Целеполагание в педагогике
материал на тему
Планирование включает в себя определение конечных и промежточных целей и задач, средств и способов достижения результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselepolaganie.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование образовательной деятельности
Планирование включает в себя определение конечных и промежуточных целей и задач, средств и способов достижения результатов.
Любое планирование деятельности служит разработкой комплекса действий по достижению определённой цели. Целеполагание – важный этап планирования. Цель – предвосхищаемый результат деятельности, предметная проекция будущего, субъективный образ желаемого (таблица №1).
Таблица № 1
Цели и задачи образовательной деятельности с дошкольниками
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
-Познакомить с… -Познакомить с особенностями… -Учить… -Обобщить представления по теме… -Закрепить… -Отработать умение применять… -Формировать понятие… -Обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками… -Подвести воспитанников к пониманию… -Обеспечить повторение (закрепление) воспитанниками основных понятий… -Обобщить и систематизировать материал по теме… -Подготовить детей к усвоению новой темы… -Сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения… -Дать представление о… -Ознакомить детей с … -Расширить (углубить) представление о… -Дать понятие о … | -Развивать внимание (на основе выделения…) в процессе… -Развивать умение передавать чувства. -Развивать логическое мышление. -Развивать умение выделять главное. -Развивать умение сравнивать. -Развивать умение делать выводы. -Развивать мыслительные действия по аналогии. -Развивать умение излагать мысли. -Развивать эмоции. -Развивать познавательный интерес (активность). -Стимулировать проявление любознательности. -Развивать память. -Развивать самостоятельность (мышления). -Способствовать развитию положительных эмоций путём… -Развивать воображение. -Развивать эмоциональное отношение к … | -Воспитывать чувства. -Воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность). -Обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за…). -Содействовать трудовому воспитанию. -Воспитывать самостоятельность через организацию… -Воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения). -Воспитывать культуру поведения. -Воспитывать экологическую культуру. |
Цели могут быть:
-внутренними / внешними;
-стратегическими / тактическими;
-коллективными / индивидуальными;
-экономическими / научными / организационными;
-количественными / качественными.
Цели должны быть:
-четкими, конкретными, понятными;
-реальными, достижимыми, соотносимыми с действительными возможностями;
-измеримыми;
-приемлемыми сотрудниками, родителями;
-гибкими.
С целью оказания помощи педагогам в процессе грамотной формулировки целей, задач и заданий предлагается таблица № 2.
Таблица № 2
Таблица вспомогательных глаголов
Компоненты структуры, задачи | Определение, смысл | Глаголы для формулирования задач педагога | Действие | Глаголы для формулирования вопросов и заданий для самостоятельной деятельности детей | |
воспитанника | педагога | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ознакомление | Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации | -Учить… -Познакомить… -Дать первоначальные представления… | -Отвечает… -Воспринимает… -Запоминает… -Распознаёт… -Излагает… -Характеризует… -Описывает… | -Руководит… -Направляет… -Управляет… -Рассказывает… -Сообщает… -Показывает… -Проверяет… | -Назовите… -Перечислите… -Опишите… -Расскажите… -Установить, что это, где это и т.п. -Сформулируйте… -Узнайте… -Определите… -Запомните… -Обозначьте… -Изобразите схемой… -Повторите… |
Понимание | Усвоение смысла изложенного материала | -Уточнить… -Раскрыть… -Пополнить запас представлений… -Систематизировать | -Объясняет… -Истолковывает… -Интерпретирует… -Указывает… -Раскрывает… -Отождествляет… | -Доказывает… -Слушает… -Спрашивает… -Сравнивает… -Сопоставляет… -Опрашивает… -Проверяет | -Измените, превратите, переформулируйте… -Объясните смысл… -Расскажите своими словами… -Сравните… -Выберите… -Установите… -Разъясните… -Сделайте заключение, вывод… -Приведите примеры… -Проиллюстрируйте… |
Применение | Использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях, «перенос» | -Упражнять… -Создавать условия для применения… | -Решает новые проблемы… -Доказывает… -Отбирает… -Организует… -Инициирует… -Вырабатывает… -Конструирует… | -Показывает… -Оказывает содействие… -Поддерживает... -Наблюдает… -Критикует… -Осуждает | -Примените… -Попробуйте на практике… -Используйте… -Употребите… -Решите… -Докажите… -Покажите… -Проиллюстрируйте… |
Анализ | Расчленение информации на составные части, выявление взаимосвязей | -Уточнить понимание… -Раскрыть… -Пополнить запас представлений… -Систематизировать | -Обсуждает… -Раскрывает… -Перечисляет… -Анализирует… -Разделяет на части… -Разбирает критически… | -Исследует… -Руководит… -Стимулирует… -Наблюдает… -Предоставляет ресурсы… | -Проанализируйте… -Разделите на части… -Разыщите… -Найдите… -Определите… -Различите… -Проверьте… -Сравните… -Классифицируйте… -Опровергните… |
Синтез | Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана | -Упражнять в использовании знакомых методов и приёмов… | -Обсуждает… -Обобщает… -Связывает… -Сопоставляет… -Резюмирует… -Суммирует… -Судит… -Оценивает… | -Организует обратную связь (рефлексию)… -Расширяет… -Оценивает… -Развивает идею… -Дискутирует… | -Создайте… -Изобретите… -Предскажите… -Сконструируйте… -Оформите… -Измените… -Вообразите… -Улучшите… -Предложите… |
Оценка | Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов | -Формировать… -Закреплять… -Упражнять… | -Обсуждает… -Подвергает сомнению… -Формирует… -Составляет… -Высказывает своё мнение… | -Принимает… -Допускает… -Соглашается… -Признаёт… -Раскрывает критерии… -Гармонизирует. -Согласовывает. | -Составьте мнение… -Придите к выводу… -Отберите… -Выберите… -Разберите… -Обсудите… -Проверьте… -Аргументируйте… -Посоветуйте… -Определите… -Оправдайте… -Убедите… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ошибки целеполагания
ттттттт...
Эссе "Философские аспекты целеполагания в образовании"
Рассуждения на тему профессиональной деятельности педагога....
Развитие и поддержка инициативы и целеполагания у дошкольников в двигательной активности с ОВЗ
Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопас...
Целеполагание - уже половина успеха.
Целью моей деятельности является создание благоприятных условий развития личности ребёнка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития творческого потенциала и способносте...
Конспект тренинга для педагогов ДОУ "Целеполагание в системе образования"
В приложении вы найдете конспект тренингра для педагогов, направленного на повышение мотивации к работе, улучшение психологического климата и снятие эмоционально напражения. Тренинг расчитан на 1,5 ча...