Статья: Эстетическое воспитание старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
статья на тему
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.В. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой) отмечают - что для эстетического воспитания, наиболее благоприятным является дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка» г. Новоалтайска Алтайского края
Статья:
Эстетическое воспитание старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
Разработчик:
Бокова Анна Сергеевна,
воспитатель МБДОУ
детский сад общеразвивающего
вида № 19 «Ласточка»
г. Новоалтайска Алтайского края.
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.В. Кабалевский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой) отмечают - что для эстетического воспитания, наиболее благоприятным является дошкольный возраст.
Жизнь детей дошкольного возраста наполнена разнообразной деятельностью: они занимаются, посильно трудятся, но больше всего играют.
Театрализованная игра – эта самый распространенный вид детского творчества. В этой игре дети живут, в ней формируется эстетика человеческих отношений – поступков и поведений, проявляются и развиваются творческие способности, в том числе и эстетические.
Музыкально-театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.
Музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка.
В основу исследования заложены теоретические положения ученых: Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Герасимовой, А.Я. Михайловой, О. Радыновой, Т.А. Рокитянской, Н. Сорокина, Э.Г. Чуриловой, С. Чечельницкой.
Выявление эффективности музыкально-театрализованной деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста является основной целью данного исследования.
В.И. Логинова, П.Г. Саморукова определяют «эстетическое воспитание» – это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты».
Важнейшая сторона воспитания ребёнка- это эстетическое воспитание. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Музыкально-театрализованная деятельность требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Музыкально-театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Музыкально-театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой веществленный образец.
Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.
Музыкально-театрализованная деятельность старших дошкольников должна осуществляться в различных формах детской деятельности: (театрализованные общеразвивающие игры, непосредственно образовательная деятельность, праздники, развлечения и др.). Необходимо использовать в работе с детьми такие формы и методы организации музыкально-театрализованной деятельности, которые включают ребенка в активный творческий процесс.
Для того чтобы выявить эффективность музыкально-театрализованной деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, был проведён эксперимент, в котором участвовали воспитанники подготовительных групп в количестве 50 человек.
Для проведения экспериментальной работы была сформирована экспериментальная группа и контрольная группа, каждая из которых насчитывала по 25 детей.
Необходимо было выявить уровень эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, разработать и апробировать различные формы организации музыкально-театрализованной деятельности в эстетическом воспитании старших дошкольников и оценить эффективность влияния работы музыкально-театрализованной деятельности на эстетическое воспитание старших дошкольников.
На констатирующем этапе экспериментального исследования была разработана программа наблюдения, направленная на выявление уровня эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить критерии и показатели эстетического воспитания старших дошкольников.
1. Эстетическое восприятие музыкальных и художественных произведений:
- проявляет интерес к музыкальным и художественным произведениям;
- проявляет эстетические переживания и отношения;
- понимает эстетическую ценность художественного образа;
- осознает выразительную роль отдельных средств;
2. Умения и навыки в музыкально-театрализованной деятельности:
- умеет петь и в сопровождении музыкального инструмента и под фонограмму;
- передает через движения характер музыки;
- вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- использует мимику и жесты для передачи характера персонажа;
3. Умения и навыки внесения творческих элементов музыкально-театрализованной деятельности:
- импровизирует мелодию на заданный текст;
- придумывает движения, составляет композицию танца;
- создает творческие группы для подготовки и проведения спектаклей;
- сочиняет сказки и стихи, инсценирует их перед сверстниками.
На основании анализа научной литературы и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой были выделены следующие уровни эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
1) высокий уровень – ребенок проявляет творческую активность, самостоятельность, инициативу, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, у ребенка ярко выражена эмоциональность;
2) средний уровень – у ребенка ярко выражена эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкально-театрализованную деятельность, но он затрудняется в выполнении задания, ему требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
3) низкий уровень – ребенок малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыкальным и художественным произведениям, музыкально-театрализованной деятельности, не способен к самостоятельности.
Результаты наблюдения на констатирующем этапе показали, что в обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким, средним и высоким уровнем эстетического воспитания. Следовательно, можно говорить об однородности экспериментальной и контрольной групп.
У большинства дошкольников выявлен средний уровень эстетического воспитания.
Данные исследования позволяют сделать вывод о недостаточном уровне эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
На формирующем этапе экспериментального исследования были разработаны и проведены различные формы организации музыкально-театрализованной деятельности такие как: театрализованное представление «Гуси-лебеди» - способствующее развитию у детей умение разыгрывать знакомые сказки, закрепить умение действовать в соответствии с текстом, развивать творческие способности, умение перевоплощаться, импровизировать; развлечение «Волшебное путешествие в русскую сказку» - способствующее духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями, развитие и совершенствование творческих способностей; непосредственно образовательная деятельность «Учимся быть артистами» - развивает эстетически способностей детей средствами театрального искусства. Побуждает детей к активному участию в театрализованных играх; фольклорный праздник «Делу время, потехе час» - обогащает знания детей о русском народном творчестве. Показывает своеобразие, красоту русского фольклора. Развивает выразительность образа в пении, в танце, развивает память, творчество; досуг «Аппетитный колобок» - создаёт условия для развития творческой активности детей в музыкально-театрализованной деятельности. Развивает способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении; непосредственно образовательная деятельность
«Путешествие в волшебный мир театра» - систематизирует знания о различных видах театра, вызывает эмоциональный отклик на музыкальные образы, вызывает у детей желание участвовать в драматизации; музыкальный досуг «Лесная ярмарка» - развивает эстетические чувства, интерес к театрализованной деятельности, формирует умение соотносить художественный образ и средства его выразительности, развивает умение петь песни, танцевать, умение участвовать в театрализованной деятельности; непосредственно образовательная деятельность «Русь великая» - способствует закреплению знаний детей о музыкальных жанрах, развитию слуховых, певческих, музыкально-ритмических навыков, развитию умения передавать характер музыки и персонажей; театрализованное представление «Волк, ворона и веселые зайчата» - воспитывает нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору; театрализованное представление «Серенький зайчонок» - способствовать развитию устойчивого интереса к музыкально-театрализованной деятельности, совершенствованию исполнительных умений детей в создании художественного образа, стимулированию желания детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией; театрализованное представление «Золушка» - способствует развитию музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену, способность детей передавать движениями характер музыкального произведения.
Особая роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры «Веселые превращения», «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», «Игры с воображаемыми предметами» (с мячом, с куклой и др.)
В ходе непосредственно образовательной деятельности применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочинялись истории, играли в развивающие игры «Мое настроение», игры-драматизации: «На лесной поляне», «На болоте», проигрывали мини-этюды, пантомимы, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов и декораций.
Постоянно знакомились с произведениями детских писателей
К.И. Чуковского. С.Я. Маршака, А.Л. Барто. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный или отрицательный, и как можно его показать, проиграть.
Часто проводились развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Передай позу», «Летает – не летает», «Растет – не растет», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции «Грусть», «Радость», «Гнев», «Удивление», «Страх». Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание». А также игры на развитие фантазии «Продолжи сказку…».
На контрольном этапе экспериментального исследования были проведены наблюдение за участниками эксперимента, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов и сделаны выводы.
Результаты проведения наблюдения на контрольном этапе свидетельствуют о том, что у дошкольников экспериментальной группы уровень эстетического воспитания в процессе целенаправленной работы повысился. Таким образом, комплекс мероприятий музыкально-театрализованной деятельности, проведенных с детьми, положительно повлиял на эстетическое воспитание старших дошкольников.
Сегодня, в эпоху кризиса духовной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов и суждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе и социально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованности в её гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения.
Работа по эстетическому воспитанию тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребёнка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.
Музыкально-театрализованная деятельность является одним из средств эстетического воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы, результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующий вывод.
Воспитательное значение музыкально-театрализованной деятельности огромно, поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать ее как сильное, но в тоже время не навязчивое педагогическое средство. Анализ результатов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента повысился уровень эстетического воспитания.
Следовательно музыкально-театрализованная деятельность эффективно влияет на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовой проект на тему: «Знакомство старших дошкольников с музыкально – театрализованной культурой».
Знакомство старших дошкольников с музыкально-театрализованной деятельностью....
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
Квалификационная работа "Половое воспитание старших дошкольников в процессе игровой деятельности"
Объект исследования – процесс полового воспитания старших дошкольников. Предмет исследования – педагогические условия полового воспитания в процессе ...
Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .
Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности происходит с первых шагов маленького челове...
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»
Рабочая программапо теме«Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»...
Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде.
Применение проектной деятельности в проблемном обучении и воспитании старших дошкольников, процессе организации активной деятельности в образовательной среде....
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
Представление опыта работы...