Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»
методическая разработка

Баляева Ольга Владиславовна

В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx594.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Одуванчик» города Балашова Саратовской области»

Методическая разработка

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»

Разработала педагог – психолог:

Баляева О.В.

г. Балашов

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………….3
  2. Актуальность………………………………………………………..3
  3. Содержание ………………………………………………………….4
  4. Информационное обеспечение…………………………………..12

За время работы для пополнения развивающей среды в ДОУ мною были разработана различные развивающие дидактические игры и пособия, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, зрительного гнозиса, дыхательных функций, мелкой моторики рук, а также необходимые для проведения коррекционно-развивающей работы.

Введение.

Эмоциональная сфера важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие, не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, читать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определенных знаний, определенного уровня развития.

Актуальность.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

К сожалению, развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание в отличии от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу: формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных – приоритетных задач воспитания.

Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность распознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама эмоциональная сфера качественно не меняется, её надо развивать. Поэтому работа, педагога - психолога направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется весьма актуальной.

Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Это способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, предавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.

Когда взрослые относятся ласково к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Содержание.

Целью данной деятельности является создание условий для естественного психологического развития ребенка; стабилизация эмоционального состояния; коррекция эмоциональных трудностей (агрессивность, тревожность, страхи); обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми; гармонизация развития личности в целом, через систему игр и упражнений.

Для успешной реализации поставленной цели решаю следующие задачи.

- Учить распознавать эмоциональные состояния, посредством игр и упражнений.

- Формировать навыки адекватного социального поведения, развитие дружеских взаимоотношений через игру.

- Развивать воображение и творческую активность.

- Способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности.

- Пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций.

- Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

- Коррекция эмоциональных трудностей ребенка (тревожность, страхи, агрессивность).

Формы организации и методы обучения.

- комплексная и интегрирированная непосредственно образовательная деятельность, включающая использование разных видов художественной деятельности – речевой, изобразительной, музыкальной;

- непосредственно образовательная деятельность по развитию эмоциональной сферы;

- индивидуальная работа;

- беседы о различных эмоциональных состояниях (радости, страсти, грусти, злости и других);

- психогимнастика (организация конструктивного межличностного общения, релаксация обучающихся, для создания позитивного психологического климата в группе, способствующего активному самовыражению ребенка);

- упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний.

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активной личности (эмоциональной памяти, мимики, хорошо развитой речи, воображения и внимания), т.е. умение держать себя в обществе.

Коррекционно – развивающее занятие мною проводится в форме игры с детьми в кругу. Это дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие и взаимопонимание. Форма круга создает у каждого участника чувство принадлежности к группе, позволяет ощутить особую общность. Для определения настроения детей используется игрушка-вывернушка (веселая и злая), каждому ребенку дается игрушка и он должен показать нам свое настроение и рассказать почему оно у него сегодня такое. Взаимодействие с детьми построено в форме мини-тренингов с применением сказкотерапии, арт-терапии, используются игры и упражнения на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков, психогимнастика, релаксация. Содержание взаимодействия педагога-психолога с детьми не имеет строгих рамок, оно адаптируется под интересы самого ребенка, инициатива со стороны детей всегда приветствуется. Ребенку предлагаются варианты игр, упражнений и заданий для самовыражения, педагог - психолог стимулирует развитие творческой ситуации вопросами.

Дети с нарушениями поведения, с негативными психическими состояниями особенно нуждаются в поддержке педагога. Поддержка – неотъемлемая часть взаимодействия педагога с ребенком, она выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям.

Для проведения упражнений на релаксацию мною был приобретен мягкий коврик – пазл, который позволяет взаимодействовать с детьми сидя на ковре, располагаясь в удобной позе (его можно мыть). Ребенок и педагог могут разуться – это дает ощущение свободы и комфорта. Располагаясь на ковре, педагог взаимодействует с ребенком на равных, «глаза в глаза». Пребывание в позиции «на равных» способствуют снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги.

Для распознавания эмоциональных состояний мною были разработаны нагляднные пособия и игры, такие как:

1.Лэпбук «В мире эмоций» позволяет детям наглядно рассмотреть эмоции и мимику человека, а также послушать различные потешки, загадки на обозначение той или иной эмоции.

Это пособие имеет диагностическую цель: педагог-психолог сразу видит с каким эмоциональным настроем пришел ребенок на занятие и предлагает ребенку соответствующую деятельность.

В занятиях с детьми используется это пособие:

1) как основное занятие;

2) повторение пройденного материала;

3) начало или конец занятия, для определения эмоционального состояний дошкольников.

C:\Users\Мохнатый шмель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210628_122806.jpg

2. Дидактическая игра – лото «Зоопарк настроений», которая применяется с 4х лет.

Цель: знакомство с эмоциональными проявлениями, как настроение (устойчивое переживание эмоций) и характер (проявление отношений к себе и окружающим. Развитие внимания, мышления, памяти и речи.

Правила игры. Покажите детям карточку с животным и попросите их на своей карте найти такую же карточку, называя животное и его эмоциональное состояние (веселый тигренок, виноватый бегемот и т.д)

3. Набор предметных картинок «Мир эмоций». Дети учатся понимать, что каждое эмоциональное состояние имеет свое название, признаки, качества, свойства, а также силу проявления. Картотека мною чаще используется на групповых занятиях по определенной теме эмоций.

C:\Users\Мохнатый шмель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20211122-WA0106.jpg

Для коррекции поведения детей и их взаимоотношения с родителями, сверстниками, педагогами была изготовлена дидактическая игра «Хорошо – плохо», которая помогает найти отличие между поступками и эмоциями. Потому что плохих эмоций не бывает, бывают плохие поступки. Главное объяснить детям эту разницу и наглядно показать, как поступки связаны с нашими эмоциями. А игра «Эмоции» позволяет построить определенную эмоцию (мимику, взгляд, как расположены брови, глаза, рот) на тот или иной поступок. С детьми обсуждается взаимосвязь и причина выбранного эмоционального состояния. Данные игры помогают лучше разобраться в себе и своих чувствах.

Для коррекции и развития эмоциональной сферы широко применятся песочная терапия. С помощью нее можно быстро найти общий язык с ребенком, узнать его интересы и предпочтения. Для ребёнка открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.

В основу песочной терапии с детьми положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Для занятий песочной терапией мною был специально оборудован столик с подсветкой и приобретены игрушки для игры с песком.

IMG_20210628_130006

Работа с песочным (на фото манка) столиком позволяет развивать у ребенка творчество, фантазию, восприятие. В столике есть ящичек с мелкими игрушками, растениями для создания волшебной страны на песке. Так же столик используется и для арт-терапии: на гладкой, стеклянной поверхности дети создают свои маленькие шедевры пальцами или рисовать, высыпая песок из кулачка тоненькой струйкой. Если что-то не получается, можно легко стереть рисунок ладонью и нарисовать новый. Это помогает тревожным и замкнутым детям снять напряжение и повысить самооценку. Создание картины затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Дети увлеченно занимаются как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Для коррекционно – развивающей работы мною был сшит лэпбук в виде книги.

CollageMaker_20211116_204833704

С его помощью детям легко повторить времена года, счет, время на часах, а также величину (восприятие). Лэпбук рассчитан на разновозрастную группу детей. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения, ему интересно самостоятельно расстегивать пуговицы, открывать кармашки и прикреплять на липучках фрагменты заданий книги.

Во время занятий с детьми всегда применяются и используются здоровьесеберегающие технологии, что являются неотъемлемой частью успешного развития эмоциональной сферы детей. После занятия глаза детей устают и необходимо сделать гимнастику для глаз. Для этого мною были изготовлены зрительно – двигательные проэкции, деревянные палочки с различными предметами на конце, картотеки гимнастики для глаз, релаксационных упражнений.

Для дыхательной гимнастики мною была изготовлена «Карусель», для снятия психоэмоционального напряжения, релаксации, для укрепления мышц рта. Дети успокаиваются, глядя как кружатся листочки на карусели, они съемные по временам года.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием мозга ребенка, применение пальчиковой гимнастики поможет быстрее достигнуть коррекционно – развивающих задач. Для этого мною были сшиты матерчатые мячики из разных видов негладкой ткани и так же приобретены резиновые массажные мячики и жесткий мячик су – джок, с металлическими колечками для улучшения кровотока в пальцах.

Разработанные мною игры и пособия широко применяются в коррекционно – развивающей работе с детьми. Они помогают детям раскрывать индивидуально-творческий потенциал, стимулируют его творческую активность, формируют адекватную самооценку, развивают эмоциональную и познавательную сферу, помогают предупредить нежелательные личностные особенности, способствуют появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний.


Информационное обеспечение:

1.Пазухина И.А.  Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет - Спб.: 2004.

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.   - М.: 2004.

3. Можейко А.В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации – Москва ТЦ Сфера, 2010.

4. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно – развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. Волгоград, «Учитель», 2016. – 126 с.;

5. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования        Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2021. – 158 с.

6. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 127 с.

7. Черняева А.В. Развитие эмоционально – волевой сферы детей 5 – 7 лет: тематическое планирование, вариативные развивающие занятия, педагогическое взаимодействие. Изд.2-е, перераб. – Волгоград : «Учитель». – 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...

Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, к...