Использование проектно-исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников
опыты и эксперименты по обж

Самойло Лилия Николаевна

Использование проектно-исследовательской деятельности

в социально – коммуникативном развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектно-исследовательской деятельности

в социально – коммуникативном развитии дошкольников

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью», -  сказал Л. Н. Толстой

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Одним из эффективных средств решения данных задач считается использование проектного метода в условиях социально – коммуникативного развития дошкольников в свете ФГОС.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Задачи проектно – исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта – например, в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Мир проектов, их тематика богата и разнообразна.

В решении данных задач будут полезны такие исследовательские проекты, как: «Веселая семейка», «Неразлучные друзья — это вся моя семья», «Безопасная дорога в детский сад», «Уроки добра», «Первые шаги в мир хороших манер», «Путешествие в страну этикета», «Маленькие огородники», «Семейные традиции», «Мы называемся вместе – друзья!», «От улыбки станет мир светлей», «Дружба крепкая не сломается» и т.д.

В ходе проектно-исследовательской деятельности дошкольники приобретают социальные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами. У детей развиваются навыки самостоятельности, активности, ответственности, интерес к познанию.

Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование образовательных технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

Что такоесоциально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить....

Статья "Использование проектно – исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников".

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально - коммуникативном развитии дошкольников....

«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)

В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...

Презентация авторской дидактической игры (пособия) по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Тимбилдинг дошкольников через познавательную игровую деятельность»

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР в процессе патриотического воспитания через использование проектной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем детей с общим недоразвитие речи.  Для  дошкольников с нарушениями речи важно развивать ком...