Статья: "Эстетическое воспитание детей в педагогической системе К.Д.Ушинского"
статья
Воспитание красотой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstantin_dmitrievich_ushinskiy_yavlyaetsya_osnovopolozhnikom_russkoy_pedagogiki.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание детей в педагогической системе К.Д.Ушинского
Музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР ДС «Сказка»
Шматова В.В.
Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики. В основе его педагогической системы лежит идея народности воспитания, он считал, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
К. Д. Ушинский доказал, что такая система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические и моральные качества - патриотизм, национальную гордость, любовь к народу. Богатая история русского народа, насыщенная героическими подвигами, создала, по словам Ушинского, «неповторимо прекрасную художественную натуру русского человека». В связи с этим, народная культура призвана стать ведущим средством эстетического воспитания. Основной задачей эстетического воспитания является развитие эмоций и чувств человека. Однако формирование эстетических чувств определяется и «врожденным стремлением к красоте». Среди основных форм выражения эстетического сознания К.Д. Ушинский определяет искусство, которое определяется потребностями и развитием общества. Анализ источников подтверждает, что впервые в педагогической системе К.Д. Ушинского эстетический компонент становится полноправной областью воспитания, наряду с учебным и нравственным.
Возвращаясь к народности во взглядах на эстетическое воспитание, К.Д. Ушинский отмечает, что каждый народ вкладывает свое содержание в понятие красоты, поэтому эстетическое воспитание немыслимо без тесной связи с изучением истории и культуры народа. Именно поэтому столь обширна область эстетического воздействия на ребенка: окружающая природа и труд, уклад жизни ребенка, отношения между учителем и учеником, семья, различные виды искусства (живопись, музыка, пение), наука, родной язык (устное народное творчество и художественная литература), христианская религия. В этой связи главная задача эстетического воспитания определяется как формирование и развитие эстетических образов.
Основным материалом для эстетического воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, служит русская классическая литература и народный фольклор. Фольклорный материал в силу его эстетических достоинств является у К.Д. Ушинского ведущим и определяющим на первых этапах обучения. Он обращал внимание на то, что опора на народные образы стимулирует процесс усвоения рациональных знаний, придавая им ярко выраженную национальную окраску. Устное народное творчество, по его мнению, должно быть представлено во всем многообразии. Пословицы, поговорки, побаски, шутки, загадки, песни, сказки, это то, что в дошкольной системе образования. На втором этапе обучения фольклорные произведения уступают место классическим шедеврам.
Живопись и музыка, поэзия и скульптура, как важнейшие средства эстетического развития человека, являются вдохновением для него.
Среди различных форм музыкального воздействия на детей, по мнению Ушинского, наиболее эффективно хоровое пение. Он высоко оценивал его значение, как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь организующего, сплачивающего и воспитывающего детей, которое является основополагающим ядром музыкального образования.
В хоровом пении в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети, поэтому оно является и наиболее доступным. А как массовое и доступное, хоровое пение становится очень действенным видом воспитания детей. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.
В работе педагога, хоровое пение должно использоваться регулярно. Предлагая детям в перерывах между занятиями спеть хором, они наперебой начинают перебирать любимые им песни. В песне, а особенно хоровой, есть что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил. Песня сливает несколько отдельных чувств в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно, для того, чтобы общими усилиями победить трудности.
Хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, по мнению Ушинского, свойственны следующие положительные особенности:
- в коллективной хоровой деятельности, ребенок раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
- участие в общем деле формирует у детей умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
- работая в хоре, ребенок формирует положительные личностные качества, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
- в процессе коллективного хорового творчества, развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества;
- в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием.
Хоровое пение, как один из компонентов эстетического воспитания, является наиболее массовым видом музыкального образования и в конечном итоге воспитания культуры человека.
Исходя из вышесказанного, средства и методы воспитания в трудах К.Д. Ушинского направлены на эстетическое развитие ребенка. Это усвоение вековых достояний народной жизни, труда и духовности, социальных, национальных и общечеловеческих традиций, образа жизни, выработанных тысячелетиями представлений о добре и справедливости, «норм народной морали».
В заключении отметим, что педагогическое наследие К.Д. Ушинского в области эстетического воспитания свидетельствует о жизненности и актуальности. В условиях обращения к народным основам педагогики, традиционным ценностям образования и воспитания, необходимо продолжать систематическую работу по изучению, осуществлению пути и возможности включения идей наследия К.Д. Ушинского в практику современной педагогики. Основой изучения педагогической системы К.Д. Ушинского должен стать комплексный подход, интегративно сочетающий в себе знание методологических истоков, исторических и социальных условий формирования его педагогической концепции, основные положения которой необходимо адаптировать к современности.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. /АПИ СССР. – М.: Педагогика, 1988.
- Константин Дмитриевич Ушинский. 1824-1871. Жизнь и деятельность в портр., ил. и документах : учеб.-нагляд. пособие / сост. М. С. Гриценко. – Киев.: Вища школа, 1974. – 122 с.: ил.
- Ушинский / сост. П.А. Лебедев. - М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1998. - 224с. - (Антология гуманной педагогики).
- Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с. - (Педагогическое наследие).
- К.Д.Ушинский : библиогр. указ. тр. и лит. о жизни и деятельности К.Д.Ушинского, 1848-1984 / АПН СССР, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского. - М., 1985. - 485 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»
Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...
Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »
Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...
Компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей (психлого-педагогической помощи)
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и ...
Статья "Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях"
Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях."Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." В. А. Сухомлинский.Искусство &nd...
Идея нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических взглядах К.Д. Ушинского
В статье рассматривается понятие патриотического воспитания, как проявление нравственности и социальный заказ народа современному образованию; нравственность как фактор жизнеспособности личности и общ...
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования
Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования.
К.Д. Ушинский об образовании....