Ритмическое освоение слова
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Ритмическое освоение слова»
Продолжая развитие развивать чувство ритма у детей в этот раз я обратила особое внимание на упражнения помогающие в ритмическом освоение слова. Ритмическое освоение слова— это процесс важный не только для музыкального развития, не только для пропевание песенок, отработка прохлопывания различных песенных ритмов, но и для развития слого-звуковой структуры речи.
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Слушай сильную долю».
После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Упражнение «Дядя
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
Дядя Степа длинноногий По дороге зашагал | ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу |
Мальчик с пальчик по дороге Вслед за дядей побежал | «мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается позади «дяди Степы». |
Дядя Степа оглянулся, Но ни слова не сказал | идет и на ходу оглядывается |
Мальчик с пальчик усмехнулся, Дядю Степу он догнал | бежит и останавливается рядом с дядей Степой. |
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте. Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.
Капли, капли, что поете? | Хлопки восьмыми нотами |
- Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Спать сосулькам не даете! | Хлопки восьмыми нотами |
- Кап, кап, кап, хи-хи! | Игра на металлофоне |
Солнышко в небе хохочет | Хлопки |
Носики нам щекочет | Хлопки |
Кап, кап-кап, хи, хи-хи! | Игра на металлофоне |
И апчхи! | Глиссандо на металлофоне |
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Игра на развитие чувства ритма
Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - ритмические движения под музыку со словами.
Можно использовать для двигательной активности детей. Ведь двигательная активность является развитием умственной активности....
Ритмические игры со словом.
родителям...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
Участвовала в международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современных социокультурных условиях: реалии, вызовы, перспективы». Секция №5 «Психолого-педагог...
Консультация «взаимосвязь в освоении основных движений и музыкально- ритмических» (развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)
Консультация «взаимосвязь в освоении основных движений и музыкально- ритмических»(развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений)...
ООД в подготовительной группе "Напутственное слово" по освоению социокультурной категории "Традиции слова"
В последние годы проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей является предметом обеспокоенности общества и государства. Традиционная...
«Речевое развитие детей посредством освоения технологии приобщения детей дошкольного возраста к музыкально – ритмической деятельности»
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения...
Программа кружка по освоению детьми 3-4 лет танцевально-ритмических движений «Выразительные движения»
Программа кружка по освоению детьми 3-4 лет танцевально-ритмических движений «Выразительные движения»...