Статья. Эстетическое воспитание детей средствами окружающей природы
статья по окружающему миру на тему

Красоту природы ребёнок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна для его восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

88+\

9

Оржпдти6м5скч4кчу3я2! Олджэ

4056+


Красоту природы ребёнок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна для его восприятия.

 И сейчас я расскажу вам, как в условиях детского сада может идти работа по формированию эстетических качеств у детей в процессе их общения с природой.

 Одним из путей эстетического восприятия является непосредственное общение ребёнка с природой. В каждом детском саду есть комнатные растения. Среди них должны быть, прежде всего, растения с яркими цветами: кливия, амариллис, бальзамин.

 Должны быть декоративные растения с ярко окрашенными листьями – колеус, бегония – рекс, плющ, различные традесканции.

Однако, само по себе наличие ярких растений в группе не формирует эстетический вкус ребёнка. Важно, чтобы дети видели эту красоту и умели её воспринимать. Для этого может быть использован несложный приём. Например: «Посмотри на этот цветок, а потом закрой глаза и представь его форму, окраску, расположение лепестков. Теперь открой глаза и обрати внимание на те детали, которые не удалось запомнить в первый раз».

Следующий приём – это выразительное слово и художественное произведение. Чтобы усилить восприятие пробуждающейся весной природы, старшим детям читают стихи русских классиков и поэтов: «Весенние воды» Тютчева, «Ласточка» Майкова, «Сельская песня» Плещеева, «На лугу» Блока, «Весенняя песенка» Маршака. Но и маленьким детям будет понятен образ весны в стихах.

Воспитателю надо знать стихи, загадки о птицах, о деревьях, цветах.

Детская литература богата произведениями о всех временах года.

Другим важным условием формирования эстетического вкуса является чувство радости, восхищения, изумления, появившееся во время наблюдения цветов, ярких листев.

Дети должны не только рассматривать растения и животных, но и оценивать их красоту. В этом им можно помочь вопросами: «Чем тебе нравится это растение (животное)?», «Почему ты считаешь, что оно красивое?».

На прогулке воспитатель может тоже обращать внимание детей на деревья, бабочек, насекомых, цветы, растущие на участке. Восхищение педагога окружающей природы передаётся детям.

Хороший эффект формирования эстетического вкуса дают возбуждение в процессе наблюдения, воображение детей, их фантазии. Это наблюдение за облаками, на прогулке дети в дереве видят человека-великана или гордого жирафа.

На занятиях по ознакомлению с природой, дети узнают о домашних животных, о пользе, которую они приносят человеку. Эти занятия заставляют детей с большим интересом отнестись к этим животным в процессе наблюдений, а значит, и полнее увидеть и осознать их внешнюю красоту, гибкость движений, и т.д.

Наконец, в формировании эстетического вкуса велика роль участия самих детей в создании красоты. Ребята видят, как ухаживают за растениями, следят за чистотой поддонов цветочных горшков, как красиво цветут растения.

Также большое внимание надо уделять изготовлению различных поделок из природного материала. Это может быть заданная воспитателем тема, а так же и собственная фантазия ребёнка.

И так, важным средством формирования эстетически-развитой личности является окружающая природа, воздействие которой на ребёнка осуществляется следующими путями:

Непосредственное наблюдение предметов и явлений природы;

Сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства и литературы;

Формирование знаний о предметах и явлений природы;

Участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Эстетическое воспитание детей и развитие их художественно-творческих способностей.

В данной статье представлен опыт работы  по развитию художественно-творческих способностей дошкольников. В результате освоения разнообразных нетрадиционных техник (лепка из соленого теста, роспис...

Формирование эстетического восприятия по средствам окружающей природы.

Мир окружающей природы разнообразен, но именно в нем можно пробудить эстетические чувства у детей. Ведь мир природы богат красками, звуками, запахами. Природу, как фактор эстетического воспитания еще ...

Презентация «Художественно - эстетическое воспитание детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

Консультация для родителей «Экологическое и эстетическое воспитание детей средствами природы»

Консультация для родителей«Экологическое и эстетическое воспитание детей средствами природы» Уважаемые родители! В настоящее время много говорят об экологическом  воспитании дошк...

статья "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Эстетическое воспитание  обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: глубину его мы...

Статья для родителей «Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами хореографии»

Материал данной статьяи предназначен для родителей детей младшего дошкольного возраста. Направлен на формирования у родителей представлений о необходимости развивать у  детей навыки музыкально-ри...