Программа по ДПОУ ИЗО
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа по развитию художественных способностей детей "Семицветик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_semitsvetik.docx | 415.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовскадетский сад № 46 «Кот в сапогах»
ПРОГРАММА
дополнительной платной образовательной услуги
проведения занятий по развитию художественных способностей у детей
Составитель:
Е.В.Илюшина, воспитатель первой
квалификационной категории
город Нижневартовск
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Раздел | Страница |
Паспорт программы | 3 |
1. Пояснительная записка | 5 |
1.1. Цели и задачи Программы | 5 |
1.2. Планируемые результаты | 5 |
1.3. Объем образовательной нагрузки | 6 |
1.4. Формы подведения итогов реализации программы | 6 |
| 6 |
| 7 |
2.1.Основополагающие принципы | 7 |
| 8 |
| 8 |
3. Содержание Программы | 9 |
4. Организационно-педагогические условия | 29 |
4.1. Учебный план | 29 |
4.2. Расписание занятий | 29 |
4.3. Календарный учебный график | 29 |
4.4. Программно-методическое обеспечение | 29 |
4.5. Материально-техническое обеспечение | 30 |
5. Мониторинг | 31 |
6. Требования к уровню подготовки воспитанников | 35 |
7. Список литературы | 37 |
Приложения | 38 |
Паспорт программы
Наименование дополнительной платной услуги | Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по развитию художественных способностей у детей |
Основание для разработки Программы | - Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 « Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.; - Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.; - Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. Дубровская Н.В. Цвет творчества.; - Постановление администрации города от 11.12.2014г №2581 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»» |
Заказчик Программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах», родители (законные представители) воспитанников |
Разработчик Программы | Илюшина Е.В., воспитатель первой квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет) |
Цель Программы | Реализация личностного потенциала ребенка в изобразительной деятельности путем интеграции продуктивных видов детского творчества с использованием современных изобразительных материалов. |
Задачи Программы | 1. Формировать опыт творческой деятельности ребенка путем экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 2. Развивать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, композиций и способов реализации замысла. 3. Развивать способность к самооценке и самоанализу, умение вступать в диалог с педагогом и сверстниками. 4.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, чувство гармонии и вкуса. |
Координация и контроль реализации программы | Осуществляется администрацией МАДОУ. Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:
|
Краткая характеристика программы | Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую научить ребенка чувствовать …. получая от этого удовольствие и радость. Содержание программы направлено на развитие творческих способностей у детей. |
1. Пояснительная записка
Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, на смену традиционным методам приходят методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В центре современного образования находится личность ребенка, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры, как опыта предшествующих поколений.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме.
1.1. Цели и задачи
Целью Программы является реализация личностного потенциала ребенка в изобразительной деятельности путем интеграции продуктивных видов детского творчества с использованием современных изобразительных материалов.
Задачи Программы:
1. Формировать опыт творческой деятельности ребенка путем экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2. Развивать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, композиций и способов реализации замысла.
3. Развивать способность к самооценке и самоанализу, умение вступать в диалог с педагогом и сверстниками.
4. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, чувство гармонии и вкуса.
1.2. Планируемые результаты
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- увеличение у детей проявления творческой активности при выборе нетрадиционных способов изображения;
- улучшение качественных характеристик детских работ: рисунки будут более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
- повышение уровня коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками;
- повышение у воспитанников уровня представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.
1.3. Объем образовательной нагрузки
Программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май месяц) детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.
Количество детей в группе – 10 человек.
1.4. Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ, участия в творческих конкурсах различного уровня.
- Механизм реализации программы
Координатором программы по дополнительной образовательной услуге является администрация МБДОУДСКВ №46 «Кот в сапогах».
Исполнителем программы является Илюшина Е.В. воспитатель высшей квалификационной категории.
Координатор:
- разрабатывает перечень показателей для контроля за ходом реализации Программы;
- анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
- подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировки механизмов реализации программы.
Исполнитель:
- участвует в реализации мероприятии Программы;
- разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации программы;
- регулярно оформляет выставки детского творчества;
- несет ответственность за своевременную качественную подготовку и реализацию программы;
- обеспечивает методическое и организационно-техническое сопровождение реализации программы;
- проводит мониторинг реализации Программы.
Отбор детей в творческую мастерскую происходит на основании заявлений и заключенных договоров с родителями (законными представителями).
- Основы построения и реализации программы
2.1. Основополагающие принципы
Настоящая программа построена на основе программ «РОСИНКА» – Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого, авторов Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет «Цвет творчества» Н.В. Дубровской. Основным направлением работы по данной программе является художественно-эстетическое воспитание как неотъемлемая часть всестороннего развития личности ребенка. Изобразительная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, развивает художественно-творческие способности детей, дает возможность для самовыражения и развития личностного потенциала ребенка
Концепция программы построена на основных педагогических принципах и психоречевых особенностях детей с тяжелыми нарушениями речи. Данные принципы сформулированы и обоснованы с учетом важнейших достижений в области психологии и педагогики.
Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраниться логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
Принцип выбора заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении заданной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.
- Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа дополнительной образовательной услуги «Семицветик» реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенности наших воспитанников (неустойчивость внимания, трудности с его «переключением» и «распределением», нарушение восприятия, мышления, слабая память, недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, отклонение в области эмоционально-волевой сферы, слабость понятийного аппарата и др.) препятствуют освоению ими в полной мере образовательной области «Художественное творчество».
Воспитанники, посещающие изостудию детского сада, уже имеют определенный уровень подготовки по изодеятельности, предусмотренный адаптированной общеобразовательной программой дошкольного образования. Однако для детей с повышенным интересом к рисованию таких занятий недостаточно. Их личностные потребности не всегда могут реализоваться в полном объеме. Поэтому и возникла необходимость в разработке новой системы ознакомления с художественным творчеством, в основе которой совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении.
- Роль педагога
В условиях работы дошкольного образования роль воспитателя становится многофункциональной. Он выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса. Как «организатор» воспитатель ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. Какими бы демократичными ни были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы «над» ребенком. Являясь «участником», воспитатель включается в общую деятельность с детьми, он изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми.
Как «художник» воспитатель создает развивающую среду, предметный мир ребенка, когда он непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно. Каждая из этих ролей имеет самостоятельное значение для эффективного решения задач развития и воспитания ребенка, не вытесняется другими и имеет свое место в педагогическом процессе. Мастерство педагога связано с овладением каждой из указанных ролей.
- Содержание Программы
Каждое занятие творческой мастерской состоит из вводной, основной и итоговой частей.
Вводная часть содержит в себе постановку задач игрового или поискового характера, которые дети должны решить в основной части занятия. Итоговая часть занятия дает детям возможность оценить результат своего труда, и труда товарищей, а также увидеть результат решения поставленных во вводной части задач.
Месяц, учебная неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
Сентябрь 3 | 1 | «Вот и лето прошло» | Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вовлекать детей в коллектив-ный разговор, игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить задумывать содержание работы и развивать замысел в процессе рисования. Упражнять в изображении простых сюжетов из несколь-ких предметов, соразмеряя их по величине. Развивать образное восприятие и пространственное представле-ние. | 1. Знакомство детей друг с другом. Предложить для новых друзей нарисовать картинку о лете, а из картинок смастерить общий альбом «Веселое лето». На картинке можно изобразить любой сюжет о лете, любые предметы людей, животных. 2. Дети задумывают содержание своего рисунка и приступают к работе. В процессе работы педа-гог беседует с каждым ребенком и оценивает его способности, осуществляет индивидуальную помощь. 3. Беседа по содержанию рисунков, оформление альбома «Веселое лето». |
Сентябрь 3 | 2 | «Ежиха с ежатами» (уголь) | Познакомить детей с изобрази-тельным материалом – углем. Учить передавать в рисунке образ ежика, изображая иголки короткими отрывистыми штри-хами. Развивать композиционные умения, соблюдая пропорции между изображаемыми предме-тами. Учить дополнять рисунок выразительными элементами (грибы, елочка, ягоды, листья и т.д.). Воспитывать внимание и сосредоточенность. | 1. Загадка о ежике. Где живут ежики? 2. Рассмотреть иллюстрацию «Ежиха с ежатами», обратить внимание на образ ежа с колючими иголками. 3. Предложить детям нарисовать семейку ежиков на прогулке по лесу. Что им может встретиться? 4. Познакомить детей с углем. Показать последовательность изображения мамы ежихи и ежат. 5. Самостоятельная работа детей. Дополнительные элементы дети рисуют по своему желанию. 5. Анализ «Дружная семейка». |
Сентябрь 4 | 3 | «Хризантемы» Часть I (полуобъемная аппликация) | Учить детей делать надрезы одинаковой величины, равно-мерно распределяя их по кругу. Упражнять в подборе цветосо-четаний для получения краси-вого цветка. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность в работе. | 1. У куклы Тани день рожденья. Что можно подарить на праздник? Больше всего она любит хризантемы. Предложить детям изготовить в подарок кукле большой красивый букет. 2. Рассмотреть образцы букетов. 3. Показ последовательности выполнения работы. 4. Самостоятельная работа детей. |
Сентябрь 4 | 4 | «Хризантемы» Часть II | Упражнять детей в вырезании силуэта (ваза) из бумаги, сложенной вдвое, подбирать основу для вазы из листов старых журналов, подыскивая наиболее интересные цвето-сочетания. Развивать чувство равновесия при составлении букета, худо-жественный вкус. Воспитывать самостоятельность. | Продолжение работы с прошлого занятия. Показать детям, как из старых журналов можно вырезать красивую вазу необычной формы. Предложить детям самостоятельно подобрать цвет, нарисовать форму вазы, вырезать и наклеить на цветной фон. Затем наклеить цветы и листья. Подарок кукле Тане готов. |
Октябрь 5 | 5 | «Листопад» (использование приема набрызга) | Познакомить детей с новым приемом для получения выра-зительного образа (набрызг). Учить правильно использовать инструменты и направлять движение руки на картинку. Развивать координацию движе-ния руки, творческие способ-ности. Воспитывать интерес к изодеятельности. | 1. Показать детям осеннюю картинку, выполненную приемом набрызга. 2. Показ последовательности выполнения работы. Обратить внимание на движение руки с зубной щеткой (на лист). 3. Самостоятельная работа детей. Форму листьев дети выбирают по желанию. 4. Анализ «Самый красивый лист». |
Октябрь6 | 6 | «Рябиновая веточка» (пальчиковая живопись) | Учить детей видеть красоту и колорит рассматриваемых явле-ний (осень, рябиновая веточка). Познакомиться с приемом пальчиковой живописи. Учить сочетать приемы работы кистью (стебельки, листья примакиванием) с рисованием пальчиками (ягоды). Развивать координацию рук при рисовании. | 1. У нас в гостях веселый клоун Заки. Он предлагает детям нарисовать яркий осенний букет из веточек рябины. 2. Художественное слово. Рассматривание веточек. 3. Рисуем веточки кончиком кисти и листья примакиванием. 4. Пальчиками рисуем ягоды. 5. Самостоятельная работа детей. 6. Анализ: букет дарим друзьям. |
Октябрь 6 | 7 | «Осенний пейзаж» (рисование пластилином) | Показать детям, что пластилин можно использовать не только для лепки, но и для рисования. Учить передавать в рисунке образ дерева, соблюдая последовательность выполне-ния работы и подбирая наиболее удачные цветосоче-тания (на темном фоне светлый ствол березы и наоборот). Развивать образное восприятие, тонкую моторику рук. Воспитывать внимание и сосредоточенность. | 1. Вспомнить с детьми, что такое пейзаж, еще раз уточнить колорит осенних явлений. 2. Загадка о дереве. Предложить детям попробовать нарисовать осеннее дерево необычным способом - пластилином. 3. Объяснение последователь-ности выполнения работы: сначала готовим фон, затем подираем цвет для ствола, «рисуем» ветки, веточки, листья. 4. Самостоятельная работа детей. |
Октябрь 7 | 8 | «Деревья смотрят в озеро» | Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипия, отпе-чаток). Учить детей составлять гармо-ничную цветовую композицию, передающую колорит осени. Развивать творческие способ-ности. Воспитывать интерес к позна-нию природы и отображению представлений в изобрази-тельной деятельности. | 1. Художественное слово: И.Бунин «За окном». 2. Рассматривание иллюстраций с отражением в воде. Предложить детям нарисовать пейзаж, на котором деревья будто бы смотрят в воду. 3. Показ последовательности выполнения работы: сгибаем лист пополам, смачиваем водой, на верхней половине листа рисуем изображение и быстро «закрываем» лист. Получается отпечаток. 4. Самостоятельная работа детей. |
Октябрь 7 | 9 | «Золотая хохлома» Часть I | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью. Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и «травинки» слитным плавным движением Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит хохломы. Воспитывать интерес к народно-прикладному твор-честву. | 1. Рассматривание изделий и рассказ о появлении промысла. Художественное слово о хохломе. 2. Дидактическая игра «Составь узор» по мотивам хохломской росписи. 3. Показ выполнения основных элементов хохломской росписи: травка, завиток, листок, трехлистник, ягоды (можно использовать ватные палочки) и |
т.д. 4. Пробная работа детей. | ||||
Октябрь 8 | 10 | «Золотая хохлома» Часть II (роспись готового изделия) | Упражнять детей в составлении узора по мотивам хохломской росписи. Развивать координацию движе-ния руки при рисовании тонких линий, веточек, травинок. Учиться относить по величине листья и ягоды в процессе изображения. Воспитывать чувство удовлет-ворения от результатов своего труда. | 5. Еще раз внимательно рассмотреть хохломские изделия, уточнить колорит и элементы росписи. 6. Дети выбирают силуэтную основу для рисования, и украшают ее по законам красоты. Педагог осуществляет индивидуальную помощь. 7. Анализ: «Ярмарка посуды». |
Октябрь 8 | 11 | «Грустный лес» Часть I | Учить детей создавать фон широкой кистью, смешивая акварель прямо на листе. Упражнять в подборе цвето-сочетаний для передачи колорита осеннего дня. Воспитывать целенаправлен-ность действий, сосредоточен-ность. | 1. Вспомнить с детьми знакомый жанр живописи. Рассмотреть несколько фоторепродукций с изображением осеннего пейзажа. Особое внимание обратить на колорит картин с изображением поздней осени. 2. Предложить создать фон для своего грустного пейзажа, подбирая соответствующие краски и используя прием «вливания цвета в цвет». |
Октябрь 9 | 12 | «Грустный лес» Часть II | Учить детей использовать тканную основу (бинт) для передачи шершавой коры дерева. Знакомить дошкольников с нетрадиционными средствами изображения. Развивать образное восприятие, композиционные навыки. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, стремление к достижению хорошего результата. | 1. Показ последовательности выполнения работы: жестой кистью с клеем фиксируем бинт на готовом фоне, создавая образ ствола дерева. 2. Гуашью красим ствол дерева и дорисовываем ветки: белая гуашь для березы, коричневая - для других деревьев. |
Ноябрь 9 | 13 | «Сказочный лес» Часть I | Учить детей находить аппликативные способы для создания образа сказочной избушки. Развивать творческое вообра-жение, способности к много-плановой композиции. Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве. | 1. Наш грустный лес совсем печальный. Предложить детям оживить его и превратить в сказочный лес. Что может находиться в сказочном лесу? Чья избушка может быть в лесу? (бабы Яги, медведей) 2. Предложить детям при помощи аппликации разместить избушку на фоне леса. |
Ноябрь 10 | 14 | «Сказочный лес» Часть II | Упражнять детей в использо-вании техники коллажа для получения законченного сюже-та. Учить подбирать выразите-льные детали (разные живот-ные, растения, насекомые) из бросового материала и накле-ивать их на основу. Развивать умение детей создавать компо-зицию. Воспитывать самостоя-тельность и инициативу. | 1. Предложить детям «заселить» лес сказочными персонажами. Из старый журналов, книг, разного бросового материала нужно подобрать, вырезать и наклеить на основу различные дополнительные предметы: животных, людей, сказочных героев, растения, птиц и т.д. 2. Помочь детям составить композицию. В итоге угадать, какая сказка получилась. |
Ноябрь 10 | 15 | «Веселый клоун» (гуашь) | Учить детей передавать в рисунке образ клоуна, соблюдая пропорциональное соотноше-ние частей. Развивать образное восприятие. Упражнять в подборе цветосочетаний для получения выразительного образа. Продолжать учить пользоваться гуашью. Воспитывать эстетические чувства и сосредоточенность. | 1. У нас в гостях грустный клоун. Его повсюду приглашают на представления, но он один не успевает везде. Чем можно ему помочь? 2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных клоунов. Обратить внимание на костюмы. Иллюстрации затем убрать. 3. Показ последовательности изображения (схематично, мел). 4. Самостоятельная работа детей за мольбертами. 5. Анализ «Представление». |
Ноябрь 11 | 16 | «Терем-теремок» (аппликация с элементами рисования) | Упражнять детей в «конструи-ровании» (прием аппликации) зданий необычной формы из геометрических фигур. Учить украшать полученный образ декоративными элементами. Развивать образное восприятие и тонкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к изодеятельности. | 1. К нам попали герои известной сказки. Какая сказка? (загадка) 2. Зверюшкам негде жить. Как можно им помочь? 3. Рассматривание иллюстраций с изображением теремков. 4. При помои аппликации из светлой цветной бумаги дети «строят» теремок. 5. Затем с помощью фломастеров украшают постройку декоративными элементами. 6. Анализ «Заселение». |
Ноябрь 11 | 17 | «Дымковская мозаика» Часть I (лепка из глины) | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Учить лепить из глины фигурку лошадки пластичным способом. Развивать тонкую моторику пальцев рук, стремление к получению хорошего результата. | 1. Рассмотреть дымковские игрушки. Вспомнить основные «секреты красоты» дымковской игрушки, последовательность ее изготовления. 2. Показ последовательности лепки лошадки из глины пластичным способом. 3. Самостоятельная работа детей. |
Ноябрь 12 | 18 | «Дымковская мозаика» Часть II (роспись готового изделия) | Приобщать детей к культуре родного народа. Упражнять в составлении декоративного узора по мотивам дымковских игрушек на объемной основе. Учить рисовать кончиком кисти тонкие линии и точки, чередовать и повторять элементы. Развивать цветовосприятие и чувство ритма. | 1. Вспомнить особенности дымковской игрушки, основные «секреты красоты» росписи. 2. Показ некоторых приемов рисования на объемной основе - линии прямые и волнистые кончиком кисти; кружочки ватными палочками. 3. Самостоятельная работа детей на заготовках с предыдущего занятия. 4. Анализ «Магазин дымковских игрушек». |
Ноябрь 12 | 19 | «Барышни нарядные, кавалеры ладные» | Учить детей передавать в рисунке образ дымковской игрушки, подчеркивая ее характерные особенности: строение туловища, рук. Упражнять в декоративном оформлении силуэта, подбирая цвета и чередуя элементы. Развивать интерес к народно-прикладному творчеству. Воспитывать целенаправленность действий. | 1. В дымковскую мастерскую требуются мастера по изготовлению игрушек. Но принимают на работу не всех, а только самых умелых. Для этого нужно пройти испытание: необходимо нарисовать дымковскую игрушку, и украсить ее. 2. Самостоятельная работа детей. Воспитатель напоминает, что нужно передать в рисунке все «секреты красоты» игрушки. 3. Анализ. Игра «Прием на работу». |
Ноябрь 13 | 20 | «Перо Жар-птицы» (аппликация с элементами рисования) | Учить детей сочетать в одном художественном образе аппликативные, живописные и графические элементы. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Продолжать освоение художественного приема «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации. Воспитывать художественный вкус. | 1. Художественное слово В.Набоков «Перо». Рассмотреть иллюстрацию пера павлина. Особое внимание обратить на многоцветный «глаз» и предложить подумать, как его можно изобразить. 2. Показать несколько вариантов аппликативного, живописного и графического решения образа пера. Отдельно показать аппликативное изображение «глаза» приемом «наложения». 3. Самостоятельная работа детей. |
Декабрь 13 | 21 | «Бело-синяя гжель» Часть I (прием набрызга) | Расширять знания детей о народно-прикладном творчестве. Учить видеть красоту и неповторимость изделий гжельских мастеров. Развивать координацию движения руки с инструментом при выполнении приема набрызга. Воспитывать эстети-ческие чувства. | 1. Рассматривание с детьми изделий гжельских мастеров. Вспомнить особенности гжель-ской посуды, ее колорит. 2. Дидактическая игра «Собери разбитую посуду» (по мотивам гжели). 3. Показ последовательности выполнения приема набрызга. 4. Дети выбирают понравившую-ся основу (силуэт посуды необы- |
чной формы) и выполняют прием набрызга. 5. Анализ «Магазин «Сувенир». | ||||
Декабрь 14 | 22 | «Бело-синяя гжель» Часть II | Учить детей составлять декоративный узор на готовой основе по мотивам гжельской росписи. Упражнять в изображении «гжельской розы» и рисовании тонких веточек кончиком кисти. Развивать художественный вкус, творческие способности. Воспитывать внимание и сосредоточенность. | 1. Предложить детям попробо-вать украсить гжельскую посуду не только приемом набрызга, но и при помощи росписи. Рассматривание элементов росписи на готовых изделиях. 2. Показ последовательности рисования гжельской розы, листочков и других элементов узора. 3. Самостоятельная работа детей на готовой основе. 4. Анализ «Подарок на День рождения». |
Декабрь 14 | 23 | «Зимняя сказка» Часть I (создание фона) | Учить детей видеть красоту родной природы, подмечать колорит зимних явлений (с опорой на произведения живописи). Упражнять в создании фона для зимней композиции, подбирать соответствующие оттенки цвета. Развивать цветовосприятие и пространственные представления. | 1. Музыкальный фон «Вальс снежных хлопьев». Предложить детям описать, что они представляют, слушая эту музыку. 2. Предложить рассмотреть произведения живописи и фото-пейзажи о зиме. Обратить внимание на колорит зимних явлений. 3. Предложить создать свою зимнюю композицию при помощи коллажа. 4. Показать, как при помощи цветной и белой гуаши можно создать фон. 5. Самостоятельная работа детей. |
Декабрь 15 | 24 | «Зимняя сказка» Часть II (коллаж) | Учить детей создавать композицию из бросового материала при помощи коллажа: подбирать подходящие детали, красиво располагать их на основе, соединять элементы композиции при помощи мелких предметов. Развивать творческие способности. | 1. На готовом фоне дети из разного бросового и природного материала создают зимнюю композицию (елочки из фольги, шишки с бантиками и т.д.). Приклеивают готовые детали, вырезают элементы из открыток и т.д. 2. Полюбоваться и рассказать впечатления. |
Декабрь 15 | 25 | «Ледяной дворец Снежной Королевы» (восковые мелки, акварель, гель) | Упражнять детей в изображении здания необычной конструкции из геометрических форм. Учить удерживать равновесие в передаче образа. Развивать образное восприятие, цветовосприятие. | 1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная Королева». Предложить детям нарисовать ледяной дворец. Уточнить, каким он должен быть, из чего сделан. Рассмотреть готовый рисунок. |
Воспитывать внимание, сосредоточенность и аккуратность в работе. | 2. Самостоятельная работа детей (без показа). Готовое силуэтное изображение дети покрывают восковыми мелками, затем акварель и гель. | |||
Декабрь 16 | 26 | «Сказочный лес Деда Мороза» (пейзаж из снежинок, пастель, фломастер) | Формировать у детей представ-ление о построении многопла-новой композиции. Развивать пространственное представле-ние, образное восприятие, цветовосприятие и художест-венный вкус. Учить исполь-зовать декоративные элементы для оформления сказочных образов. Воспитывать целенап-равленленность действий. | 1. Беседа о предстоящих праздниках. Предложить детям пофантазировать, каким же может быть лес Деда Мороза. Рассмотреть несколько иллюст-раций к русским народным сказкам о зиме. Обратить внима-ние на многоплановость изобра-жений. 2. Схематичный показ последо-вательности выполнения работы: фломастером рисуем сначала ближний план, выше рисуем задние деревья, ее выше - самые большие деревья. 3. Самостоятельная работа детей пастелью и фломастерами. 4. Анализ: лес для Снегурочки. |
Декабрь 16 | 27 | «Девочка Снегурочка» (аппликация с элементами рисования) | Упражнять детей в создании выразительного образа Снегу-рочки. Учить симметрично вырезать платье, украшать образ выразительными деталя-ми. Развивать образное восприятие, творческие способности. Воспитывать внимание, сосредоточенность и аккуратность в работе. | 1. Загадка о Снегурочке. Девочке Снегурочке нужны помощники. Одна она не успеет побывать на всех праздниках. 2. Показ последовательности выполнения работы: сначала из бумаги, сложенное вдвое, вырезается платье Снегурочки; затем голова, корона, варежки и сапожки 3. Самостоятельная работа детей. Когда силуэт будет готов, дети прорисовывают лицо и украшают одежду. 4. Гуашью создается фон (снежинки - тычком). |
Декабрь 17 | 28 | «Новогодняя елка» (коллективная работа) | Знакомить детей с использованием вспомогательных материалов для интересного решения поставленной задачи. Учить видеть широкие возможности применения бросового материала, сочетая с современными изоматериалами. Развивать творческие способности. Воспитывать у детей желание принимать участие в создании коллективной композиции. | 1. Предложить детям «украсить» новогоднюю елку (готовая основа) для оформления выставки к празднику. Чем можно украсить елку? 2. Показать детям, как можно изготовить красивые шары из остатков работ по монотипии используя гель с блестками. 3. Самостоятельная работа детей. 4. Оформление коллективной композиции. |
Январь 17 | 29 | «Песни метели» | Воспитывать интерес детей к такому природному явлению, как снежное ненастье (поземка, метель, буря, вихрь, ураган и т.д.). Учить эстетическому эмоцио-нальному восприятию природ-ного проявления через поэзию, живопись и музыку. Закрепить умение работать способом нанесения одного цвета на другой (как густым мазком, так и полусухой щетинной кистью). | 1. Беседа о зимних явлениях природы: метели, буране, вьюге, пурге. 2. Показ изображения метели щетинной кистью. 3. Самостоятельное выполнение работы детьми под музыку Г. Свиридова к кинофильму «Метель». 4. Рассматривание детских работ, сопровождающееся чтением стихотворений о буре, поземке, метели. |
Январь 18 | 30 | «Лунная зимняя ночь» | Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи. Развивать фантазию, творческие способности. Учить соотносить поэтический образ с изобразительным. Учить делать набросок, строить композицию, выделяя главное в сюжете, использовать цвет для передачи времени суток, настроения. Закреплять навыки рисования карандашом, а затем выполнять В соответствующем материале. | 1. Рассказ воспитателя о сказочности зимней ночи. 2. Чтение стихов русских поэтов 3. Напоминание приемов выполнения работы. 4. Выполнение работы детьми под «Лунную сонату» Бетховена. 5. Организация вернисажа |
Январь 1 | 31 | «Петушок» (пластилинография) | Учить детей заполнять контур-ную основу пластилиновым слоем одинаковой толщины. Развивать образное восприятие, тонкую моторику пальцев рук. Воспитывать стремление к достижению хорошего резуль-тата. Упражнять в подборе цветосочетаний. | 1. Загадка о петушке. 2. Рассмотреть игрушку и иллюстрацию петушка. Предложить детям «нарисовать» петушка при помощи пластилина. 3. Показ последовательности выполнения работы. 4. Самостоятельная работа детей. 5. Анализ «Характер образа». |
Январь 19 | 32 | «Золотой петушок» (рисование по мотивам литературного произведения) | Создать условия для изображе-ния детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Продолжать учиться читать в работе разные изобразительные материалы. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятель-ность и инициативу детей. | 1. Чтение отрывка А.С. Пушкина из сказки о золотом петушке. Предложить детям нарисовать самого нарядного сказочного петушка. Рассмотреть несколько иллюстраций к сказке А.С. Пушкина, несколько вариантов изображения туловища, хвоста, крыльев. 2. Дети самостоятельно выбира-ют образ, рисуют и украшают петушка, сочетая разные изобразительные материалы. 3. Анализ: самый голосистый петушок. |
Январь 19 | 33 | «Ворона» (уголь) | Учить детей передавать в рисунке образ птицы и ее характерные особенности. Про-должать знакомить детей с разнообразием изобразитель-ных материалов. Развивать образное восприятие. Воспи-тывать интерес к живо природе, целеустремленность. | 1. Загадка о вороне. 2. Рассматривание иллюстраций и фоторепродукций с изображением вороны. 3. Каким материалом лучше воспользоваться? (обсуждение с детьми). 4. Показ последовательности изображения. 5. Самостоятельная работа детей. 6. Анализ: обсуждение характера полученного образа. |
Январь 20 | 34 | «Пластилиновая сказка» (пластилинография) | Учить детей передавать образ сказочной птицы в баррель-ефном изображении, учить украшать образ декоративными элементами. Развивать образное восприятие, эстетические чувства, тонкую моторику пальцев рук. Воспитывать внимание, сосре-доточенность, целенаправлен-ность действий. | 1. Прочитать отрывок из сказки «Конек-горбунок». Спросить детей, какими они представляют сказочных птиц. 2. Рассмотреть несколько рисунков с изображением сказочных птиц, обратить внимание детей на декоративные украшения. 3. Рисунок сказочной птицы на темном фоне дети выполняют приемом пластилинографии (без показа). |
Январь 20 | 35 | «Заколдованный лес» | Познакомить детей с нетради-ционной техникой рисования - выдуванием. Учить сочетать в работе традиционные материа-лы и нетрадиционные приемы изображения. Развивать твор-ческое воображение, фантазию, стремление к экспериментиро-ванию с изоматериалами. Воспитывать внимание и сосредоточенность. | 1. Предложить детям поиграть в фантастическую игру «Заколдованный лес». Но прежде чем такой лес изобразить, нужно познакомиться с новым приемом рисования - выдуванием. 2. Показ приема на черновом листе. Пробные работы детей на черновом листе. 3. Работа по теме выполняется на цветном фоне, полученном при помощи приема «вливания цвета в цвет». 4. Анализ: кто живет в таком лесу? |
Январь 21 | 36 | «Кто живет в заколдованном лесу» (рисование, коллаж) | Учить детей передавать в рисунке образ фантастического животного, сочетая в нем фрагменты от разных реальных зверей. Развивать детское вооб-ражение, фантазию, творческие способности. Упражнять в создании целостной компози-ции (на готовой основе с предыдущего занятия) в технике коллажа с использова- | 1. Предложить детям «заселить» наш заколдованный лес. Какие животные могут в нем жить? 2. Объяснение последователь-ности выполнения работы. 3. Самостоятельная работа детей. Оказание помощи детям в создании образа фантастического животного (соразмерность с форматом основы) и подборе дополнительных элементов для |
нием бросового материала и рисуночных образов. Воспитывать инициативность и самостоятельность. | полноты композиции (камешки, травка, кусочки ткани, вырезанные предметы и т.д.). 4. Анализ «Огромный таинственный лес». | |||
Февраль 21 | 37 | «Золотая рыбка» (рисунок по стеклу) | Познакомить детей с техникой рисования по стеклу витраж-ными красками. Развивать интерес к процессу изодеятельности. Учить регулировать силу нажима на тюбик, вести линию строго по шаблону. Равномерно заполнять основу краской. Воспитывать внимание и сосредоточенность. | 1. Показать детям веселые картинки, которые можно нарисовать на стекле специальными красками. Картинки можно много раз снимать и снова клеить на основу. 2. Предложить детям нарисовать золотую рыбку и подарить ее маме. 3. Показ последовательности выполнения работы на стекле. 4. Самостоятельная работа детей. |
Февраль 22 | 38 | «Наш аквариум» (техника по сырому) | Познакомить детей с приемом рисования по сырому листу, какой эффект от этого получается. Продолжать учить рисовать простейшие элементы конч-иком кисти, использовать прием пальчиковой живописи для оформления работы (ка-мешки, водоросли). Развивать образное восприятие. Воспи-тывать интерес к рисованию. | 1. Загадка о рыбке: «Плещет в речке чистой спинкой серебристой». Где живут рыбки? 2. Рассмотреть иллюстрации с рыбками. 3. Показ последовательности рисования рыбки. 4. Самостоятельная работа детей: «наливаем» воду в аквариум, «запускаем» туда рыбок, рисуем камешки и водоросли. 5. Анализ «Самая веселая рыбка». |
Февраль 22 | 39 | «Защитники Древней Руси» (создание коллективной композиции) | Учить детей последовательно передавать в рисунке образ богатыря, соблюдая пропорцио-нальное соотношение частей тела. Развивать образное восприятие, умение использо-вать дополнительные детали для создания выразительного образа. Воспитывать интерес к истории родной страны. Формировать коммуникативные навыки. | 1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» и др. исторических картин о Древней Руси. 2. Предложить детям принять участие в оформлении выставки к празднику 23 февраля. Для этого каждому нужно нарисовать богатыря в старинных доспехах. 3. Показ последовательности изображения. Детали кольчуги прорисовываются фломастером приемом «рыбья чешуя». 4. Вырезать образ и создать коллективную композицию. |
Февраль23 | 40 | «Часовые нашей Родины» Часть I | Продолжать учить детей передавать в рисунке фигуру человека, соблюдая пропорцио-нальное соотношение его составных частей. Учить рисовать дополнительные детали одежды для создания выразительного образа. Развивать образное восприятие, координацию движения руки с карандашом. Воспитывать внимание и сосредоточенность. | 1. Беседа с детьми о Дне защитников Отечества (2-3 вопроса). 2. Предложить детям продолжить оформление поздравительной выставки к празднику. На больших листах нарисованы корабль и пограничная застава. Но там не хватает людей. Игра «Кто-где?». 3. Предложить детям нарисовать моряков для корабля. Показ последовательности изображения. 4. Самостоятельная работа детей. |
Февраль 23 | 41 | «Часовые нашей Родины» Часть II | Продолжать учить детей последовательно передавать в рисунке фигуру человека. Развивать образное восприятие, глазомер. Воспитывать чувство гордости за свою страну и армию, чувство удовлетворения от результатов коллективного труда. | 1. Вспомнить, что мы начали делать на прошлом занятии, что нужно сделать сегодня. 2. Показ последовательности изображения пограничника. Обратить особое внимание на цвет одежды. 3. Самостоятельная работа детей. 4. Все силуэты моряков и пограничников вырезаются и «выстраиваются» в шеренгу на корабле и заставе. Выставка готова. |
Февраль 24 | 42 | «Сказочная птица» Часть I | Продолжать знакомить детей с техникой монотипии. Развивать цветовосприятие, целенаправленность действий. Воспитывать интерес к изо-деятельности и желание делать приятное своим близким. Развивать творческие способ-ности. | 1. Вспомнить прием рисования «отпечаток», последовательность выполнения работы. 2. Показать детям готовую птицу (поделка) и предложить сделать маме к празднику подарок. 3. Показ последовательности выполнения работы. 4. Самостоятельная работа детей (по очереди). |
Февраль 24 | 43 | «Сказочная птица» Часть II | Упражнять детей в обведении мелких заготовок по шаблону и вырезании по контуру. Учить подбирать цвето-сочетания для создания выразительного образа. Развивать образное восприятие и тонкую моторику пальцев рук. Воспитывать стремление к достижению хорошего результата. | 1. Вспомнить, что мы начали делать на прошлом занятии. Показать готовое изделие (птица) и рассмотреть все составные части. 2. Показ последовательности выполнения работы. 3. Самостоятельная работа детей: обведение мелких деталей по шаблону и вырезание по контуру, наклеивание на готовую основу, декоративное оформление. |
Февраль 25 | 44 | «Матрешка» (пальчиковая живопись) | Учить детей использовать прием пальчиковой живописи для более выразительного результата, использовать в работе оттенки цвета одной теплоты. Развивать цветовос-приятие, композиционные уме-ния, тонкую моторику пальцев рук.Воспитывать интерес к рисованию и стремление к получению хорошего резуль-тата. | 1. Рассказ педагога с показом игрушек и иллюстраций о народной игрушке. 2. Рассматривание матрешек с использованием художественного слова. 3. Предложить детям превратиться в народных мастеров и украсить силуэт матрешки. Показ приемов пальчиковой живописи. 4. Самостоятельная работа детей. |
Март 25 | 45 | «Чудо-цветы» (лепка рельефная, декоративная) | Учить детей создавать декоративные цветы пласти-ческими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Развивать чувство ритма и композиции, тонкую моторику пальцев рук. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера. | 1. Показать и рассказать детям, что цветы издавна являются одним из основных элементов украшения. Цветы вышивают, ткут на коврах. Ими расписывают посуду и мебель. 2. Рассказ педагога об изразцах. 3. Показ последовательности выполнения работы. 4. Самостоятельная работа детей на квадратной основе, выделяя середину и углы. 5. Анализ «Подарок на память». |
Март 26 | 46 | «Блюдечко» (техника папье-маше) | Познакомить детей с техникой изготовления изделий из бумаги папье-маше. Учить детей выполнять работу не спеша, регулировать коли-чество клейстера на основе. Развивать тонкую моторику пальцев рук, интерес к творческой деятельности. | 1. Показать детям иллюстрации изделий из папье-маше – палехская миниатюра, шкатулки, работы в изостудии. Предложить сделать красивое блюдце в этой технике. 2. Показ последовательности выполнения работы. 3. Самостоятельная работа детей. При выполнении работы контролировать количество клейстера на основе. |
Март 26 | 47 | «Блюдечко» (грунтовка готового изделия) | Учить детей равномерно за-крашивать основу краской, нанося ее в несколько слоев. Воспитывать аккуратность в работе и целенаправленность действий. Развивать творческие способности, тонкую моторику пальцев рук, цветовосприятие. | 1. Предложить детям снять подсохшую основу блюдца, подровнять края, подклеить кусочки бумаги и сделать основу ровной. 2. При помощи акриловой краски сделать основу разноцветной, краску нанести в несколько слоев. 3. Готовая основа должна подсохнуть. |
Март 27 | 48 | «Блюдечко» (декоративная роспись изделия) | Познакомить детей с новым изобразительным материалом – объемные краски «Паффи». Учить аккуратно наносить рисунок на объемную основу, красиво подбирать цветосоче-тания. Рисовать мелкие элементы узора, создавая декоративную композицию на круге. Раз-вивать творческие способности, интерес к рисованию. | 1. Рассказать о новом изобразительном материале – объемных красках «Паффи». 2. Показ последовательности выполнения работы – составление декоративного узора на блюдце. Выделить середину и стороны круглой основы. 3. Самостоятельная работа детей. Красиво подбираем цветосочетания. 4. Прогревание и получение объема утюгом. |
Март 27 | 49 | «Крошки-осьминожки» (коллективная работа) | Создать условия для экспе-риментирования с отпечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьми-нога). Развивать восприятие, чувство формы и ритма. Воспитывать любознательность, самостоя-тельность, инициативность. | 1. У нас в гостях Русалочка. Она приглашает детей отправиться в гости в Морское царство. Кто живет в море? 2. Педагог показывает иллюстрацию осьминога и просит детей рассказать, на что он похож. 3. Показ последовательности изображения осьминога при помощи изображения отпечатка ладошки. Дети разным цветом рисуют осьминожек в воде. Затем пальчиками рисуют камешки на дне, водоросли. Кистью можно подрисовать щупальца у осьминожек, рыбок. 5. Осьминожки играют в прятки. |
Март 28 | 50 | «Волшебные цветы из волшебного сада» | Вызвать у детей интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Развивать творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и компози-ции. Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные). Пробудить интерес к цвет-ковым растениям, переносить полученные представления в художественную деятельность. | 1. Спросить детей, что они считают самым красивым на свете? Дидактическая игра с прилагательными: чудесные - чудеснейшие, прекрасные - прекраснейшие и т.д. 2. Рассматривание иллюстраций или фотографий разных цветов. Уточнить, где они растут - в горах, в пустыне, в тропических лесах. 3. Показать несколько изображений сказочных цветов (иллюстрации к потешкам или сказкам). Есть ли такие цветы на самом деле? Где их можно встретить? |
. | 4. Показ и рассказ о последовательности изображения цветка. 5. Самостоятельная работа детей. 6. Анализ «Цветы из волшебного сада». | |||
Март 28 | 51 | «Путешествие по Радуге» Часть I | Продолжать знакомить детей с последовательностью цветов радужного спектра. Учить понимать, что означает понятие «оттенок цвета». Развивать цветовосприятие, умение различать теплые и холодные цвета и оттенки. Воспитывать эстетические чувства, интерес к экспериментированию с цветом. | 1. Мы сегодня отправимся в путешествие. Куда? Загадка о радуге. Вспомнить с детьми последовательность цветов радужного спектра. 2. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета?». Что такое «оттенок цвета»? Какие цвета называются теплыми, а какие - холодными. Почему? 3. Предложить детям нарисовать на листе радугу акварельными красками, смешивая и получая производные цвета. |
Март 29 | 52 | «Путешествие по Радуге» Часть II | Учить детей подбирать цвета и оттенки определенной теплоты. Продолжать учить пользоваться палитрой. Развивать умение выстраивать композицию в одной цветовой гамме. Воспитывать художественный вкус, внимание и сосредо-точенность. | 4. Еще раз вспомнить последовательность цветов радужного спектра. 5. Предложить детям продолжить путешествие по Радуге. Только в этот раз мы по желанию отправимся в теплый или холодный мир. Рисовать картинку можно любым изоматериалом в определенной теплоте. 6.Самостоятельная работа детей. 7. Анализ «Путешествие в холодный (или теплый) мир». |
Апрель 29 | 53 | «Городецкие узоры» Часть I (выполнение пробных элементов) | Продолжать знакомить детей с различными видами народно-прикладного творчества. Учить узнавать городецкие узоры среди других видов декоративной росписи. Знакомить с особенностями городецкой росписи: колорит, основные элементы, построение узора («веночек»). Развивать цветовосприятие, эстетические чувства. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. | 1. Дидактическая игра «Узнай роспись». 2. Рассматривание городецких изделий: их колорит, элементы узора, построение узора. 3. Показ последовательности выполнения цветов - бутон, розан, купавка. Показ последовательности выполнения лошади при помощи модуля «капелька». 4. Самостоятельная пробная работа детей на черновой основе. Оказание индивидуальной помощи в подборе цветосочетаний и изображении лошади. |
Апрель30 | 54 | «Городецкие узоры» Часть II. (роспись на основе) | Продолжать знакомить детей с особенностями городецкой росписи, с подбором цвето-сочетаний. Развивать навыки композиции-онного построения узора. Упражнять в изображении элементов росписи при помощи модуля «капелька» (птица-конь). Воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству. | 1. Дидактическая игра «Найди ошибку». 2. Вспомнить с детьми основные особенности городецкой росписи. 3. Самостоятельная работа детей на готовой основе. 4. Оживка росписи при помощи белой гуаши. 5. Анализ «Магазин сувениров». |
Апрель 30 | 55 | «Цветы из прошлого» | Развивать чувство равновесия при составлении цветочной композиции. Учить подбирать цветовые пятна, наиболее подходящие по колориту к засохшим растениям. Развивать творческое вообра-жение, цветовосприятие. Воспитывать эстетические чувства, сосредоточенность. | 1. Предложить детям из остатков работ по монотипии создать красивую картину на тему «Цветы из прошлого». Рассмотреть иллюстрации с разными цветами. Какие они красивые, но цветут не долго. Об их былой красоте могут напомнить букеты из засушенных растений. 2. Показ и объяснение последовательности выполнения работы: нужно из кусочков монотипии выбрать подходящие по колориту моменты, вырезать цветы, затем составить композицию и оформить ее в рамку. |
Апрель 31 | 56 | «Космическое путешествие» (флюоресцентные мелки, набрызг, акварель) | Развивать представление детей о космическом пространстве, о разных звездах и планетах, о колорите огромного Космоса. Учить отражать свои представления в работе, сочетая разные изобразительные материалы и техники рисования. Воспитывать чувство сопричастности к жителям нашей планеты, бережное отношение к ней. | 1. Художественное слово о планете Земля. Рассматривание иллюстраций о Космосе. 2. Предложить детям при помощи рисунка совершить космическое путешествие. Показ последовательности изображения ракеты и планеты Земля (флуоресцентными мелками). 3. Самостоятельная работа детей. 4. Акварельной краской создать темный фон, смешивая на листе черный, синий и фиолетовые цвета. 5. Когда фон подсохнет, желтой гуашью приемом «набрызга». 6. Анализ «Я лечу на ракете...» |
Апрель 31 | 57 | «Чудо-писанки» | Приобщать детей к культуре родного народа. Упражнять в составлении декоративного узора на объемной основе. Развивать устойчивый интерес к рисованию, тонкую моторику пальцев рук. Закреплять умение рисовать элементы декоративной росписи кончиком кисти. Формировать эстетический вкус. | 1. Краткая беседа о празднике Пасхи (3-4 вопроса к детям). 2. Рассказ о пасхальных крашенках и писанках. 3. Рассматривание плоских и объемных образцов. 4. Самостоятельная работа детей. 5. Анализ «Подарок». При анализе обратить внимание на расположение элементов и колорит узора. |
Апрель 32 | 58 | «Золотые облака» (весенний пейзаж, пастель) | Продолжать знакомить детей с новым художественным мате-риалом - пастелью. Упражнять в рисовании приемом штриховки (острым краем) и тушевки (плашмя). Учить передавать нежные цветовые нюансы (светло- и темно-голубой, голубой с белым и золотистым). Развивать цветовосприятие. Воспитывать смелость, уверен-ность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. | 1. Художественное слово И. Бунин «Небо». Предложить детям поиграть с весенними облаками. 2. Показ последовательности выполнения работы, сопровождается чтением стихов. Сначала наносятся линии бледно-голубой постелью, затем потемнее. Оставшиеся белые пятна закрашиваем (плашмя) бледно-желтой постелью, а затем немного, кое-где, наносим штрихи более темной желтой пастелью. Затем «рисуем» пальчиком от середины. 3. Самостоятельная работа детей. 4. Анализ «Весеннее утро». |
Апрель32 | 59 | «Весна-Красна» Часть I | Продолжать учить детей сочетать в работе разные изобразительные материалы и техники рисования. Развивать творческую фантазию, чувство цвета, чувство ритма, эстетический вкус. Формировать умение работать сообща, договариваться друг с другом. | 1. Игровая ситуация: Весна спешит на бал, но все наряды ей не по душе, она капризничает. 2. Дети предлагают нарисовать для Весны бальную одежду. Чем можно украсить передник, юбку, блузку, корону? Предлагается нарисовать весенние цветы (прием тампонирования и пальчиковой живописи). 3. Самостоятельная работа детей. |
Апрель 33 | 60 | «Весна-Красна» Часть II (коллективная работа) | Продолжать учить детей пользоваться ножницами, вырезать основу из бумаги, сложенной в несколько раз. Развивать умение создавать красочную композицию, использовать в работе дополни тельные материалы (нитки, бусы). Воспитывать чувство удовлетворения от результатов коллективного труда. | 4. Дети вырезают нарисованные цветы и листья из зеленой бумаги разных оттенков, сложенной в несколько слоев. 5. Листья нанизывают на нитки (как тонкие веточки) и все приклеивают на основу. Одежда готова. 6. Собрать готовую композицию, украсить бусами; можно использовать кусочки прозрачной зеленой ткани. 7. Анализ «Весна спешит на бал». |
Май 33 | 61 | «Цветы у обелиска» | Приобщать детей к явлениям в жизни родного народа, учить уважать традиции. Продолжать развивать цвето-восприятие, тонкую моторику пальцев рук. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов своего и общего труда. | 1. Вспомнить, какой праздник приближается, и предложить детям смастерить цветы для ветеранов. 2. Дети рисуют цветы, вырезают их и наклеивают на подножье обелиска. Предложить детям смастерить цветы из бумаги и тоже положить к обелиску. 3. Анализ: провести минуту молчания. |
Май 34 | 62 | «Волшебные ниточки» | Познакомить детей с нетра-диционной техникой изобра-жения - рисование ниточками. Учить видеть в полученном отображении какой-либо образ, дорисовывать его кистью. Развивать творческое вообра-жение, фантазию. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | 1. У нас в гостях веселый клоун. Он предлагает детям поиграть в интересную игру - рисование ниточками. Рассмотреть несколько образцов. 2 Показ педагогом последова-тельности выполнения работы. Вместе с детьми «увидеть» полученное отображение и дорисовать его. 3. Самостоятельная работа детей. Педагог индивидуально помогает детям увидеть полученный образ. Ребенок его дорисовывает кончиком кисти. 4. Анализ «Выставочный зал». |
Май 34 | 63 64 | «Веселая черепашка» (аппликация из гофрированной бумаги). Часть I, II | Развивать образное восприятие детей, тонкую моторику пальцев рук. Учить создавать яркий образ, подбирая наиболее удачные цветосочетания. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, желание доводить работу до конца. | 1. Предложить детям смастерить веселую, яркую аппликацию из гофрированной бумаги. 2. Показать, как нужно делать «горошинку» из маленького кусочка бумаги. Сделать заготовки и наклеить на готовый силуэт черепашки. Затем составить композицию на цветном картоне, дополнить море, солнце. |
Май 35 | 65 | «Воздушная картинка» (рисование мыльными пузырями) | Познакомить детей с необычной техникой рисования - мыльными пузырями. Развивать интерес к процессу изодеятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать внимание, сосредоточенность, целенаправленность действий. Закреплять навыки работы акварельными красками. | 1. Показать детям готовую «воздушную картинку» и предложить нарисовать что-нибудь свое, интересное. 2. Показ смешивания раствора для рисования и последовательности выполнения работы. Дети сами выбирают цвет для раствора, выполняют работу при помощи выдувания, а затем придумывают и заканчивают изображение акварельными красками. |
Май 35 | 66 | «Витражная картинка» | Продолжать учить детей пользоваться витражными красками. Развивать цветовосприятие, тонкую моторику пальцев рук, интерес к процессу рисования. Воспитывать целеустремленность, внимание и сосредоточенность. | 1. Вспомнить с детьми приемы работы витражными красками. Предложить основу «витраж» для самостоятельной работы. 3. Дети выбирают подходящие цвета и постепенно заполняют основу краской. |
Май 36 | 67 | «Цветущая весна» (рисование восковыми мелками) | Продолжать учить детей работать восковыми мелками, передавать реалистичную окраску и форму предмета. Развивать цветовосприятие, координацию движения руки с инструментов. Воспитывать эстетические чувства, самостоя-тельность в выборе изобра-жения, целеустремленность. | 1. Обратить внимание детей на репродукции картин с изображением цветущей сирени и одуванчиков на лугу. К какой цветовой гамме можно отнести эти картины? Предложить детям определить, какая им нравится больше. 2. Предложить нарисовать свои весенние цветы (одуванчики или сирень по выбору). 3. Схематичный показ последовательности изображения. 4. Самостоятельная работа детей. 5. Анализ «Весна цветет», |
Май 36 | 68 | «Родная страна» (рисование по замыслу) | Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание и композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине. | 1. Короткая беседа с детьми о нашей Родине (города, поля, леса и т.п.). Предложить детям принять участие в оформлении альбома о Родине. Нужно задумать рисунок и выбрать материал. Сюжеты не должны повторяться. 2. Самостоятельная работа детей выбранным материалом (гуашь, акварель, мелки и т.д.) 3. Анализ: составление альбома «Это Родина моя». |
- Организационно-педагогические условия
4.1. Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей | 2/8 | 60/240 | фронтальная |
Итого в год | 72 | 2160 |
- Расписание занятий
Неделя месяца | Дни недели | Время |
I- II-III-IV | Среда Пятница | 17.00 - 17.30 |
- Календарный учебный график
Тема | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Итого: |
- Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Название программы | На основании какой программы разработана |
Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по развитию художественных способностей у детей | «Семицветик» | Разработана на основе авторской программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.; И интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. Дубровская Н.В. Цвет творчества.; |
- Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете дошкольного учреждения, расположенном на третьем этаже здания, воспитателем первой квалификационной категории, имеющим специальную подготовку и соответствующее образование.
Занятия дошкольников в творческой мастерской предполагают объединение разных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, работа с бумагой) для более полного раскрытия образа предмета, явления или сюжета. Использование нетрадиционных приемов изображения, свободное экспериментирование с художественными материалами и инструментами, изготовление разного рода коллажей и коллективных работ являются благодатной основой для развития художественно-творческих способностей ребенка. А это, в свою очередь, поможет обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
- увеличения у детей проявления творческой активности при выборе нетрадиционных способов изображения;- улучшение качественных характеристик детских работ: рисунки будут более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
- повышение уровня коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками;
- повышение у воспитанников уровня представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.
- Мониторинг
Проведение педагогической диагностики воспитанников творческой мастерской «Семицветик» основано на разработках Куцаковой Л.В. и Мерзляковой С.И., предложенных в программе «Росинка».
Определение уровня развития у детей художественно-творческих способностей основано на:
- наблюдении за непосредственно самой деятельностью детей;
- наблюдении за творческим взаимодействием детей со сверстниками и педагогом;
- результатах бесед с детьми по содержанию и оценке собственного продукта;
- результатах бесед с детьми при рассматривании различных иллюстраций, репродукций и предметов народно-прикладного творчества;
- анализе детских работ;
- выполнении специальных диагностических заданий.
Инструментарий для логопедического обследования
Задание. Предложить детям нарисовать любую красивую картинку для большой книги детских рисунков. Рисовать можно все, что хочется, но не забывать, что для оформления выберут только самые лучшие работы.
Цель. Определить:
- умение детей задумывать содержание своего рисунка и развивать замысел в процессе рисования;
- умение пользоваться изобразительным материалом, сочетать в работе разные техники рисования (по наблюдению);
- умение детей передавать в рисунке образ предмета, выразительность;
- уровень композиционного построения рисунка;
- колорит детского рисунка.
I. Качественная характеристика продукта деятельности
1. Выразительность образа.
3 балла – в изображении прослеживается попытка передать динамику образа;
2 балла – в изображении присутствуют дополнительные детали для создания выразительного образа;
1 балл – изображение статичное, схематичное.
2. Композиционное построение
3 балла – показана линия горизонта, предметы изображены в 2-3х планах, прослеживается попытка показать заслоняемость;
2 балла – предметы изображены по одной линии, соразмерность выдержана;
1 балл – предметы изображены по одной линии, нарушена их соразмерность.
3. Колорит
3 балла – получены новые цветовые тона и оттенки путем смешивания красок;
2 балла – стереотип восприятия;
1 балл – цвет подобран случайно.
4. Декоративность
3 балла – в декоративном узоре использованы ритм, симметрия, равновесие;
2 балла – выделена середина основы, углы (у квадрата), узор по краю круга ровный, работа выполнена по образцу;
1 балл – декоративный узор подобран случайно, ритм не выдержан.
II. Творчество
Уровень проявления творческой активности у ребенка определяется путем систематического наблюдения за процессом деятельности и оценивается следующим образом:
1. Использование в работе разных изоматериалов.
3 балла – проявляет самостоятельность в выборе материала, сочетает в работе разные материалы;
2 балла – работает по образцу педагога, но вносит свои творческие элементы;
1 балл – ребенок выполняет работу только по образцу педагога.
2. Использование в работе нетрадиционных приемов изображения.
3 балла – сочетает в работе традиционные и нетрадиционные приемы изображения;
2 балла – выполняет работу в нетрадиционной технике самостоятельно;
1 балл – выполняет работу в нетрадиционной технике с помощью педагога.
3. Объединение в работе разных видов продуктивной деятельности.
3 балла – свободно экспериментирует с разными материалами и видами деятельности;
2 балла – прослеживается попытка объединения разных видов продуктивной деятельности;
1 балл – выполняет работу по образцу педагога.
4. Самостоятельность.
3 балла – проявляет при выполнении работы инициативу, творчество, изобретательность;
2 балла – прислушивается к советам, сам проявляет творчество;
1 балл – работает только по образцу, необходимы поддержка и стимуляция со стороны педагога.
III. Коммуникативность
Уровневая оценка по разделу «Коммуникативность» определяется в результате систематических наблюдений:
- за умением детей общаться друг с другом в процессе творческой деятельности, в том числе совместной;
- за умением высказывать свое мнение по поводу творческой оценки своих работ и работ сверстников;
- за умением выделять трудности, испытываемые в процессе деятельности.
3 балла – в процессе творческой деятельности ребенок общителен, проявляет интерес, видит недостатки в своей работе и работах товарищей, умеет выделять трудности;
2 балла – ребенок в процессе деятельности изредка задает вопросы, анализирует работу с помощью наводящих вопросов педагога;
1 балл – ребенок редко вступает в диалог и не может дать оценку своей работе.
IV. Эстетическое восприятие произведений искусства
Для определения у ребенка уровня развития эстетического восприятия используются дидактические игры с картинками, а также проводятся беседы по иллюстрациям и репродукциям к произведениям живописи.
Задание «Определи жанр»
3 балла – ребенок определяет жанры живописи самостоятельно и объясняет их особенности;
2 балла – ребенок правильно узнает жанр живописи, с помощью педагога отвечает на вопросы;
1 балл – ребенок затрудняется и путает картинки с разными жанрами.
Задание «Узнай роспись»
3 балла – ребенок свободно ориентируется в предметах народно-прикладного творчества (изученных), объясняет их особенности и «секреты красоты»;
2 балла – ребенок правильно узнает предметы народно-прикладного творчества, и с помощью педагога отвечает на вопросы;
1 балл – ребенок затрудняется и путает разные предметы народно-прикладного творчества.
Рассматривание иллюстраций и репродукций
3 балла – ребенок самостоятельно выделяет средства выразительности в произведениях искусства;
2 балла – ребенок воспринимает изображение в целом и с помощью педагога выделяет главное, частично видит выразительные элементы;
1 балл – ребенок воспринимает изображение в целом, не выделяет основные и значимые элементы.
Протокол исследования овладения изобразительной и художественно-творческой деятельностью детей
Показатели развития | Уровневая оценка | |||
I. Качественная характеристика детских работ
| ||||
II. Творчество
| ||||
III. Коммуникативность
| ||||
IV. Эстетическое восприятие произведений искусства
|
Качественная характеристика уровней
Высокий уровень (более 35 баллов): воспитанник проявляет интерес и желание продуктивной деятельности, сразу приступает к работе. У воспитанника сразу проявляется замысел рисунка, он его удерживает и развивает в процессе работы. Форма передана точно, части предметов расположены верно, соблюдаются пропорции. Изображение располагает по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов. Цветовое решение рсунка соотвнтствует замыслу, ипользуется многоцветная гамма красок. Передан реальный цвет предметов. Воспитаник умеет правильно пользоваться инструментом, регулирует силу нажима, закрашивает основу мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура. Адекватно реагирует на замечание взрослого, стремится исправить ошибки.
Средний уровень (21 – 35 баллов): воспитанник принимает предложение взрослого работать и с желанием приступает к работе. Замысел работы носит шаблонный, стереотипный характер. При передаче образа (форма, строение, пропорции) есть незначительные искажения, образ узнаваем. Воспитанник располагает изображение на полосе листа, в соотношении изображаемых предметов есть незначительные искажения. В цветовом решении изображении преобладает несколько цветов и оттенков, есть отступления от реальной окраски предметов. Правильно держит инструмент, не всегда регулирует силу нажима, закрашивает основу крупными, размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура. Эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается). При выполнении работы требуется незначительная помощь.
Низкий уровень (ниже 21 балла): воспитанник без особого интереса принимает предложение взрослого, но не уверен в себе. Замысел или отсутствует вовсе, или используется многократно повторяемый шаблон. В работе наблюдаются значительные искажения формы, части предмета расположены не верно, пропорции предмета нарушены. Изображение на листе носит хаотичный характер. В подборе цвета проявляется безразличие, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятым цветом. Линии дрожащие, грубые, жесткие. Силу нажима и разных штрихов (мазков) регулировать не может, основу закрашивает беспорядочными линиями, выходящими за пределы контура. Безразличен к оценке взрослого и к продукту своего труда. Со стороны взрослого необходима поддержка и стимуляция деятельности.
- Требования к уровню подготовки воспитанников
Ребенок должен:
№ | Параметры | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. | Умение пользоваться изобразительным материалом | Использовать в работе карандаши и краски разных цветов. Правильно закрашивать основу. Уметь пользоваться ножницами. Уметь лепить предметы по образцу. | Свободно владеть любым изобразительным материалом и разными приемами в рисовании, лепке, аппликации. Регулировать движение руки при обведении шаблонов. Делать набросок простым карандашом. | Самостоятельно сочетать в работе различные изобразительные материалы, объединять в работе разные виды продуктивной деятельности и приемы рисования. |
2. | Цветовое восприятие | Знать и называть основные цвета и оттенки. В работе стараться передать реалистичный цвет предмета. | Смешивать краски для получения новых оттенков. | Знать как получить производные цвета и оттенки. Уверенно пользоваться палитрой. |
3. | Передача образа | Передавать форму и строение изображаемого предмета. Использовать дополнительные детали для создания выразительного образа в лепке, рисовании и аппликации | В разных видах продуктивной деятельности, изображать предметы, соблюдая пропорциональное соотношение всех частей. Использовать в работе выразительные средства (линия, цвет, движение, ритм и т.д) | Создавать динамичное изображение человека и животного в разных видах продуктивной деятельности. |
4. | Композиционное построение | Связывать изображаемые предметы единым содержанием. | Создавать сюжетные изображения. Стараться передать пространственное расположение предметов. | Передавать в рисунке и аппликации заслоняемость предметов и их пространственное расположение. |
5. | Декоративное рисование | Проявлять интерес к декоративному рисованию и стараться передать элементы росписи на готовой основе. | Узнавать и различать росписи по их элементам. Правильно использовать цветосочетания при работ на силуэтах дымковских игрушек, гжельской посуды, хохломских и городецких изделий. | При росписи силуэтов и объемных форм качественно и точно передавать основные элементы промысла. |
6. | Творчество | Задумывать изображение самостоятельно и удерживать идею до конца работы. | Развивать замысел в процессе деятельности .сочетать в работе традиционные и нетрадиционные приемы изображения рисования. | Проявлять инициативу и самостоятельность в выполнении работы, использовать выразительные средства изображения. Объединять в работе разные виды продуктивной деятельности. |
- Список литературы
1. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия. 1998.
2. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
3. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1976.
6. Корчаловская, Н.В., Посевина, Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д «Феникс», 2004.
7. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
8. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
9. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
10. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
11. Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия... Конспекты занятий в изостудии. – М.: Издательский дом КАРАПУЗ, 2008.
12. Никологорская, О.А. Волшебные краски. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
13. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Отв. ред. Комарова Т.С. Ярославль: Академия Развития, 2006.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Отв. ред. Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
15. Рисование с детьми дошкольного возраста. /Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
16. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует. – Минск: Народная Асвета, 1990.
17. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
18. Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми трех-семи лет. М.: ГНОМиД, 2001.
19. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия Развития, 2006.
ПДПОУ «Семицветик»
МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ДПОУ проведения занятий у детей 5-7 лет по обучению рисованию с элементами техники нетрадиционного рисования СТУДИЯ "ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"
Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и т...
Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 4 -5 лет «Цветные ладошки»
Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом,...
Программа ДПОУ проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «АБВГДейка»
Программа ДПОУ проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «АБВГДейка»...
Программа педагога-психолога по ДПОУ "Развивашка" для детей 2-4 лет
Дошкольное детство — имеет очень важное значение в развитии человека, несмотря на то, что это очень короткая часть жизни. Это период, когда ребенок развивается активно и непрерывно. он изм...
Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...
Программа ДПОУ проведения занятия по развитию вокальных способностей у детей 4-7 лет
Программа разработанна для музыкальных руководителей, которые ведут дополнительные платные услуги по вокалу...
ПРОГРАММА ДПОУ по направлению «физическое развитие» «Сказочная физкультура» для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Рабочая программа "Сказочная физкультура" в средней группе...