Воспитание патриотизма у дошкольников на традициях, исторических событиях.
статья ( группа) на тему

Стребкова Марина Анатольевна

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov_na_traditsiyah.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма у дошкольников на традициях, исторических событиях.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

    С. Михалков

 Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.

  В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Ориентиром в патриотическом воспитании детей должна стать опора на историю России, откуда мы берем примеры любви к родине и готовности встать на ее защиту в  трудное время. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. 

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

В практической деятельности воспитания патриотизма у дошкольников способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

- разработка цикла практических занятий с детьми;

- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Особый упор в этой работе должен делаться на «сотрудническую миссию»  воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

  1. Научить детей играть в русские народные игры.
  2. Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.
  3. Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
  4. Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.
  5. Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  6. Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.
  7. Уметь различать изделия различных народных промыслов.
  8. Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДОУ и семьи.
  9. Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

  • Музыкальные занятия;
  • Интегрированные занятия;
  • Досуги - развлечения;
  • Концерты.
  • Проведение фольклорных праздников.
  • Тематические вечера.
  • Экскурсии и наблюдения по детскому саду, по району, по городу;
  • Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, пословиц и поговорок.
  • Разучивание народных песен и танцев, слушание фольклорной музыки.
  • Использование подвижных игр и игр-забав
  • Драматизация;
  • Рассматривание картин, фотографий
  • Посещение музеев;
  • Создание тематических мини – музеев («Музей матрешки», «Музей камней и минералов» и т.д.).
  • Работа с семьей.

Итогом становятся выставки детских рисунков, поделок, фотогазеты.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также создание мини – музея в группе или специальном помещении в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Кроме того, в подобном "музее" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.). Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.

       Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В результате практической деятельности воспитания патриотизма дети получают первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научатся различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представления о русских традициях и праздниках. У детей расширяется активный словарь, повышается интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане нашей страны должны расти умными, сильными, ловкими, здоровыми, толерантными. Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

Литература:

  1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997г.
  2. Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.
  3. Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.
  4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.
  5. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.
  6. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников

Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего. Вопрос о п...

"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Воспитание патриотизма у дошкольников через изучение народных традиций

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности.  Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Од...

Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые ока...