Ритмические игры со словом.
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Ритмические игры со словом.
Чудесный дар – народное слово, распетое, окрашенное интонацией. Вместе с игрой оно учит и лечит, влечет к игре ума и безудержному «выплясыванию» силы. Народное слово делает ребенка настоящим хозяином родного языка, собственных мыслей и поступков.
Значительное место в народной педагогике занимают всевозможные игры с ручками и пальчиками, начиная от приговорок и припевок, сопровождающих простые хлопки в ладоши, до сложных игр на координацию движений.
«Ладушки, ладушки,
Где были?» –
«У бабушки». –
«Что ели?» –
«Кашку». –
«Что пили?» –
«Бражку».
Кашка маслёнька,
Бражка сладёнька,
Бабушка добренька.
«Ладушки, ладушки,
Где были?» –
«У бабушки». –
«Что ели?» –
«Кашку». –
«Что пили?» –
«Бражку». –
«Кого били?» –
«Машку». –
«За что? Про что?» –
«Не ешь нашу кашку!
Не пей нашу бражку!»
Шу-у-у! Полетели,
На головушку сели.
Ладушки-ладошки
Были у Тимошки.
«Что ели?» – «Крошки».
Ели-поедали,
Пили-попивали.
На Маню поглядали.
«Ладушки-ладушки,
Где были?» –
«У Аннушки»
«Что ели?» –
«Оладушки,
А у Панечки – прянички,
А у Дуняшки – кулажки,
А у Акульки – жамульки,
А у Микешки – орешки,
А у Трошки – крошки,
А у Сенечки – семечки.
Провожали нас веничком»
Мама била, била, била
И все папе доложила,
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки,
Закрывай скорее ушки.
А в кадушке:
-2 лягушки, закрывай скорей макушку.
- были свечи – плечи.
- бегемот – рот (живот).
- жеребятки – пятки.
- блошки – ножки.
(игра в «ладушки»).
Я главный повар
И десять поварят.
Все меня любят
И все мне говорят:
«Как вкусно Вы готовите,
Как вкусно Вы печете,
Что пальчики оближете
И песенку споете:
Але-але-аленушка,
Ива-ива-иванушка,
Москва-река красавица,
Крутые берега-га-га»
На Алтайских горах,
Ох, ах, ох, ах,
Жил великий падишах,
Ох, ах, ох, ах.
Захотелось падишаху,
Оху, аху, оху, аху,
Съесть большую черепаху,
Оху, аху, оху, аху.
Но большая черепаха,
Оха, аха, оха, аха,
Укусила падишаха,
Оха, аха, оха, аха.
На Алтайских горах,
Ох, ах, ох, ах,
Жил великий падишах,
Ох, ах, ох, ах.
На могиле падишаха.
Оха, аха. Оха, аха,
Вальс танцует черепаха,
Оха. Аха. Оха. Аха.
Вращательные
движения руками.
Котик ниточки мотает
На клубочек навивает.
Калачи, калачи! (вращает)
Пышки, пышки! (хлопает)
Вьюшки, вьюшки,
вьюшки вью!
Колотушки колочу,
Приколачиваю,
Заколачиваю!
Ай, туки, туки, туки!
Застучали молотки,
Застучали молотки –
Заиграли в локотки!
Тук, тук, локоток –
Мы скуем себе замок!
Цапки – тренировка
быстрой реакции.
Под моею крышей
Собирались мыши.
Заяц, белка, жаба…
Цап!
На горе стояли зайцы
И кричали:
«Прячьте пальцы!»
Ехал грека через реку…
(бить по столу – ударить по руке другого)
Киска, киска, брысь под лавку!
Холодно, холодно… горячо!
(ладони вниз; подбивать снизу, а ударить сверху).
Шел Фрол под мостом,
Поймал курицу с хвостом.
Эта курица была
Тимофеева жена.
Папа, мама, жаба ЦАП!
(под ладонью водящего пальцы всех игроков – схватить).
Перевертушки
Ой, чки, чки, чки,
О – гур – чи – ки.
Ложки, плошки, поварешки,
Перевер – туш - ки!
Огурчики соленые,
Московские, зеленые,
Ложки, плошки, поварежки,
Пере – вер – туш – ки!
Огурчики, помидорчики,
Чашки, ложки, поварежки,
Перевертушки.
Кричалки.
На горе, горе петухи поют.
Ой, лады-лады, петухи поют.
Под горой, горой озеро с водой,
Ой, лады-лады, озеро с водой.
(ритмические хлопки с притопом).
Говорящие пальчики – сюжетные пальчиковые игры.
«Два солдатика»
Складываем руки «домиком»: ладони друг к другу, слегка согнув пальцы. Два больших пальца ставим крест-накрест – домик закрыт. Остальные пальцы действуют парами: два указательных – это солдатики; два средних- это папа; два безымянных – это мама; два мизинца – это детки. Каждая пара пальцев во время диалога расходятся и сходятся в ритме речи, как бы «говорят»:
СОЛДАТИКИ (указательные): Тук-тук!
ДЕТКИ (мизинчики): Кто там?
СОЛДАТИКИ: Два солдатика пришли переночевать!
ДЕТКИ: Спросим у мамы. Мама!
МАМА (безымянные): Что, детки?
ДЕТКИ: Два солдатика пришли переночевать!
МАМА: Спросите у папы.
ДЕТКИ: Папа!
ПАПА (средние): Что, детки?
ДЕТКИ: Два солдатика пришли переночевать!
ПАПА: Пустите!
Детки: Входите!
СОЛДАТИКИ: Ах, какая благодать, что пустили ночевать!
При этом «солдатики», т.е. указательные пальцы, крест-накрест «обнимают друг друга», а затем «входят в домик», при этом ладони как бы раскрываются.
«Гости едут!»
ДЕТИ (мизинцы): Мама! Мама!
МАМА (большие): Что, что, что?
ДЕТИ: Гости едут!
МАМА: НУ И ЧТО?
ГОСТИ (указательные): Здрасте, здрасте! – Чмок, чмок, чмок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)
В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...
Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...
Использование ритмических игр со словом на музыкальных занятиях в ДОУ
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у реб...
Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот» с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо» Т. Э. Тютюнниковой.
Закрепление темы " Фрукты" в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, связь обучения с жизненным опытом дошкольников...
Ритмические игры и упражнения для детей с нарушениями слоговой структуры слова Методическая разработка
Настоящая методическая разработка содержит в себе материалы одного из этапов формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.Методическая разработка может...
Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».
Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...
Ритмические игры и упражнения со словом
Цель: развитие воображения , умение двигаться в текст музыки. Игра может проводиться в групповой комнате, в зале, на участке....