Использование проектно-исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников
опыты и эксперименты по обж
Использование проектно-исследовательской деятельности
в социально – коммуникативном развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектно-исследовательской деятельности
в социально – коммуникативном развитии дошкольников
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Л. Н. Толстой
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.
Одним из эффективных средств решения данных задач считается использование проектного метода в условиях социально – коммуникативного развития дошкольников в свете ФГОС.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Задачи проектно – исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
- развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
- научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
- развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
- повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – например, в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Мир проектов, их тематика богата и разнообразна.
В решении данных задач будут полезны такие исследовательские проекты, как: «Веселая семейка», «Неразлучные друзья — это вся моя семья», «Безопасная дорога в детский сад», «Уроки добра», «Первые шаги в мир хороших манер», «Путешествие в страну этикета», «Маленькие огородники», «Семейные традиции», «Мы называемся вместе – друзья!», «От улыбки станет мир светлей», «Дружба крепкая не сломается» и т.д.
В ходе проектно-исследовательской деятельности дошкольники приобретают социальные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развиваются навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию.
Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование образовательных технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»
Что такоесоциально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить....
Статья "Использование проектно – исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников".
Использование проектно-исследовательской деятельности в социально - коммуникативном развитии дошкольников....
«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)
В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...
мастер-класс«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
орг-проект мастер-класса...
Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи. Для дошкольников с нарушениями речи важно развивать ком...