Конспект ООД по познавательному развитию "Башкирский национальный костюм"
план-конспект занятия (старшая группа)
занятие по ознакомление с социальным миром "Башкирский национальный костюм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_bashkirs_kostyum.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: «Ознакомление с социальным миром»
Тема: «Башкирский национальный костюм»
Возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
Выполнил:
воспитатель
Сулейманова З. М
категория: высшая
стаж:28 лет
г. Туймазы-2019 г.
Цель: Ознакомление детей с башкирским национальным костюмом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширить знания детей об особенностях башкирского национального костюма;
- закрепить элементы одежды (камзул, кулмек, ситек, монлайса);
- познакомить с праздником «сабантуй»;
- закрепить лексическую тему «Мой город – Туймазы».
Коррекционно-развивающие:
- развивать и обогащать речь;
- активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу;
- воспитывать у детей чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Средства реализации: башкирские национальные костюмы, куклы в башкирских национальных костюмах; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись космической музыки; аудиозапись башкирской музыки; слайды.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома О РБ, г.Туймазы. знакомство с куклами в башкирских костюмах,
- беседы о башкирском народе, их традициях,
- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»
- рисование «Укрась платье», аппликация «Башкирский сапожок».
- экскурсия в краеведческий музей.
Активизация словаря: джигит, егет, курай, кубыз, батыр, кульмяк, камзул, ситек, кумьяулын , бисер, кукррэксэ, ыштан.
Методические приемы:
1) Звучание башкирских мелодий.
2) Беседа.
3) Вопросы к детям.
4) Дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»
5) Рассматривание башкирского костюма.
6) Объяснение.
7) Сюрпризный момент.
8) Физминутка.
Ход ООД: Орг. момент. Поздороваться с гостями.
Игра-приветствие:
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Воспитатель: Добрый день, туймазинцы. А почему я вас так назвала?
Дети: Мы живем в городе Туймазы.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: Мы живем в Башкортостане.
Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие. (Звучит аудиозапись космической музыки.)
Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. (показ слайдов, звучание башкирских мелодий)
На востоке высятся Уральские горы – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан? (Ответы детей.)
Давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».
Воспитатель приглашает детей станцевать под башкирскую мелодию элементы башкирских движений.
Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела. Что же это такое? Как вы думаете?
Дети: Одежда, костюм.
Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, повторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово ).
Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.
А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.
Физминутка
Встало утром солнышко и гулять отправилось;
И на нашей улице все ему понравилось.
Побежало солнце золотой дорожкой, и попало солнце прямо к нам в окошко.
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди куклу в национальный костюм» (с названием деталей одежды). (Игра проводится 2-3 раза.)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете башкирские праздники?
Дети: Сабантуй.
Воспитатель: Правильно - праздник сабантуй. Сабантуй – праздник плуга. Празднуют его в начале лета. Праздник вели аксакалы – старые мудрые люди. На сабантуе они занимали самые почётные места. На сабантуе было всё очень красиво: ставились юрты, собирались призы. Если батыры побеждали на сабантуе, то им давали лоскутки и они эти лоскутки берегли. Чем больше лоскутков, тем больше побед.
На празднике звучали интересные рассказы, весёлые песни, пляски, играли на курае, кубызе. Празднование проходило на высоком месте - на холме. Программа сабантуя была очень разнообразна: проводились скачки на лошадях, соревновались в беге, боролись, поднимали тяжести, лазили по 18-метровому шесту, перетягивали канат, проводили конкурсы силачей, прыгали в длину и в высоту, боролись мешками. На сабантуе выдавались призы.
Анализ занятия.
Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...
Конспект интегрированного музыкального занятия "Русский национальный костюм"
Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ в целях ознакомления с русским народным костюмом...
Конспект ООД : «Знакомство с эвенкийским национальным костюмом» ( в рамках краеведческой деятельности)
Это занятие предназначено для знакомства детей старшего дошкольного возраста с одеждой коренного народа нашего края - эвенков и реализуются следующие задачи:Образовательные:Систематизировать пре...
Конспект ООД «Знакомство с русским национальным костюмом
Цель: развитие интереса к русской национальной культуре.Задачи:Знакомство с элементами русского национального костюма: женского и мужского.Развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха...
Конспект ОД на тему: «Татарский национальный костюм»
Предмет (направленность):художественно-эстетическое, познавательное развитие.Составила и провела: воспитатель МБДОУ № 19 г. НижнекамскСахибгареева Алия ТависовнаВозраст детей: подготовительная к школе...
Конспект организованно-образовательной деятельности "Башкирский национальный костюм"
В старшей группе провела занятие на тему "Башкирский национальный костюм". Дети активно участвовали. Познакомили детей с женским башкирским национальным костюмом....
Конспект открытого занятия Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент».
Тема: «Мордовский национальный костюм. Орнамент»Задачи:1.Закреплять представления детей о народности мордва2.Закреплять представления о мордовском костюме. ...