"Башкирский национальный костюм"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 1 "Тополек" с.Железнодорожный муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы
"Башкирский национальный костюм".
Заведующая д/с: Демакина О.В
Руководитель практики: Микаева Л.Р.
Подготовила воспитатель: Гайсина Ф.Ф.
2016 г
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему:
«Башкирский национальный костюм»
Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.
2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.
3. Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям. Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину.
Дидактический материал и оборудование: картинки башкирских национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах; раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска, посылка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм».
Словарная работа: камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Сегодня мы поговорим и рассмотрим башкирский национальный костюм. Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:
- Что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.
- В какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
- Какая у нас республика?
Дети: Красивая, богатая, щедрая…
Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием. (Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального костюма).
Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк .
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия(кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются: красный, белый, синий и желтый.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие. "Башкирский национальный костюм".
Знакомство с башкирским национальным костюмом....
Конспект ООД по познавательному развитию "Башкирский национальный костюм"
занятие по ознакомление с социальным миром "Башкирский национальный костюм"...
конспект ООД "Красота башкирского национального костюма"
Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию в старшей группе на тему "Красота башкирского национального костюма"...
КОНСПЕКТ ООД «художественное-эстетическое развитие» на тему: "Красота башкирского национального костюма" для воспитанников старшей группы
Закрепление и расширение представления воспитанников об национальном женском башкирском костюме на основе систематизации и обобщения ранее полученных знаний....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Башкирский национальный костюм» в старшей группе.
Ознакомление воспитанников с башкирским национальным костюмом....
Конспект организованно-образовательной деятельности "Башкирский национальный костюм"
В старшей группе провела занятие на тему "Башкирский национальный костюм". Дети активно участвовали. Познакомили детей с женским башкирским национальным костюмом....
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...