Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;ознакомление с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; активизацию и обогащение словарного запаса ребёнка названиями предметов быта русского народа; поддержание интереса детей к произведениям устного народного творчества; воспитание чувства патриотизма, любови к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Знакомство с русской избой»
Воспитатель:
Рямова Надежда Николаевна
2016г.
Цель: формирование интереса детей к истории русской национальной культуры.
Задачи:
- Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
- Продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;
- Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа;
- Поддерживать интерес детей к произведениям устного народного творчества;
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением избы.
- Беседа на тему «Домашняя утварь в русской семье».
- Разучивание потешек, пословиц и поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Оборудование и материал:
- Мини - изба с предметами быта (печь, ухват, лопата, чугунок, горшочек, сундук, прялка, люлечка и др.)
Раздаточный материал: платки, рубахи, сарафаны.
Демонстрационный материал: предметы народного творчества (самодельные куклы, лоскутное одеяло, вязаные и вышитые вещи)
Ход занятия:
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Путь дорогу нам укажет волшебный клубочек.
«Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток, только сильно не спеши, нам дорожку укажи.» (бросает клубок)
Заведующая: Здравствуйте, детишки малые да люди добрые! Собрались мы с вами здесь посмотреть, полюбоваться, окунуться в русский быт и познакомиться с ним.
«Там не погреб, не чулан, не растёт за ним тюльпан, там есть светлая светлица, что завётся - горница, есть и печка, и труба - это русская изба.»
Чтобы на посиделки в русскую избу попасть надо ворота найти да под ними пройти (проходят в ворота под мелодию «К нам гости пришли»)
Воспитатель: Вот уж в избу мы вошли, что ж тут видим, что нашли? Комнатка здесь небольшая, да красивая какая. На убранство поглядите, да про всё мне расскажите… Присаживайтесь на лавочки, и гости дорогие проходите. (показывает место для гостей)
Сядем рядком да поговорим ладком.
Давным-давно дома строили из бревен, а как вы думаете, как называли такой дом?
Дети: – Изба.
Воспитатель: Верно. Внимательно посмотрите да скажите что в избе самое главное? Без чего в избе жить нельзя?
Дети: – Печь.
Воспитатель: Конечно же это печь. Неслучайно о ней говорили так: «Печь всему голова.» Голова значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная?
Дети дают ответы.
Воспитатель: Да греет, лечит, сушит, кормит… Без печи изба не изба. Не даром народ наделял печь волшебными свойствами. Часто мы встречаем образ русской печки в сказках. Вспомните, в каких сказках встречается русская печка?
Дети дают ответы. (Гуси лебеди, По-Щучьему велению, Маша и Медведь, Колобок, Три поросенка, Волк и семеро козлят)
Воспитатель: Главной пищей были щи и каша.
Ребёнок: «Щи да каша пища наша.»
Воспитатель: Угадайте, в чём вари «щи да кашу» Кашу варит всем дружок круглобокий…
Дети: - Чугунок.
Воспитатель: А вот еще горшочек рядом стоит, в нем тоже еду варили. Даня, Вова выходите про чугунок и горшок расскажите.
Диалог детей:
Г: Черныш загарыш куда поехал?
Ч: Молчи кручёно-верчёно там же будешь!
Воспитатель: Интересно как же чугунок со щами или кашей в горячую печь ставили? А ведь вынимать еще опаснее. Для этого был у хозяйки помощник угадайте кто?
Бычок рогат в руках зажат
Ееду хватает а сам голодает.
Дети: Ухват.
(Дети переставляют чугунок при помощи ухвата, звучит мелодия.)
Воспитатель: Что-то маловато дров у печи осталось поможем заготовить дрова.
(физминутка)
В лес за дровами мы пойдем или за дровами в лес пойдем и пилу с собой возьмем вместе пилим мы бревно очень толстое оно. Чтоб дрова пролезли в печку мы разрубим на дощечку. | После завтрака мы с вами В лес поедем за дровами. Пилим-пилим, пилим-пилим! Быстро мы бревно осилим! Рубим-рубим, рубим-рубим! Топором работать будем. Привезем домой дрова, Сложим посреди двора. |
Какие вы знаете пословицы или поговорки про печь:
- Если в печи жарко – значит, будет варка.
- Что есть в печи всё на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно, каши хотят.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
- Не печь кормит, а руки.
Правильно не печь кормит, а руки. В старину людям приходилось много трудиться и в поле, и в огороде, и дома. Например, прясть. Нам расскажет Галина Павловна
1Й родитель: (о прялке)
Угадайте загадку: « По горам по долам ходит шуба да кафтан» (Баран)
(читает стишок про барашка) Стригут барана под машинку
Бочок кудрявенький и спинку.
Ведь каждый знает:
Через год другая шёрствка нарастёт.
А из этой шерсти нашей
Одежду тёплую мы свяжем.
Вот она барашкина шёрстка. (показать) Чтобы из неё связать варежки, нужно её расчесать специальными чесалками (показать) А затем эту мягкую, пушистую шерсть превратить в нить с помощью прялки и веретена (показать как прясть - прикрепить кудель и скрутить нить).
Так и сидели женщины за прялкой долгими зимними вечерами. Чтобы скрасить тяжёлый труд, прялку украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. На некоторых прялках были надписи-дарственные, например,:«Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…».
Воспитатель: Но ведь не только люди трудились, но и любили играть
(игра «Маланья»)
У Маланьи у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку.)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами (Показать длинный нос пальцами.)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные “гусарские” усы.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия.)
2Й родитель: ( о куклах)
- Куколка Кубышка-травница наполнена сушеными душистыми травами
- Отдарок-на-подарок такую куколку дарили гостям в ответ на подарки
- Кукла «Ангелочек» её обычно делали на именины, чтобы задобрить своего ангела-хранителя.
- Кукла на счастье – игровая кукла, одна из самых известных и любимых народных куколок. Ей играли дети.
- Кукла Пеленашка обережная куколка её делала беременная женщина перед родами (или даже во время, между схватками).
Воспитатель: В каждой избе обязательно был красный угол. Красный означало красивый, главный, торжественный. В красном углу висели иконы, здесь же стоял стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара, и говорили так:
1 ребенок: сверху пар и снизу пар шипит наш русский самовар. Милости просим на чашечку чая.
2 ребенок: вот так мы живем - пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Всех кормлю с охотою а сама безротая.
Дети: Ложка.
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева… Даже в гости ходили со своей ложкой. О ложке сложено много пословиц и поговорок (дети передают ложку и говорят пословицу):
- Запасливый гость без ложки не ходит
- Красна ложка похлёбкой а не сухая
- Дорога ложка к обеду
- Не чего жевать так дайте ложку полизать
- Был бы обед, а ложка сыщется.
Давайте посмотрим, что же в шкатулочке. Игра «Что было, что стало?»:
Сейчас Дом - а была - изба
Сейчас Плита - а была - печка
Сейчас Чайник - а был - самовар
Сейчас Кастрюля - а была - чугунок
Сейчас Шкаф - а был - сундук
Ой, ребята, слышите кто-то плачет… (слышится плач маленького ребенка, проходим в горницу)
3Й родитель: (о лоскутном одеяле)
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Детки все по люлечкам…
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.
Посмотрите, в какой красивой люлечке лежит наш малыш на мягком матрасике и подушечке, а укрыт тёплым одеялом, которое сшито из ярких разноцветных лоскутков. Лоскутное одеяло сравнивали с многочисленной дружной семьей, а лоскутики – это члены этой семьи. Давайте споём ему колыбельную
(поют колыбельную):
(уходят в избу)
4 родитель : тары бары растабары выпьем чай из самовара с сухарями сушками, со сладкими ватрушками. Вручает корзину с ватрушками, дети пьют чай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-184897-1362310380.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-480438-1481054363.jpg)
Конспект открытого просмотра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя».
Конспект открытого просмотра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-671328-1444746182.jpg)
Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».
Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-487814-1411915319.jpg)
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Волшебный лабиринт».
Дети В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем налево, А потом пойдем направо.В центре круга соберемся, И на место все вернемся.Улыбнемся, подмигнем, Заним...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-487814-1411915319.jpg)
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Путешествие в страну сказки и фантазии»
Воспитатель: дети, я сегодня получила письмо, давайте посмотрим, что в письме.Дети: давайте посмотрим.Воспитатель с детьми открывают конверт и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/22/picture-553444-1482439093.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096048-1545450801.jpg)
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи
Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...