготовки детей к школе, но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки – обучению чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
С появлением новых видов труда у детей среднего и старшего дошкольного возраста расширяются возможности их использования в нравственном и волевом воспитании. В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определенной последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Особое внимание на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботится о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей, зарождающиеся в этом возрасте.
В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов.
Недостаточное развитие у детей нравственно-волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.
Как показывают наблюдения и беседы с родителями, стремясь воспитывать эти качества у детей, взрослые используют преимущественно словесные методы. Типичным является злоупотребление отрицательной оценкой, это по мнению родителей должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к труду.
В семьях еще недостаточно используется совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – также незначительно распространен в семьях, даже меньше, чем бытовой. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно-бытового труда. Выполнение ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготовляется в подарок близким, друзьям, сверстникам из детского сада. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативы, настойчивости и других нравственно-волевых качеств.
Влияет на развитие личности ребенка труд за уходом за комнатными растениями и животными. В большинстве городских семей, как правило есть растения и животные. К сожалению уход за ними осуществляют взрослые. Они не доверяют детям: считают, что они могут обжечься, испачкаться. Но этот вид труда воспитывает не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, но и волевые – самостоятельность, организованность, ответственность.
Хозяйственно-бытовой и ручной труд, а так же труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость. Эти виды труда наиболее распространены как в городской, так и в сельской местности и всегда направлены на удовлетворение потребностей не только ребенка, но и других членов семьи.
Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для родителей " Воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств в труде"
В сообщении для родителей даны рекомендации о воспитании у дошкольников трудовых навыков и нравственно - волевых качеств в труде....
Консультация «Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно — волевых качеств».
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств : самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....
Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе.
В помощь родителям дошкольников в подготовке детей к школе...
Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"
В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств»
В настоящее время актуальной задачей является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От...
«Воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств»
Презентация на тему: "Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств"...
«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКА НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ».
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.Форм...