Беседа с родителями "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников»
Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был подготовлен к школе. Не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях (в жизни дошкольника они еще незначительны), но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения.
Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в хозяйственно-бытовом труде дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия.
Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и в учебной. Что может делать ребенок 6—7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде?
Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, ленты, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды — мыть сырые овощи, нарезать вареные, вырезать из готового теста печенье, лепить пирожки, пельмени; помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. В этом возрасте уборка ребенком своих игрушек должна быть привычным делом, не требующим напоминания. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой, обувью.
Старший дошкольник уже способен овладеть некоторыми навыками ручного труда: пришивать пуговицы, подшивать, вышивать, изготавливать поделки из ткани, бумаги, природного материала и др. При систематической работе ребенок довольно быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями.
Бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия должны повторяться изо дня в день. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся хозяйственно-бытовым трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет постоянной обязанностью ребенка, то далеко не каждый дошкольник будет столь же охотно, без напоминаний и требований взрослых, выполнять её.
Труд в природе: уход за комнатными растениями: поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых), прогулка, посев овса (для черепахи, попугая, канарейки); выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фруктов и овощей,
покраске деревьев. Если же ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость.
Формирующиеся у ребенка ответственность и настойчивость проявляются в его стремлении доводить начатое дело до конца; способности достаточно длительное время прилагать для этого усилия, преодолевать трудности для достижения поставленной цели; старательности при выполнении работы, переживании радости, удовлетворенности в случае ее успешности и смущения, огорчения, если не удалось достичь качественного результата.
Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему ребенок проявляет настойчивость, что побуждает его выполнять работу, преодолевать трудности для достижения результатов? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными, и эгоистическими.
Как же следует организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?
Прежде всего, взрослые определяют (обсудив с ребенком), какие обязанности по дому он будет выполнять. Если у ребенка раньше не было обязанностей, надо вводить их постепенно, поскольку он может не владеть необходимыми для работы умениями. В таком случае работа может оказаться для него чрезмерно трудной, а низкое качество результатов — разочаровать и вызвать отрицательное отношение к поручению. На первых порах лучше выполнять работу вместе с дошкольником, обучая его рациональным приемам. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения (например, при общей уборке комнаты ребенок вытирает пыль в своем игровом уголке, а затем ему можно поручить вытирать пыль с мебели). Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь.
Давая поручения ребенку, ему разъясняют цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный его результат. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у ребят целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки, позволяет своевременно оказывать помощь, поддерживать необходимое напряжение в труде.
Нужно поощрять желание дошкольника достичь цели в работе, оценивать ход и результаты труда. При этом подчеркивается, какие качества в труде проявил ребенок (старательность, аккуратность, настойчивость, смекалку и т. д.). К преодолению трудностей побуждает дошкольника одобрение родителей, выражение ими радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как хорошо он справился с трудностями в другой деятельности. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Оценивая его труд, необходимо отдавать должное тому, какое значение для окружающих имеют результаты труда дошкольника. Одобрение, похвала родных, оценка труда семейным коллективом вдохновляют его на ответственное выполнение поручения. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему. Ребенок может сам оценить свой труд, если взрослые задают ему вопросы:
«Расскажи, как ты помог сегодня бабушке приготовить ужин», «Как поживает твой огород на окне? Как ты за ним ухаживал?», «Ты хорошо убрал в своем игровом уголке?» и т. п.
Качество труда дошкольника вначале оценивают не слишком строго, но постепенно требования увеличиваются. Укрепляет чувство ответственности .Нужно обсуждать с ребенком то, в какой последовательности он будет действовать. Предварительное планирование помогает ребенку не отвлекаться во время выполнения задания. Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых — оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.
Своевременное привлечение ребенка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:
- в режиме дня отвести для него специальное время;
- создать условия для самообслуживания, подготовить оборудование: щетки для одежды и обуви, небольшой веничек для сметания снега с валенок и шубы, небольшие по размеру полотенца, установить вешалки для них на уровне роста ребенка;
- приобрести для труда в природе детские лейку, грабли, лопатку, для ручного труда — молоток, ножницы. Приучать детей после работы чистить и вытирать их;
- обеспечить гигиенические условия помещения: проветривание, освещение;
- систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т. п.);
- давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
- привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
- давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиваться, чтобы они старательно их выполняли;
- предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;
- поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
- доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
- помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
- на ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
- добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
- трудиться вместе с детьми, организовать совместный труд детей;
- следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
- относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать его в игру. В то же время использовать игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребенка к нему;
- никогда не использовать труд как средство наказания.
Игры детей в семье
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра «Каждой вещи — свое место»
Предложите ребенку заметить, где лежат, стоят, висят различные домашние предметы, а затем выйти из комнаты.
Соберите на столе 7—10 небольших предметов. Пригласите ребенка зайти в комнату и предложите ему вернуть каждый предмет на его постоянное место. Если ребенок играет один, он должен выполнить задание в определенный срок.
Возможен и другой вариант: ведущий меняет предметы местами. Задача играющих — вернуть вещи на прежние места. Взрослый незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах.
Игра «Соедини части — получишь целое»
Для игры потребуются две одинаковые красочные открытки. На одной из них срежьте белый ободок и попросите ребенка ломаной линией разрезать эту открытку на две части. Из двух частей составить картинку нетрудно.
Затем предложите ему снова разрезать полученные части и, глядя на целую открытку, попробуйте составить ее из разрезанных частей. Повторите задание несколько раз: с каждым разом получается все больше частей, и составлять из них открытку становится все трудней. Разрезанную на части и целую открытки положите в конверт.
Игра «Следопыт»
Ребенок выходит из комнаты. Ведущий (старший брат, сестра, мать, отец) в разных местах прячет несколько заранее условленных небольших предметов (коробку, игрушку, карандаш и пр.).
Ребенку предлагается найти их, заметив по часам, сколько времени ему на это понадобится. Постепенно время выполнения задания сокращается.
Игра «Сортируй быстро»
Взять плотную бумагу трех цветов и нарезать 90 листиков размером 4x5 см. Получится по 30 листиков каждого цвета. На 10 листиках нарисуйте кружок, на 10 — треугольник, на 10 — квадрат.
То же самое нарисуйте на листиках других цветов. Перетасовав их, предложите ребенку по цвету и геометрическим фигурам быстро разложить листики на 9 кучек, заметив по часам, сколько времени ему на это понадобится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для родителей " Воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств в труде"
В сообщении для родителей даны рекомендации о воспитании у дошкольников трудовых навыков и нравственно - волевых качеств в труде....
доклад " Воспитание у дошкольников нравственно волевых качеств"
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств....
Доклад по итогам исследовательской деятельности "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"
Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под ...
Консультация «Работа с родителями по воспитанию у дошкольника нравственно — волевых качеств».
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств : самостоятельности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....
Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.
Материал представлен как методические рекомендации воспитателям, родителям по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....
Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе.
В помощь родителям дошкольников в подготовке детей к школе...
Беседа с родителями "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"
Беседа для родителей дошкольников о воспитании нравственно- волевых качеств....