Статья "Использование проектно – исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников".
статья ( группа) на тему

Овчинникова Анна Андреевна

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально - коммуникативном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_pedsovete.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектно – исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников.

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Одним из эффективных средств решения данных задач считается использование проектного метода в условиях социально – коммуникативного развития дошкольников в свете ФГОС.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Задачи проектно – исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – например, в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В решении данных задач будут полезны такие исследовательские проекты, как:

  • «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой  и экспериментальной форме узнают о том,  как  беречь свое здоровье и заботиться о нем, получают знания о питании,  о витаминах,  об их пользе для здоровья человека;
  • «Волшебная капелька!», где дети получают знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, делают  выводы, знакомятся также со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.
  • «Здоровые спинки», где формируются  обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогут на практике применять коррекционные игры и  упражнения в течение дня – на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;
  • «Веселая семейка», или «Наша дружная семья» задача такого проекта в старших группах собрать и исследовать информацию о понятиях: «род»,  «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие», о  семейных традициях, семейных реликвиях.
  • «Осторожно, огонь», цель проекта:  формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
  • «Защитники Отечества», здесь дети знакомятся с историей, культурой, традициями нашего народа, идет воспитание патриотических чувств относительно своей Родины; приобщение к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость,   ловкость, сила.

Социально – коммуникативному развитию дошкольников способствуют также следующие проекты: «Лес – наше богатство», «Мир воды», «Безопасная дорога в детский сад», «Уроки на дороге», «Первые шаги в мир хороших манер», «Путешествие в страну этикета», «Маленькие огородники», «Покормите птиц зимой», «Правильно питайся – здоровья набирайся», «Моя малая Родина», «Я живу в России», «От улыбки станет мир светлей», «Дружба крепкая не сломается».

Мир пректов, их тематика богата и разнообразна.

В ходе проектно - исследовательской деятельности дошкольники приобретают социальные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развиваются навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию.

Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ПС "Использование проектно - исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"

quot;Использование проектно - исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников...

«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников."

Дошкольный возраст-  уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуаци...

Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально - коммуникативном развитие дошкольника с ТНР.

Выступление на педагогическом совете "Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально - коммуникативном развити дошкольника с ТНР....

Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально - коммуникативном развитие дошкольника с ТНР.

Выступление на педагогическом совете "Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально - коммуникативном развити дошкольника с ТНР."...

"Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольника"

Социально-коммуникативное развитие является центром духовно-нравственного становления личности - это процесс активной, позитивной социализации детей дошкольного возраста, в котором они обучаются устан...