Воспитание патриотизма у дошкольников через изучение народных традиций
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего народа, своего Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова Антонина Михайловна
Пузикова Светлана Владимировна
Куфтина Татьяна Владимировна
Воспитание патриотизма у дошкольников через изучение народных традиций
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков
Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего народа, своего Отечества.
Поволжье – один из многих регионов, на территории которого проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Здесь проживают русские, мордва, башкиры, чуваши, татары, удмурты, украинцы, и др. Поскольку в нашем детском саду работают педагоги и посещают детский сад дети разных национальностей. Мы решили познакомить детей с культурой и традициями этих народов.
Наиболее эффективной формой работы по патриотическому воспитанию является проектная деятельность, так как основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых.
Цели проекта:
Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности.
Формирование у дошкольников положительной мотивации к знакомству с национальным и региональным культурным наследием родного края.
Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи проекта:
- Расширить знания о жизни людей, живущих в Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре.
- Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями других народов (жилище, народный костюм, национальная кухня).
- Формировать интерес к изготовлению поделок, отражающих национальное искусство народов Поволжья.
- Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
- Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.
Участники проекта. Воспитатели, дети, родители.
Тип проекта: информационно-творческий.
По продолжительности: среднесрочный, направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей.
Взаимодействие с родителями в рамках проекта: анкетирование родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Проведение родительского собрания на тему «Воспитание патриотических чувств у детей» с целью оптимизации процесса реализации проекта и активного привлечения родителей в предметно-методическом оснащении проекта.
Итог проекта:
- Изготовление стенгазеты «Народы Поволжья»
- Оформление группового уголка «Мы – народ Поволжья»
- Выставка предметов быта, муз. инструментов, выпечка блюд нац. кухни
- Музыкально-литературная композиция «Радуга Поволжья»
Дети заняли призовое место в фестивале традиций и обычаев народов Самарской области «Разноцветные луга соседства».
Перспективный план реализации проекта
Этапы проекта
Подготовительный этап
- подбор иллюстраций, картин, слайдов по темам непосредственно-образовательной деятельности
- подборка художественной литературы: рассказов, стихов, пословиц и поговорок народов Поволжья
- подбор музыкального материала для прослушивания
- подготовка материала по тематике проекта для художественного творчества (рисование, аппликация) продуктивной деятельности (конструирование, лепка)
Основной этап
1 неделя - «Мой край родной - Поволжье»
1. Беседы с детьми: «Мой край родной», «Какие народы живут на Волге».
2. Заучивание стихов о Волге, Родине.
3. Дидактические игры «Наряди куклу», «Опиши костюм, «Укрась предмет национальной одежды», «Чей головной убор».
4. Просмотр слайдов «Предметы быта народов Поволжья», просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.
5. Экскурсия в краеведческий музей «Культура и быт народов Среднего Поволжья».
6. Рассматривание иллюстраций предметов быта и народного творчества и национальной одежды народов Поволжья.
7. Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
8. Разучивание песен «Росиночка — Россия», «Наша речка».
9. НОД: Познавательная исследовательская деятельность (ФЦКМ) «Путешествие по Поволжью».
10. Продуктивная деятельность: «Украшение национальной одежды и обуви».
11. Просмотр мультипликационного фильма «Мы живём в России – народы России».
2 неделя - «Мы живём в России»
1. Беседы на тему «Как жили наши предки», «Ох, лапти мои!»
2. Рассматривание иллюстраций картин В. Маковского: «Крестьянские дети», «Крестьянский обед в поле», «Девочка с гусями».
Рассматривание альбома с изображением русских народных костюмов.
3. Чтение русских народных сказок.
4. Дидактические игры «Угадай сказку», «Наряди куклу», «Какая каша», «Закончи предложение».
5. Сюжетно – ролевая игра «Угостим матрёшек чаем»
6. Музыкальная деятельность: слушание русских песен: «Под горою – калина», «Ах, Самара городок», «Ох, лапти мои…», «По лугу я гуляла», «Во кузнице», «Ах, вы, сени, мои сени». Игра-хоровод «Во поле берёза стояла», «Калинка».
7. Русские народные подвижные игры.
8. Экскурсии в ДК на русский народный праздник «Капустник», к Военному мемориалу.
9. НОД: Изобразительная деятельность (рисование). «Золотая хохлома».
10. Продуктивная деятельность: изготовление макета «Наш любимый город Нефтегорск».
3 неделя - «Мордва – народ Поволжья»
1. Беседа «Промыслы и быт мордовского народа».
2. Рассматривание альбома с государственной символикой республики.
3. Рассматривание кукол в национальных костюмах.
4. Чтение мордовских народных сказок .
5. Дидактические игры «Собери орнамент», «Собери мордовский музыкальный инструмент», «Найди мордовский головной убор».
6. Музыкальная деятельность: хороводная песня «Луганяса келуня»
7. Мордовские народные подвижные игры.
8. НОД: по изобразительной деятельности (рисование с элементами аппликации). «Украшение оконца».
9. Просмотр презентации «Моя Мордва».
4 неделя - «Украинцы – народ Поволжья»
1. Беседа с детьми: «Наши соседи – украинцы».
2. Изучение карты, государственного флага, герба, национального костюма.
3. Чтение украинских народных сказок. Драматизация сказки «Колосок».
4. Художественное творчество: рассматривание репродукций картин художника И. Репина «Украинская хата», «Украинская крестьянка».
5. НОД по изобразительной деятельности «Писанки».
6. Просмотр презентации «Быт и традиции Украины».
7. Музыкальная деятельность: прослушивание украинской песни, «Какая лунная ночь», рассматривание национальных музыкальных инструментов.
8. Просмотр с детьми мультфильмов «Жил был пёс», «Мишка и тот, кто живет в реке», «Казаки», «Приключения капитана Врунгеля».
9. Экскурсия в детскую районную библиотеку.
10. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет?», «Найди государственные символы», «Одень кукол в украинский народный костюм».
11. Подвижные игры: «Колдун», «Хлибчик», «Колокол».
12. Сюжетно – ролевая игра «Ряженье».
13. Групповое развлечение «Угощение украинскими блюдами».
5 неделя - «Татары – народ Поволжья»
1. Беседы на тему «Промыслы и быт татарского народа».
2. Рассматривание книг с иллюстрациями природы Татарстана (иллюстрации Ф.Х. Валеева), альбома с изображением народных костюмов татар.
3. Чтение татарских народных сказок.
4. Театрализация сказки «Падчерица»
5. Дидактические игры: «Сложи картинку» (национального татарского костюма), «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм».
6. Музыкальная деятельность: слушание песни Соловей, «Шаль связала» (исполняется на татарском языке), колыбельные, частушки.
7. Подвижные игры: «Спутанные кони», «Бушурын», «Тимербай», «Юрта».
8. НОД: Познавательная исследовательская деятельность (конструирование). Оригами «Тюбетейка».
9. Изобразительная деятельность «Укрась узором фартук», используя элементы татарского орнамента.
6 неделя - «Армяне – народ Поволжья»
1. Беседы с детьми: «Мои соседи армяне», «Мы разные, но мы вместе».
2. Чтение художественной литературы: С. Капутикян: «Качели», «Добрая тучка». Стихи армянских поэтов «Мой Арарат», сказок: «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Собака и волк», «Сказка о бедняке и о его жене», загадки, пословицы.
3. Изучение карты, государственного флага, герба, денежных знаков, национального костюма, армянских слов. Принесённых книг, иллюстраций, фотографий, музыкальных инструментов, предметов быта армянского народа.
4. Художественное творчество: рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван», «Жёлтые цветы».
5. НОД по конструированию «Армянский ковер».
6. НОД по изобразительной деятельности «Узор на глиняном кувшине».
7. Просмотр презентации «Армения».
8. Продуктивная деятельность: рисование национальной одежды.
Лепка – фрукты, кондитерские изделия, макет «Гора Арарат».
9. Музыкальная деятельность: прослушивание произведений армянских композиторов: А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна.
10. Просмотр с детьми мультфильмов: по сказкам Ованеса Туманяна.
11. Драматизация сказки «Заказчик и мастер», «Золотая монета».
12. Экскурсия в детскую районную библиотеку.
13. Игровые ситуации и дидактические упражнения: «Приготовим армянское блюдо», «Найди характерные признаки».
14. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет?», «Назови пословицу», «Найди по описанию».
15. Подвижные игры: «Бубенцы», «Всадник», «Цветки и ветер», «Пастух», «Статуя (Карарцан)», «Похитители огня».
16. Групповое развлечение «Угощение армянскими блюдами».
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию
Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю»
Участие в оформлении стенгазеты «Народы Поволжья»
Участие в сборе предметов быта народов Поволжья
Приготовление блюд национальной кухни народов Поволжья
Изготовление кукол в национальной одежде
Пошив национальных армянских костюмов для участия в конкурсе «Разноцветные луга соседства»
Родительское собрание на тему: «Любовь к Родине начинается с семьи»
Заключительный этап
Музыкально-литературная композиция «Радуга Поволжья».
Участие детей в фестивале традиций и обычаев народов Самарской области «Разноцветные луга соседства».
Рекомендации:
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде
всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. В каждом крае, области своя природа, свои традиции и свой быт. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, отобрать соответствующий материал; необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда т.д.)
Основную часть проекта формируют педагоги с родителями, а также являются основными помощниками реализации данной идеи на всех этапах.
Список литературы:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- «Воспитание детей на традициях русской культуры». Г.В. Лунина. Москва 2004. Учебно-методическое пособие.
- Государственные символы России. Иллюстративно- дидактический материал. Ривина Е.К. Ерохина Е.Л.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Князева О.Л., Маханева М.Б. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс,2000.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007
- Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ.-М.,2007
- Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы Разработка занятий./ Сост.Р.А. Жукова/. – ИТД «Корифей» 2008.
- Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://festival.1september.ru/ http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к их народной культуре
Участие в семинаре...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...
Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной"
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений о методах воспитания патриотизма у детей средней группы детского сада через знакомство с малой Родиной...
Воспитание патриотизма у дошкольников через формирование любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к...
«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
"Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...