Методические разработки на тему: "Развитие эмоциональной сферы ребёнка".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Здесь представлены три дидактические игры, объединённые общей темой - развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что дети не умеют распознавать и описывать свои эмоции, эмоции других людей, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность , застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Поэтому я считаю важным развивать эмоциональную сферу. И в этом нам будут помогать следующие игры, с которыми я хочу Вас познакомить.
Дидактическая игра«Тактильные эмоции» Наша кожа - это самый большой орган нашего тела (около двух квадратных метров) и на этой площади распределены около 3 миллионов рецепторов боли и холода и около полумиллиона рецепторов прикосновения. А ведь мы часто недооцениваем этот канал получения информации из внешнего мира.
Цель игры : развитие эмоциональной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. Задачи : 1. Познакомить и закрепить знания об основных базовых эмоциях. 2. Развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека. 3. Развивать тактильные ощущения, повышать чувствительность пальцев. 4. Открывать новые возможности своего тела (помочь осознать то, что информацию из окружающего мира можно получать не только глазами, но и через пальцы).
Ход игры : перед началом игры обязательно визуально познакомить ребёнка с 5 базовыми эмоциями, рассказать какими они бывают, особенности мимического выражения каждой эмоции. И только потом предлагать сам материал. Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Итак, перед ребёнком раскладывают 5 картинок с различными эмоциями и говорят: «Сейчас я завяжу тебе глаза и ты должен будешь на ощупь, используя свои ладони и пальцы, найти ту эмоцию, которую я тебе загадаю». Можно играть до тех пор, пока ребёнок не начнёт легко угадывать все эмоции. В эту игру можно играть, начиная с 5 лет.
Карточки к игре. С трах Г русть Радость Удивление Злость
Сам материал очень легко изготовить. Для этого нужно на плотном картоне распечатать изображения эмоций, затем обклеить их пластилином, чтобы они стали объёмными. Дети принимают непосредственное участие в изготовлении материала. Подходит данная игра для детей, начиная с 5 лет и старше.
Результаты использования. Мой опыт работы показал, что дети с большим удовольствием играют в эту игру. Сама форма преподнесения материла кажется детям интересной, что способствует повышению познавательного интереса и любознательности. И тот материал, который дети пытаются узнать через пальцы, очень хорошо запоминается (в данном случае – это эмоции). Дети более точно начинают дифференцировать эмоции сначала на таких объёмных картинкам, а затем и в жизни, в повседневном общении .
Цель: развитие эмоциональной сферы личности. Задачи : 1. Закрепить знания об эмоциях. 2. Развивать целостное восприятие. 3. Стимулировать познавательный интерес. Ход игры : детям нужно собрать картинку и назвать эмоцию, которая на ней изображена. Можно выполнять игру без ограничения времени, а можно сказать в инструкции: "Ваша задача первым собрать картинку и правильно назвать эмоцию". Дидактическая игра "Собери и узнай".
Разрезные картинки с эмоциями. Злость. Страх. Радость.
Игра хорошо способствует закреплению знаний о различных способах выражения эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Так как обычно после этого задания я задаю детям вопрос: «Как Вы думаете ребята, понять что чувствует человек можно только по выражению лица?» И далее, отталкиваясь от ответов детей, можно рассказать, что есть ещё пантомимика (поза, жесты), интонация. Что они так же важны для понимания состояния другого человека.
Дидактическая игра «Закрой окошко». Цель : развитие эмоциональной сферы личности дошкольника. Задачи : 1.На примере сюжетных картинок развивать умение чувствовать состояние другого человека. 2.Знакомство с мимикой, пантомимикой. 3.Развивать умение переносить полученные знания на собственный опыт. Ход игры : детям раздаются сюжетные картинки, где лицо главного героя не изображено. Детям нужно оценить ситуацию на картинке и закрыть лицо героя кружочком с правильной эмоцией. Игра проводиться с обязательным последующим обсуждением. Так же важно учитывать, что на одну сюжетную картинку могут подойти сразу несколько эмоций. Например, когда барсук нашёл письмо, он мог как и удивиться, так и обрадоваться (а можно и то и другое вместе). Когда барсук начал падать он тоже мог как удивиться от неожиданности, так и испугаться и так далее. Так же мы задаём вопрос детям: «А как вы поняли, какую эмоцию испытывает герой, ведь их лица были закрыты?». Этим вопросом мы подводим детей к такому понятию, как пантомимика. Рассказываем о том, что пантомимика тоже очень важна для понимания состояния другого человека.
Сюжетные картинки.
Изготовить такие сюжетные картинки очень легко. Можно использовать любые книги, в которых герои находятся в разнообразных жизненных ситуациях и довольно ярко проявляют свои эмоции не сколько даже мимикой, сколько пантомимикой. Это очень важно, так как лица героев мы заклеим белыми кружками из плотного картона. Для создания карточек я взяла книгу «Ценная бандероль». Так же нам потребуются кружочки со схематичным изображением эмоций, чтобы накладывать их на лица героев.
Результат использования. Основное значение имеет даже не сама игра, а последующее её обсуждение. Дети узнают для себя такие понятия как мимика, пантомимика. Учатся более тонко различать эмоции, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Начинают понимать, что можно в одной и той же ситуации испытывать разные эмоции или сразу несколько эмоций одновременно. Обычно я ещё обращаюсь к личному опыту детей и прошу их вспомнить, когда они испытывали сразу несколько эмоций одновременно. Спрашиваю детей, попадали ли они в схожие с героями картинок жизненные ситуации и какие они при этом эмоции испытывали? Таким образом, дети учатся связывать, а в дальнейшем и переносить знания полученные в ходе игры на свой жизненный опыт.
Заключение. И в заключение мне хочется сказать, что роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции являются основой межличностных отношений и отношений человека с самим собой. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет на формирование личностных черт, социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому я считаю важным не только для себя, как педагога-психолога, но и для других специалистов, работающих с детьми, а так же родителей обращаться к этой важной и в то же время интересной теме эмоционального развития ребёнка. А представленные мною разработки помогут это сделать интересно и увлекательно.
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1005 «АЛЫЕ ПАРУСА»
123182, Москва, ул. Авиационная, дом 71, корп. 3 тел. (499) 193-5401, 193-8340
E-mail: 1005@edu.mos.ru, сайт: www. sch1005sz.mskobr.ru
Методические разработки педагога-психолога ГБОУ школы №1005 «Алые паруса» Степановой Ю.В.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! Я бы хотела представить Вам сегодня на суд три методические разработки, объединённые одной общей целью - это развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.
Актуальность.
Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом для развития и становления личности ребенка, его характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей. Именно в дошкольном возрасте происходит становление эмоциональной сферы ребенка.
При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление, формирование самосознания, самооценки, образа Я.
В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что дети не умеют распознавать и описывать свои эмоции, эмоции других людей, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Поэтому я считаю важным развивать эмоциональную сферу. И в этом нам будут помогать следующие игры, с которыми я хочу Вас познакомить.
Игра "Тактильные эмоции"
Цель игры: развитие эмоциональной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
Задачи:
1. Познакомить и закрепить знания об основных базовых эмоциях.
2. Развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека.
3. Развивать тактильные ощущения, повышать чувствительность пальцев.
4. Открывать новые возможности своего тела (помочь осознать то, что информацию из окружающего мира можно получать не только глазами, но и через пальцы).
Ход игры: перед началом игры обязательно визуально познакомить ребёнка с 5 базовыми эмоциями, рассказать какими они бывают, объяснить особенности мимического выражения каждой эмоции. И только потом предлагать сам материал. Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Итак, перед ребёнком раскладывают 5 картинок с различными эмоциями и говорят: «Сейчас я завяжу тебе глаза и ты должен будешь на ощупь, используя только свои ладони и пальцы, найти ту эмоцию, которую я тебе загадаю». Если проводить игру в индивидуальной форме, можно играть до тех пор, пока ребёнок не начнёт легко угадывать все эмоции. В групповой форме можно предложить детям тянуть жребий. С какой эмоцией будет жребий - такую эмоцию нужно будет найти. Ниже я покажу фото самого методического материала.
Радость.
Грусть.
Удивление.
Страх.
Гнев.
Работа с "тактильными эмоциями"
Сам материал очень легко изготовить. Для этого нужно на плотном картоне распечатать изображения эмоций, затем обклеить их пластилином, чтобы они стали объёмными. Дети принимают непосредственное участие в изготовлении материала. Подходит данная игра для детей, начиная с 5 лет и старше. Но можно адаптировать данную игру для детей более младшего возраста и связать её с другой темой, например, темой "Геометрические фигуры", "Предметы окружающего мира". В этом случае сначала вместе с ребёнком нужно изготовить сам материал, например вылепить на картоне круг, квадрат, треугольник, ромб, крестик, а затем с закрытыми глазами попытаться угадать фигуру. Аналогично с предметами окружающего мира.
Мой опыт работы показал, что дети с большим удовольствием играют в эту игру. Сама форма преподнесения материла кажется детям интересной, что способствует повышению познавательного интереса и любознательности. И тот материал, который дети пытаются узнать через пальцы, очень хорошо запоминается (в данном случае – это эмоции). Дети более точно начинают дифференцировать эмоции сначала на таких объёмных картинкам, а затем и в жизни, в повседневном общении. Так я очень часто после выполнения игры рассказываю детям, что есть такие люди, которые ничего не видят и не слышат. Информацию из окружающего мира они могут брать только через прикосновение. То, что для нас с Вами сегодня было игрой, для кого-то реальная жизнь.
Дидактическая игра "Собери и узнай".
Цель: развитие эмоциональной сферы личности.
Задачи:
1. Закрепить знания об эмоциях.
2. Развивать целостное восприятие.
3. Стимулировать познавательный интерес.
Ход игры: детям нужно собрать картинку и назвать эмоцию, которая на ней изображена. Можно выполнять игру без ограничения времени, а можно сказать в инструкции: "Ваша задача первым собрать картинку и правильно назвать эмоцию".
Радость.
Злость.
Страх.
Работа с "Собери и узнай".
По моему опыту разрезные картинки собирать сложнее, чем пазлы, поэтому я разрезала картинку всего на 7 частей. Если разрезать на большее количество частей, то время выполнения задания существенно увеличится и акцент в целях данного задания сместиться с развития эмоциональной сферы на развитие восприятия. Большинство детей любит собирать пазлы, разрезные картинки. А здесь нужно не просто собрать, но ещё и назвать эмоцию. Задание так же хорошо способствует закреплению знаний о различных выражениях эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Так как обычно после этого задания я задаю детям вопрос: «Как Вы думаете ребята, понять что чувствует человек можно только по выражению лица? И далее, отталкиваясь от ответов детей, можно рассказать, что есть ещё пантомимика (поза, жесты), интонация. Что они так же важны для понимания состояния другого человека. Например, я говорю: "Посмотри на снежного барса. Всё его тело говорит о том, что он в напряжении и готовиться напасть." и так далее.
Дидактическая игра «Закрой окошко».
Цель: развитие эмоциональной сферы личности дошкольника.
Задачи:
- На примере сюжетных картинок развивать умение чувствовать состояние другого человека.
- Знакомство с мимикой, пантомимикой.
- Развивать умение переносить полученные знания на собственный опыт.
Ход игры: детям раздаются сюжетные картинки, где лицо главного героя не изображено. Детям нужно оценить ситуацию на картинке и закрыть лицо героя кружочком с правильной эмоцией. Игра проводиться с обязательным последующим обсуждением. Так же важно учитывать, что на одну сюжетную картинку могут подойти сразу несколько эмоций. Например, когда барсук нашёл письмо, он мог как и удивиться, так и обрадоваться (а можно и то и другое вместе). Когда барсук начал падать он тоже мог как удивиться от неожиданности, так и испугаться и так далее. Так же мы задаём вопрос детям: «А как вы поняли, какую эмоцию испытывает герой, ведь их лица были закрыты?». Этим вопросом мы подводим детей к такому понятию, как пантомимика. Рассказываем о том, что пантомимика тоже очень важна для понимания состояния другого человека.
Изготовить такие сюжетные картинки очень легко. Можно использовать любые книги, в которых герои находятся в разнообразных жизненных ситуациях и довольно ярко проявляют свои эмоции не сколько даже мимикой, сколько пантомимикой. Это очень важно, так как лица героев мы заклеим белыми кружками из плотного картона. Для создания карточек я взяла книгу «Ценная бандероль». Так же нам потребуются кружочки со схематичным изображением эмоций, чтобы накладывать их на лица героев.
Основное значение имеет даже не сама игра, а последующее её обсуждение. Дети узнают для себя такие понятия как мимика, пантомимика. Учатся более тонко различать эмоции, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Начинают понимать, что можно в одной и той же ситуации испытывать разные эмоции или сразу несколько эмоций одновременно. Обычно я ещё обращаюсь к личному опыту детей и прошу их вспомнить, когда они испытывали сразу несколько эмоций одновременно. Спрашиваю детей, попадали ли они в схожие с героями картинок жизненные ситуации и какие они при этом эмоции испытывали? Таким образом, дети учатся связывать, а в дальнейшем и переносить знания полученные в ходе игры на свой жизненный опыт.
И в заключение мне хочется сказать, что роль эмоций в жизни человека крайне важна. Эмоции являются основой межличностных отношений и отношений человека с самим собой. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет на формирование личностных черт, социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому я считаю важным не только для себя, как педагога-психолога, но и для других специалистов, работающих с детьми, а так же родителей обращаться к этой важной и в то же время интересной теме эмоционального развития ребёнка. А представленные мною разработки помогут это сделать интересно и увлекательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"
Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей, к музыкальному искусству начиная...
Методическая разработка на тему "Развитие потребности в эмоциональном общении - основа социальной адаптации ребенка"
В данной разработке показан механизм формирования потребности в эмоциональном общении у детей с первых дней жизни, а также важность этой потребности для развития личности ребенка и его социальной адап...
Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...
Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...
Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»
В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...
Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством релаксационных технологий
В данных методических рекомендациях представлены различные варианты педагогических и коррекционных технологий, котрые можно испо...
Методическая разработка, направленная на развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста
В данной методической разработке представлена система психолого-педагогической работы,, направленной на развитие детей раннего...