«Речевое развитие детей посредством освоения технологии приобщения детей дошкольного возраста к музыкально – ритмической деятельности»
методическая разработка по музыке
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совершенствование умения согласовывать движения и речь | 39.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Публикация на тему:
«Речевое развитие детей посредством освоения технологии приобщения детей дошкольного возраста к музыкально – ритмической деятельности»
МАДОУ «Детский сад № 9
«Красная шапочка»
Московская область
г. Зарайск
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна
Васильевна
Июль 2020г.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи. Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной. Многие исследования показывают, что взаимодействие различных видов искусства более эффективно в эмоциональном и общем развитии дошкольников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки, и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.
Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения музыкально-ритмической деятельности дошкольников. Музыкальное сопровождение речевых занятий радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки с музыкально – ритмической деятельностью. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру «Понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму». Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, активизируют речь детей, тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)
Музыкально – пальчиковые игры. Способствуют развитию
1 мелкой и крупной моторики.
2 слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.
3 фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.
4 Совершенствование умения согласовывать движения и речь
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Музыкально – ритмические движения это средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника. Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.
Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения и речи обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи
Музыкальная ритмика, безусловно, оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: « Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Для развития речи детей мы отмечаем важную в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Существует такая методика, как «Говорю-делаю», помогает постигать речевую культуру, способствует координации. При разучивании танцевальных движений сопровождают их ритмическими словами. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети.
Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки»; или «Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри»; или: «Мы налево повернулись, мы направо повернулись» и т.д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. А так же танец-хоровод (танец со словами).
Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Литература:
1. Битова, А.Л., Липес Ю.В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития: методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.
2. Железнова Е., Железнов С. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2-6 лет). – М.: Изд-во Новый диск, 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: doshk-standart-dok.htчение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование процесса вовлечения детей дошкольного возраста в музыкально-ритмическую деятельность с учётом их возрастных особенностей.
Для грамотной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.Итак, рассмотрим основные критерии психофизиол...
Обобщение опыта работы "Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Работа с музыкально одаренными детьми....
План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.
Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкальную-ритмическую деятельность....
Развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность.
Развитие хореогрических способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность...
«Влияние технологии приобщения детей дошкольного возраста к музыкально – ритмической деятельности в ДОУ на совершенствование экологического развития детей»
Эколого-ориентированное музыкальное движение способствует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально,...
Технология приобщения детей дошкольного возраста к музыкально-ритмической деятельности в ДОУ в условиях реализации ФОП ДО
Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий эмоциональный путь передачи музыкально - эстетических переживаний....