«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПЕРЕХОДУ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
методическая разработка на тему
Научно-практический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПЕРЕХОДУ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛ | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЙОННЫЙ НАУЧНО – ТЕОРИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО ПЕРЕХОДУ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ».
Е.А.Четверткова, старший воспитатель
МБДОУ «Инжавинский детский сад
«Берёзка»
р.п. Инжавино
2014 г.
Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они связаны с созданием механизмов развития системы образования в стране.
Новая система должна обеспечивать государственные гарантии доступности получения полноценного дошкольного образования;
В связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в РФ» произошли важные изменения в системе дошкольного образования:
- признание дошкольного образования первым (но не обязательным!) уровнем системы общего образования;
- введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
- отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования.
Во ФГОС ДО задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Важно и то, что на основании этого документа регулируются отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ (взамен отменённых с 01.01.2014 г г. ФГТ). В стандартах поставлены новые цели и задачи, изменена структура ООП ДО, заданы новые ориентиры на результат дошкольного образования.
В настоящий момент проводится детальный сравнительный анализ двух документов (ФГТ и ФГОС) с целью поиска сходств и различий, установления существенных обновлений.
(таблица № 1; № 2; №3).
Во ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
- обогащение детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования.
Изучение этих принципов является одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.
При этом во ФГОС не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно – тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как их отмену или запрет на реализацию. Безусловно, они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.
Данная аналитическая позиция помогает нам более конкретно взглянуть на цели и задачи современного дошкольного образования, т.к. именно с опорой на них строится направленность любой программы. Во ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей, при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды. ООП ДО в данном случае формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей (таблица № 4) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров.
По сравнению с требованиями ФГТ во ФГОС ДО выделяется меньшее количество групп требований, и их содержание не тождественно. К примеру, во ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно – материальному, медико – социальному и информационно – методическ5ому обеспечению образовательного процесса. Некоторые из них стали частью материально – технических условий, некоторые вынесены в специальную группу – требования к развивающей предметно – пространственной среде. Выделение последней группы обусловлено направленностью программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.
Основная задача персонала ДОО на этапе введения ФГОС ДО – осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следует определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования данной организации.
Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:
- в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
- организации различных видов деятельности воспитанников;
- осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
- методическом обеспечении образовательного процесса;
- реализации информационно – коммуникационных технологий;
- обеспечение инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Руководителю ДОО необходимо проанализировать кадровые условия: опыт и квалификацию педагогов, необходимость в дополнительном обучении, в повышении квалификации, переподготовки кадров для реализации ФГОС ДО. (Уже начата работа по обучению педагогов на курсах повышения квалификации). При наличии в детском саду консультационного пункта для семей дошкольников, не посещающих данную организацию, руководителю стоит предусмотреть возможность привлечения для работы социального педагога либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.
Взамен интегративным качествам дошкольника, определённым в ФГТ как планируемый итоговый результат освоения ООП ДО, во ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования» (таблица № 4). Безусловно, ориентиры отличаются от интегративных качеств, поскольку в них отражаются современные представления о целях дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой – либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговой аттестацией воспитанников. Результаты развития детей, которые «мониторят» педагоги два раза в год (в начале и конце года) при этом никто не отменял, они предназначены только для того, чтобы педагог мог определить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут и скорректировать свою образовательную деятельность.
Естественно возникает вопрос: если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям сможет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации? Перед детским садом стоят сейчас задачи, связанные с развитием детей и созданием необходимых условий для решения. Именно эти условия (выполнение требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.
Кроме того целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного начального общего образования, и при соблюдении упомянутых выше условий предполагают формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это утверждение особо важно уяснить сейчас и воспитателям, и родителям, и учителям начальных классов, т.к. одним из основных рисков введения ФГОС ДО считается «столкновением» стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от ДОО требуется «дрессура» детей, которая позволит им быть готовыми к школе. Определённые ожидания подобного рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе благодаря знаниям и умениям, полученным в детском саду. действительно, необходимость того, что ребёнок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОС ДО прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению (после дошкольной жизни должно появиться желание учиться), а не просто учить ребёнка чтению, письму и т. д.
Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его внедрения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени. Кроме того, до января 2016 г. устанавливается переходный период, в течение которого образовательные организации должны привести нормативно – правовую документацию в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере дошкольного образования. Следовательно, по мнению Рособрнадзора, нельзя требовать от ДОО немедленного приведения ООП ДО в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных ООП ДО. В противном случае в силу отсутствия вариативной методической базы полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования не получится. Однако уже сейчас на уровне образовательных организаций, реализующих ООП ДО, для эффективного введения ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:
- проанализировать и уяснить суть целевых основ (установок и ориентиров) дошкольного образования;
- сопоставить представленные в ФГТ ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования;
- определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы ДОО;
- проанализировать условия, созданные в возрастной группе;
- выявить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОО.
Таким образом, с введение м Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Обозначены также и нормативные правовые механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством.
Очень надеемся, что нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально – экономических условиях.
Планирование образовательной деятельности
в МБДОУ
«Инжавинский детский сад «Берёзка»
Организованная образовательная деятельность | ||||||||
Базисный вид деятельности |
периодичность | |||||||
Возраст детей | 2-х до 3-х лет | от 3-х до 4-х лет | от 4-х до 5-и лет | от 5-и до 6-и лет | от 6-и до 7-и лет | |||
Физкультура в помещении | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | |||
Физкультура на прогулке | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | |||
Познавательное развитие | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 3 раза в неделю | 4 раза в неделю | |||
Развитие речи | 2 раза в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | |||
Рисование | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | |||
Лепка | 1 раз в неделю | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | |||
Аппликация | - | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | |||
Музыка | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | 2 раза в неделю | |||
ИТОГО: | 9 занятий в неделю | 10 занятий в неделю | 10 занятий в неделю | 13 занятий в неделю | 14 занятий в неделю | |||
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||||||||
Утренняя гимнастика | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Гигиенические процедуры | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Ситуативные беседы в ходе режимных моментов | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Чтение художественной литературы | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Дежурства | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Прогулки | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Самостоятельная деятельность детей | ||||||||
Игра | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий в минутах | ||||||
от 3-х до 4-х лет | от 4-х до 5-и лет | от 5-и до 6-и лет | от 6-и до 7-и лет | |||||
Физкультурные занятия | - в помещении | 2 раза в неделю 15-20 | 2 раза в неделю 20-25 | 2 раза в неделю 25-30 | 2 раза в неделю 30-35 | |||
- на улице | 1 раз в неделю 15-20 | 1 раз в неделю 20-25 | 1 раз в неделю 25-30 | 1 раз в неделю 30-35 | ||||
Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня | - утренняя гимнастика (по желанию детей); | ежедневно 5-6 | ежедневно 6-8 | ежедневно 8-10 | ежедневно 10-12 | ежедневно | ||
- подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20 | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20-25 | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 25-30 | ежедневно 2 раза (утром и вечером) 30-40 | ||||
- физкульт минутки (в середине статического занятия) | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий | ||||
Активный отдых | -физкультурный досуг | 1 раз в месяц 20 | 1 раз в месяц 20 | 1 раз в месяц 30-45 | 1 раз в месяц 40 | |||
-физкультурный праздник | - | 2 раза в год до 45 мин | 2 раза в год до 60 мин | 2 раза в год до 60 мин | ||||
- день здоровья | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | ||||
Самостоятель – ная двигательная деятельность | - самостоятель – ное использование физкультурного и спортивно – игрового оборудования | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |||
-самостоятель- ные подвижные и спортивные игры | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно | ежедневно |
Образовательные области ООП
в соответствии с ФГОС ДО
1. Социально – коммуникативное развитие
(социализация, развитие общения, нравственное воспитание).
2. Познавательное развитие
(Формирование элементарных математических представлений, Развитие познавательно – исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы).
3. Речевое развитие
(развитие речи, приобщение к художественной литературе).
4. Художественно – эстетическое развитие
(приобщение к искусству; изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация; конструктивно – модельная деятельность; музыкальная деятельность).
5. Физическое развитие
(формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура).
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка:
* общаться с детьми доброжелательно, без обвинения и угроз;
* внимательно выслушивать детей, понимать их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
* помогать детям находить конструктивные варианты поведения;
* создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т.д.) могут выразить своё отношение к личностно – значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
* обеспечивать, в течение дня, чередование ситуаций в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
2. Формирование доброжелательных , внимательных отношений:
* устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
* создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
* поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил для разрешения возникающих проблемных ситуаций.
3. Развитие самостоятельности.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
* учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
*изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
* быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:
* при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
* совершать выбор и обосновывать его;
* предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
* планировать собственные действия индивидуально и в малой подгруппе, команде;
* оценивать результаты своих действий.
4. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
* создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
* определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
* наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
* отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра слабо развита;
* косвенно руководить игрой;
* организовывать предметно – пространственную среду так, чтобы она способствовала развитию игровой деятельности, стимулировала детскую активность. Её необходимо постоянно обновлять в соответствии с текущими интересами детей. игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым..
5. Создание условий для развития познавательной деятельности.
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
* предлагать детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
* предлагать детям творческие вопросы, в том числе – проблемно- противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
* обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принытия;
* позволять детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
* организовывать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадения точек зрения;
* строить обсуждение с учётом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
* помогать детям обнаруживать ошибки в своих рассуждениях;
* помогать организовывать дискуссию;
* предлагать дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу;
* Организовывать предметно – пространственную среду так, чтобы детям предоставлялась возможность для активного исследования и решения поставленных задач.
6. Создание условий для проектной деятельности.
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
* создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
* внимательно выслушивать детские вопросы, возникающие в разных ситуациях, предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
* предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
* помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
* поддерживать идеи детей, в ходе обсуждений предложенных детьми проектных решений, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
* помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать свой выбор;
* организовывать предметно – пространственную среду так, чтобы она стимулировала детей к исследованию и творчеству.
7. Создание условий для самовыражения средствами искусства.
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
* планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
* создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
* оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
* предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
* поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
* организовывать события, мероприятия, выставки проектов, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей и родителей;
* организовывать предметно – пространственную среду так, чтобы дети имели возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актёрским мастерством, танцем, различными видами ремёсел, поделками по дереву, из глины и пр.
8. Создание условий для физического развития.
Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, педагог должен:
* ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
* обучать детей правилам безопасности;
* создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей в двигательной сфере;
* использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать;
* организовывать предметно – пространственную среду так, чтобы она могла стимулировать физическую активность детей, вызывать желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА
С СЕМЬЁЙ.
Основные направления и формы взаимодействия с семьёй.
1. Взаимопознание и взаимоинформирование:
- социально – педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, посещение педагогами семей воспитанников;
- организация дней открытых дверей в детском саду;
- собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон;
- консультации;
- конференции;
- стенды;
- газеты;
- интернет – сайты.
2. Непрерывное образование воспитывающих взрослых через:
- конференции;
- онлайн-конференции;
- родительские собрания (групповые, общие детсадовские, районные);
- родительские и педагогические чтения;
- мастер – классы;
- тренинги.
3. Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
- семейные художественные студии (художественные мастерские);
- семейные праздники;
- семейный театр;
- семейная ассамблея (это – форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства);
- проектная деятельность;
- семейный календарь (может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна – инвариантная, предлагаемая детским садом, вторая – вариативная, проектируемая каждой семьёй в логике своих потребностей и традиций).
4. Пособия для занятий с ребёнком дома:
- программа Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»
- пособия серии «Школа Семи Гномов» (для занятий с детьми дома)
КОРРЕКЦИОННАЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Алгоритм выявления детей с ОВЗ:
1. В начале нового учебного года в ДОУ педагоги в т.ч. педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели, т.е. специалисты психолого – медико – педагогического консилиума (ПМПк), либо специалисты психолого – педагогического медико – социального центра (ППМСЦ) выявляют детей с ОВЗ.
2. после этого проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого – медико – педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, согласно, приказу Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении положения о психолого – медико – педагогической комиссии», и определения специальных условий для получения образования, согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации».
3. По результатам обследования на ПМПк даются рекомендации по созданию для ребёнка специальных образовательных условий (условия воспитания и развития включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание ДОУ и др. условия без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
4. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.
5. После разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагоги и специалисты осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребёнка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута должны проводиться не реже одного раза в три месяца.
ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
1. Дошкольная группа в режиме полного дня.
2. Центр игровой поддержки развития (ЦИПР).
3. Консультативный пункт (КП).
4. Лекотека.
5. Служба ранней помощи (СРП).
6. Группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок».
ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1. Целевой раздел
(пояснительная записка, цели и задачи реализации программы, , отличительные особенности программы, планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры, система оценки результатов освоения программы)
2. Содержательный раздел
( содержание психолого – педагогической работы в образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие; коррекционная и инклюзивная педагогика).
3. Организационный раздел
(примерный режим дня от рождения до школы, культурно – досуговая деятельность, условия реализации программы, особенности организации предметно – развивающей среды, материально – техническое обеспечение программы, кадровые условия реализации программы, рекомендации по написанию основной образовательной программы образовательного учреждения).
ВЕДУЩИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности ;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;
- творческая организация воспитатедльно – образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРОГРАММЫ:
1. направленность на развитие личности ребёнка
(воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение).
2. Патриотическая направленность программы
(воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим)
3. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
(воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам и пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру)
4. Нацеленность на дальнейшее образование
(развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте и др. учебных заведениях, т.к. всем людям необходимо получать образование. Формировать отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей)
5. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей.
(забота педагогов о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитании полезных привычек, в том числе привычек к здоровому питанию, потребности к двигательной активности).
6. Направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка
(обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, что достигается за счёт учёта индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности детей, так и в формах и способах взаимодействия с ребёнком).
7. Особенности структуры программы
(является принцип подачи материала в образовательных областях в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого – педагогической работы. Содержание психолого – педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, в соответствии с возрастом детей. такая структура программы позволяет видеть перспективу развития качеств ребёнка, даёт возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть).
8. Гибкость выбора программного содержания с учётом уровня развития ребёнка
(в каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам, что даёт возможность видеть перспективу развития качеств дошкольника, а также учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь на индивидуальный уровень развития каждого ребёнка).
9. Простота введения вариативной части
(содержание программы по тематическим блокам позволяет легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса), учитывать приоритетные направления, менять смысловые блоки на парциальные и авторские программы. Единственное требование – вариативная часть должна соответствовать ФГОС ДО и не противоречить целям и задачам программы «От рождения до школы»).
10. Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
(в действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого – педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили программу приложением, посвящённым игре для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии).
11. Взаимодействие с семьями воспитанников
(в программе описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно осваивать с детьми общеобразовательную программу дошкольного образования).
12. Технологичность программы
(большим преимуществом программы является её технологичность и успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких – то особых условий, нестандартного материально – технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально – технической базе, при условии соответствия её действующим государственным стандартам и требованиям).
13. Наличие приложения с подробными перечнями
(в современном издании программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Воспитательно – образовательный процесс строится с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно – образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей даёт возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. темы помогают организовать обучение оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что обсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках (центрах) развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО. В программе «От рождения до школы» так же как ив Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ
ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
* Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструирования и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности..
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным другими.
- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, т.е. проявляет стремления к получению знаний, положите5льной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальное представление о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга;
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников образовательной организации.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.
Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, обследования в рамках объективного подхода были направлены на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решений специальных задач. Эти тесты позволяли сравнивать полученные результаты с нормой, представляя тем самым информацию о развитии каждого ребёнка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты широко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска.
Основным недостатком такого подхода является то, что искусственные задания часто далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошкольников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.
В основе новой оценки знаний детей лежат следующие принципы:
* Оценка строится на анализе реального поведения ребёнка, а не на результатах выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребёнка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в ненадуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
* Тестирование детей в настоящее время проводится специалистами (психологами, медицинскими работниками и др.) Новая программа предлагает, чтобы оценку давали взрослые, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
* Объективная оценка максимально структурирована. Если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, и потому не редко выражают негативное отношение к тестированию, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнёрами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Реализация программы «От рождения до школы» предлагает оценку индивидуального развития детей. такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной или специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.).;
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (развитие способностей);
-проектной деятельности (развитие детской инициативности, ответственности, развитие умения планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.
КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(особенности традиционных событий, праздников, мероприятий)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включён раздел «Культурно – досуговая деятельность», посвящённый особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно – досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагогов по организации досуга детей для каждой возрастной группы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ.
От 2-х до 3-х лет.
Праздники:
- Новый год;
- «Осень»;
- «Весна»;
- «Лето»;
- «Мамин праздник»
Тематические праздники и развлечения:
- «Осень»;
- «Солнышко – вёдрышко»;
- «Мишкин день рождения»;
- «Мои любимые игрушки»;
- «Зайчата в лесу»;
- «Игры – забавы»;
- «Зимняя сказка»;
- «Музыкальные игрушки».
Театрализованные представления:
- «Козлик Бубенчик и его друзья» Т.Караманенко;
- инсценирование русских народных сказок: «Весёлые зайчата» Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева.
Рассказы с музыкальными иллюстрациями:
- «Птички» муз. Г Фрида;
- «Праздничная прогулка», Муз. А. Александрова.
Игры с пением:
- «Игра с мишкой», муз. Г Финаровского;
- «Кошка», муз. А.Александрова;
- «Кто у нас хороший?», рус. нар. Песня.
Инсценирование песен:
- «Кошка и котёнок», муз. М.Красева;
- «Неваляшки», муз. З. Левиной»;
- «Посреди двора – ледяная гора», муз Соковининой;
- «Весёлый поезд», муз. Э.Компанейца.
Спортивные развлечения:
- «Мы смелые и умелые».
Забавы:
- «Из-за леса из-за гор», Т Казакова;
- «Лягушки», рус. нар. песня;
- «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.
От 3-х до 4-х лет
Праздники:
- «Новогодняя ёлка»;
- «Мамин праздник»;
- «День защитника отечества»;
- «Осень»;
- «Весна»;
- «Лето».
Тематические праздники:
- «Здравствуй осень»;
- «В весеннем лесу»;
- «Здравствуй лето»;
- «Ой бежит ручьём вода»;
- «На бабушкином дворе»;
- «Во саду ли, в огороде»;
- «На птичьем дворе».
Театрализованные представления:
- «Маша и медведь»;
- «Теремок»;
- «Волк и козлята»;
- «Заюшкина избушка»;
- «Потешки да шутки»;
- «Были – небылицы»;
- «Бабушка – загадушка».
Музыкально – литературные развлечения:
- Концерт для кукол;
- Представление «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные развлечения:
- «Кто быстрее?»;
- «Зимние радости»;
- «Мы растём сильными и смелыми».
Забавы:
- «Музыкальные заводные игрушки»;
- «Сюрпризные моменты»;
- забавы с красками, карандашами и т.д..
Фокусы:
- «Цветная водичка»;
- «Волшебная коробочка».
От 4-х до 5-и лет
Праздники:
- Новый год;
- День защитника отечества;
- 8 –е Марта;
- «Осень»;
- «Весна»;
- «Лето»;
- дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения:
- «Приметы осени»;
- «Русская народная сказка»;
- «Зимушка – зима»;
- «Весна пришла»;
- «Город в котором ты живёшь»;
- «Наступило лето».
Театрализованные представления:
- по сюжетам русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой»; «Жихарка»; «Руковичка»; «Бычок – смоляной бочок»; «Пых»; «Гуси – лебеди» и др.
Русское народное творчество:
- загадки;
- любимые народные игры;
- бабушкины сказки;
- пословицы и поговорки;
- любимые сказки;
- русские народные игры;
- «В гостях у сказки».
Концерты:
- «Мы слушаем музыку»;
- «Любимые песни»;
- «Весёлые ритмы».
Спортивные развлечения:
- «Спорт это сила и здоровье»;
- «Весёлые старты»;
- «Здоровье дарит Айболит».
Забавы:
- «Пальчики Шагают»;
- «Дождик»;
- «Чок да чок», муз. Е.Макшанцевой;
- забавы с красками и карандашами;
- сюрпризные моменты.
Фокусы:
- «Бесконечная нитка;
- «Превращение воды»;
- «Неиссякаемая ширма»;
- «Волшебные превращения».
От 5-и до 6-и лет
Праздники:
- новый год;
- День защитника Отечества;
- 8 Марта;
- День Победы;
- Осень;
- Весна;
- Лето;
- Дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения:
- «О музыке Чайковского»;
- «М.И.Глинка – основоположник русской музыки»;
- «О творчестве С.Я.Маршака»;
- «Стихи К.И.Чуковского»;
- «Об обычаях и традициях русского народа»;
- «Русские посиделки»;
- «Народные игры»;
- «Русские праздники»;
- «День города».
Театрализованные представления:
- представления с использованием теневого, пальчикового, настольного кукольного театров;
- Постановка спектаклей, детских музыкальных опер, музыкальных ритмопластических спектаклей;
- инсценирование сказок, стихов, песен.
Музыкально – литературные развлечения:
- «День цветов»;
- «А.С.Пушкин и музыка»;
- «Н.А.Римский – Корсаков» и русские народные сказки.
Русское народное творчество:
- Концерты русской народной песни и танца;
- загадки;
- пословицы и поговорки;
- сказки;
- «Были и небылицы»;
- «Добро и зло» в русских народных сказках».
Концерты:
- «Мы любим песни»;
- «Весёлые ритмы»;
- «Слушаем музыку».
Спортивные развлечения:
- «Весёлые старты»;
- «Подвижные игры»;
- «Зимние состязания»;
- «Детская Олимпиада».
КВН и викторины:
- «Домашние задания»;
- «Вежливость»;
- «Мисс Мальвина»;
- «Знатоки леса»;
- «Путешествие в Страну знаний»;
- «Волшебная книга».
Забавы:
- Фокусы;
- Сюрпризные моменты;
- Устное народное творчество (шутки, прибаутки, небылицы);
- забавы с красками и карандашами.
От 6-и до 7-и лет
Праздники:
- Новый год;
- День защитника Отечества;
- День Победы;
- Проводы в школу;
- «Осень»;
- «Весна»;
- «Лето»;
- Праздники народного календаря.
Тематические праздники и развлечения:
- «Весёлая ярмарка»;
- Вечера, посвящённые творчеству композиторов, писателей, художников.
Театрализованные представления:
- Постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес;
- Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений;
- Игры – инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята – поварята», муз. Е. Теличеевой.
Музыкально – литературные композиции:
- «Музыка и поэзия», «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», А.С.Пушкин и музыка», «Город чудный, город древний», «Зима – волшебница».
Концерты:
- «Песни о Москве»;
- «Поём и танцуем»;
- Концерты детской самодеятельности.
Русское народное творчество:
- Загадки;
- Были и небылицы;
- Любимые сказки;
- Сказания;
- Былины;
- предания.
Декоративно – прикладное искусство:
- «Вологодские кружева»;
- Гжельские узоры;
- «Народная игрушка»;
- «Хохлома» и др.
КВН и викторины:
- Различные турниры, в том числе знатоков природы, столицы москвы;
- «Короб чудес»;
- «А ну-ка, девочки»;
- «В волшебной стране»;
- «Путешествие в страну Знаний»;
- «В мире фантастики»;
- «Займёмся арифметикой»;
- «Я играю в шахматы» и др.
Спортивные развлечения:
- Летняя Олимпиада;
- «Ловкие и смелые»;
- «Спорт, спорт, спорт»;
- «Зимние катания»;
- «Игры – соревнования»;
- «Путешествие в Спортландию» идр.
Забавы:
- Фокусы;
- «Сюрпризные моменты»;
- Подвижные и словесные игры;
- Аттракционы;
- Театр теней при помощи рук.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Под понятием среды подразумевается обстановка природного, социально – бытового и культурно – эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде.
Образовате5льная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно – пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно – пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно – насыщенной, развивающей;
- трасформируемой;
- вариативной;
- доступной, безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически привлекательной.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров (уголков) развития могут выступать:
- уголок для сюжетно – ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно – печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей: конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для лёгкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестаёт пробуждать фантазию ребёнка. Вместе с тем, определённая устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие её стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотека, шкафчик с игрушками, ящик с различными функциональными материалами, настольными конструкторами и т.п.)
ОБ ИННОВАЦИЯХ ВО ФГОС ДО.
АНАЛИЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В октябре 2013 года дошкольные образовательные организации получили документ, аналогов не было ни в советское, ни в постсоветское время – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он существенно отличается не только от документов давнего времени, но и от своего непосредственного предшественника – федеральных государственных требований (2010 г.). опираясь на фундаментальные закономерности развития ребёнка, ФГОС ДО вводит в деятельность детских садов ряд принципиально новых моментов. Сегодня я расскажу вам о некоторых из них, на мой взгляд, особенно важных.
Направления развития детей.
В ФГТ выделено четыре направления:
- физическое;
- социально – личностное;
- познавательно – речевое, художественно – эстетическое.
Во ФГОС ДО за счёт разделения познавательно – речевого развития на два указано пять направлений:
- социально – коммуникативное;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Принципиально важна замена социально – личностного направления на социально – коммуникативное. Первое можно считать реализованным, если ребёнок вежлив, спокоен и послушан. Второе предполагает – формирование у детей активной позиции (наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за неё, при чём осуществлять это в корректной форме, как предусмотрено в п.4.6 «Целевые ориентиры»).
Виды детской деятельности.
В ФГТ и во ФГОС ДО они одинаковы, с той разницей, что во ФГОС ДО они описаны более детально и добавлена двигательная деятельность.
Образовательные области.
В ФГТ выделено 10 образовательных областей:
- физическая культура;
- здоровье;
- безопасность;
- социализация;
- труд;
- познание;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество;
- музыка.
Во ФГОС ДО за образовательные области принимают перечисленные выше направления развития детей (социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).
Разработка программы.
В ФГТ предполагалось, что каждая организация разрабатывает Образовательную программу самостоятельно.
Во ФГОС ДО установка иная:
В случае, если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто, в случае, если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Структурные подразделения в одной организации могут реализовывать разные программы, различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Цели программы.
Традиционно целью образовательной программы считалось всестороннее развитие ребёнка, но во ФГОС ДО отказались от этого расплывчатого термина и рекомендуют развивать детей в пределах основных образовательных областей.
Отношение к раннему и опережающему развитию негативно (недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей).
Интеграция образовательных областей.
Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Однако, это не означает, что каждое занятие должно быть интегрированным. ФГОС ДО предполагает разумный подход к идее интеграции, не отрицает её, но и не принуждает интегрировать всё со всем.
Формы реализации Программы.
Как мы знаем, что ФГТ предлагали осуществлять планирование работы в трёх формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- образование в свободной деятельности;
- образование в режимных моментах.
ФГОС ДО даёт большой простор для педагогического творчества:
- реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей;
- реализация Программы может осуществляться в течение всего времени пребывания детей в детском саду.
Развитие детской самостоятельности.
ФГОС уделяет этому много внимания, начиная со структуры Программы и заканчивая целевыми ориентирами.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- организация образовательного пространства должна обеспечивать возможность самовыражения детей.
Познавательно – исследовательская деятельность детей.
Данный пункт является принципиально новым. Об этом говорится во всех разделах ФГОС ДО, причём подчёркивается, что познавательно – исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста.
Организация образовательного пространства (в здании и на участке) должна обеспечивать познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, позволять экспериментировать с доступными детям материалами.
Диагностика.
В последние годы интерес к различного вида диагностикам был очень велик. Диагностику проводили и психологи, и педагоги, и руководители организаций, и члены разных комиссий, при чём зачастую некоторые из проверяющих не имели должной квалификации и не соблюдали требований к её организации. ФГОС ДО выделяет две формы диагностики и чётко определяет своё отношение к каждой из них. Это психологическая и педагогическая диагностика.
Психологическая диагностика.
Цель её – помочь педагогу понять внутреннее состояние конкретного ребёнка и особенности его психологических процессов, поэтому диагностика проводится:
- только при необходимости (если педагог без диагностики не может понять психологическое состояние ребёнка);
- только квалифицированными специалистами;
- только с согласия родителей.
Педагогическая диагностика.
Задача её – установить эффективность тех или иных способов воздействия педагога на конкретного ребёнка. Она проводится в том случае, если без диагностики педагог или родители не могут понять причинк неэффективности своих педагогических воздействий. Но педагогическая диагностика не является формой проверки усвоения ребёнком программного материала.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей с целью дальнейшего планирования педагогических действий. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для:
- построения образовательной траектории ребёнка;
- оптимизации работы с группой детей.
Диагностика знаний детей.
К диагностике знаний ФГОС ДО относится резко отрицательно. Теоретическое обоснование данной точки зрения даётся в п.4.1, который гласит, что в специфике дошкольного детства присутствует высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, отсутствие возможности вменения ребёнку какой – либо ответственности за результат (делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Выступая на круглом столе, председатель комиссии по разработке ФГОС ДО А. Асмолов высказался ещё более чётко: «Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний дошкольника не будет».
Целевые ориентиры.
Конечно целью деятельности ДОО выступает не приобретение детьми определённой суммы знаний (как это принято для школы и потом перенесено на детские сады), а формирование определённых черт и свойств личности ребёнка. Данное положение закреплено в разделе № 4, которое гласит:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать экспериментировать.
Формирование этих личностных качеств может осуществляться через любые виды деятельности, образовательные области, программы, формы организации образовательного процесса.
Оценка реализации целевых ориентиров.
Ссылаясь на соответствующие пункты Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО не требует проведения диагностики достижения целевых ориентиров, т.е. целевые ориентиры не не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. и самое главное – освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций воспитанников.
Эти положения очень важны, поскольку в предыдущие годы диагностика результатов образовательного процесса получила широкое распространение.
Итак, проведённый краткий анализ показывает, что система дошкольного образования получила принципиально новый документ, который пересматривает привычные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста и меняет ориентиры этой работы, заостряя внимание педагогов не объёме усвоенных детьми знаний, а на формировании у них определённых черт и качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в практике дошкольной образовательной организации»
Эссе, ориентированное на родительскую общественность....
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...
«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ...
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...