Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 4 -5 лет «Цветные ладошки»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Салимова Айгуль Римовна
Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ребенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика. Для детей в среднем возрасте (4 - 5 лет) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией). Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (каран­дашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aygul_rab.prog_.po_izo.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Принято:                                                                                                                                                                               Утверждаю:

 на педсовете №1                                                                                                                                                                  Заведующий МАДОУ города Нижневартовска

Протокол №____________                                                                                                                                                 ДС №37 «Дружная семейка»

«_____»__________ 2016 год.                                                                                                                                                            ___________________ Н.М.Проскурнина 

                                                                                                                                                                                              «_____»____________2016 год.  

                                                                                                                                                                         

Программа ДПОУ

проведение занятий по развитию художественных

способностей у детей 4 -5 лет

«Цветные ладошки»

                                                                                                                   Составитель: педагог                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                               Салимова Айгуль Римовна

г. Нижневартовск, 2016

  1. Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

4

3.1

Цели и задачи программы

5

3.2

Планируемые результаты

5

3.3

Объем образовательной нагрузки

6

4

Содержание программы «Цветные ладошки»

6

5

Организационно – педагогические условия

7

5.1

Учебный план

7-10

5.2

Расписание занятий

11

5.3

Календарный учебный график

11-12

5.4

Программно – методическое обеспечение

12

5.5

Материально – техническое обеспечение

13

6

Мониторинг

14

7

Список литературы

15

  1. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 4 – 5 лет «Цветные ладошки»

Основания для разработки Программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.
  •  Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», М.:ТЦ Сфера , 2006г.

Заказчики Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», родители (законные представители)

Составитель Программы

Салимова Айгуль Римовна

Цель Программы

Развитие у детей творческих способностей

Задачи Программы

  • Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать самостоятельность, активность, творчество.
  • Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  • Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

  1. Пояснительная записка

        Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской.

Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ребенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика.

Для детей в среднем возрасте (4 - 5 лет) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (каран­дашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..

3.1 Цели и задачи

Цель программы: развитие у детей творческих способностей.

Задачи:

  • Формирование у детей знаний о прекрасном. Развивать способности наблюдения, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
  • Развивать самостоятельность, активность, творчество.
  • Формировать в процессе обучения нравственным и эстетическим представлениям об окружающем мире. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  •  Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
  1. Планируемые результаты:

В ходе реализации программы ребенок научится:

  • знать правила безопасности труда;
  •  ориентироваться на листе бумаги;
  • самостоятельно подбирать цвет, тон;
  • складывать и вырезать изделия из бумаги;
  • составлять свои варианты композиции;
  •  использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность.

Итоги реализации программы  предоставляются на открытых занятиях.

3.3 Объём образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы – 1 год.

Программа рассчитана на 63 академических часа из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 8 человек. Возраст детей 4 – 5 лет.

Формы организации деятельности детей на занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие.

  1. Содержание программы

Содержание учебной рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в художественно-эстетической  деятельности.

Программа составлена с учетом межпредметных связей:

- познавательное развитие - закрепляются навыки счета, знания геометрических форм, размеров, пространственных и временных отношений, сенсорных эталонов; формируются экологические представления, отношения, поведение.

- физическое развитие - развивается мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на развитие речевых зон коры головного мозга, формирование речи в целом;

- речевое развитие: обогащается словарный запас детей, развивается связная, диалогическая, доказательная речь;

- художественно-эстетическое развитие: развиваются творчески способности детей, умение работать с разнообразным материалом, в разных техниках, цветовосприятие, эстетический вкус

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Содержание
  2. Паспорт программы.
  3. Пояснительная записка
  4. Содержание программы
  5. Учебный план.
  6. Мониторинг
  7. Список литературы.

  1. Организационно – педагогические условия

5.1 Учебный план

        

Направления работы

Месяц

Количество занятий

Объемная аппликация из салфеток.

1.        Аппликация «Яблоко».

- познакомить детей с техникой создания объемного  изображения

  используя салфетки.

Октябрь

2

2.Рисование зубной щеткой.

- учить рисовать зубной щеткой зверей, деревья, траву.

- продолжать учить детей правильно держать кисть.

2

                                3.Аппликация «Птица из сухих листьев».

- научить детей делать аппликацию из сухих листьев.

- развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу.

2

4.Пластилин «Грибы».

- развивать мелкую моторику, подбирать цветовую гамму,  умение размазывать пластилин по контуру.

2

  1. Папье-маше «Тарелка и чашка».

- развивать познавательный интерес.

- способствовать проявлению индивидуальности и фантазии.

Ноябрь

8

  1. Рисование ладошками

- учить детей правильно нанести краску на ладонь, оставлять аккуратно отпечаток на листе.

Декабрь

2

2.Рисование техникой «граттаж».

- познакомить с понятием «граттаж», материалами и технологией выполнения работы.

- обогащать экологические знания детей о природном явлении – северное сияние.

2

3.Рисование в технике  «фотокопия».

- познакомить с алгоритмом, материалами и техническими приёмами выполнения работы в нетрадиционной технике – фотокопия.

2

4.Аппликация «Рыба морей и океанов».

- учить создавать выразительный и интересный сюжет в одной из техник (пластилинография, витраж).

2

1. Рисование «Симметричные отражения».

- ознакомление детей с новой техникой рисования двойных

(зеркально-симметричных) изображений

.

Январь

2

  1. Оригами

- развивать умение складывать лист бумаги, превращая его в игрушку(солнце, кошка).

2

3. Аппликация «Душистый снег».

- учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

3

  1. Аппликация « Снеговики».

- стимулировать интерес к экспериментированию в работе: выполнение работы в нескольких техниках (пластилинография с аппликацией из яичной скорлупы, бумагопластика).

Февраль

2

  1. Тестопластика.

- познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается).

- показать приём изготовления изделия из теста.

4

3.Рисование в технике «витраж».

-познакомить с новой техникой – витраж, её возможностями, материалами, технологией выполнения работы.        

2

1. Аппликация «Первые цветы».

-обучить основным техническим приёмам работы в технике «бумагопластика».

-уточнить знания детей о празднике 8 Марта, весенних первоцветах.

-формировать желание делать подарки своими руками для мам, бабушек.

Март

2

2.Рисование тычком

- учить рисовать методом тычка зверей.

                - продолжать учить детей правильно держать кисть.

2

3. Рисование в технике печатанья.

- познакомить с техникой печатанья трафаретами (вилка, трафареты и т.д..) - учить наносить быстро краску и делать отпечатки , развивать цветовосприятие.

2

  1. Лепка «Букет для мамы».

- учить работать с пластилином скатывая его в палочки и маленькие горошинки.

2

  1. Аппликация, торцевание.

- учить наклеивать в техники торцевания венок из цветов.

Апрель

2

  1. Объемная аппликация «Божья коровка».

- учить в складывании бумаги по показу педагога, по схемам.

2

  1. Квилинг.

-  развивать научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу.

- развивать моторику мелких мышц рук, глазомер; умение наклеивать мелкие детали на основу.

4

1.Аппликация из ниток.

- учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист  картона   с добавлением пряжи

Май

2

                                   2. Аппликация из цветных кругов

-закреплять умение красиво размещать изображения на листе.

2

3. Кляксография.

- ознакомить с техникой «кляксография», её возможностями, материалами.

- познакомить с цветовым кругом.

- освоить приёмы работы с цветом (подготовка, смешивание красок, способы нанесения

2

4. Рисование по замыслу

- создать на основе имеющихся умений и навыков сюжетную композицию на свободную тему.

2

63 часа

  1.  Расписание занятий

Наименование услуг

Форма занятия

Количество

детей

День недели

Время проведения

Исполнитель

1.

Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей

групповая

8

вторник

четверг

Группа 1

15.30 – 16.00

Группа 2

16.00 – 16.30

Воспитател первой

квалификационной категории

5.3 Календарный учебный график

        

Тема

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.

Рисования техникой граттаж

2

2.

Пластинография

2

2

3.

Рисование в технике фотокопия

2

4.

Рисование тычком

2

5.

Аппликация из салфеток

2

6.

Рисование зубной щеткой

2

7.

Рисования + Аппликация

8.

Аппликация

2

2

3

2

2

9.

Тестопластика

4

10.

Рисование ладошками

2

11.

Рисование в технике витраж

2

12.

Рисование в симметрии.

2

13.

Папье- маше

8

14.

Оригами

2

15.

Выдувание трубочками

2

16.

Оригами

17.

Рисование в технике печатанья

2

18.

Объёмная аппликация

2

2

19.

Рисование по замыслу

2

20.

Торцевание

2

21.

Квилинг

4

22.

Аппликация из ниток

2

Итого занятий

8

8

8

7

8

8

8

8

  1. занятия

32 недели

5.4 Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана

Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 4-5 лет «Цветные ладошки»

Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т.С.Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной.

5.5 Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в кабинете, расположенном на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2. Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны,

- трафареты.

3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры,

- картон,

-ватман, альбомы,

-клей;

 - пластилин,

- стеки,

 - простые и цветные карандаши,

- фломастеры,

- восковые мелки,

- гуашь,

- акварель,

 - кисти трех размеров,

- тычки разных размеров,

- пробки,

- трубочки для коктейля.

- зубная щетка

6. Мониторинг

Способы определения результативности программы дополнительного образования:

 Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по развитию художественных способностей, в ходе которого выявляется уровень освоения курса детьми данного возраста.

Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май)

Инструментарий для проведения контрольных занятий по развитию художественных способностей

Ф.И. ребенка

Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей

Итог

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

1.

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты (низкий уровень)

2 балла – отдельные компоненты не развиты (средний уровень)

3 балла – соответствует возрасту (высокий)

Результаты обследования:

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

        

7. Список литературы

  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,

      конспекты занятий», М.:ТЦ Сфера , 2006г.

  1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Сфера М.2009.
  2. Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005
  3. Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008.
  4. И.Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007.
  5. К.К.Утрубина, Г.Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007.
  6. Г.П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005.
  7. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «АБВГДейка»

Программа ДПОУ проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «АБВГДейка»...

Программа ДПОУ проведения занятия по развитию вокальных способностей у детей 4-7 лет

Программа разработанна для музыкальных руководителей, которые ведут дополнительные платные услуги по вокалу...

ПРОГРАММА ДПОУ проведения занятий по развитию физических способностей детей «Здоровячок»

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Все без исключений понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой орга...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Волшебные ладошки»

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно ...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией....

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией...

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Мир красок»

Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста «Мир красок»...