Воспитание патриотизма у дошкольников через изучение народных традиций
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности.  Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего народа, своего Отечества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Макарова Антонина Михайловна

                                                                        Пузикова Светлана Владимировна

                                                                         Куфтина Татьяна Владимировна

Воспитание патриотизма у дошкольников через изучение народных традиций

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности.  Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего народа, своего Отечества.

Поволжье – один из многих регионов,  на территории которого проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Здесь проживают  русские, мордва,  башкиры, чуваши, татары,  удмурты, украинцы, и  др. Поскольку в нашем детском саду работают педагоги и посещают детский сад дети разных национальностей. Мы  решили познакомить детей с культурой и традициями этих народов.

Наиболее эффективной формой работы по патриотическому воспитанию является проектная деятельность, так как основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых.

Цели проекта:

Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности.

Формирование у дошкольников положительной мотивации к знакомству с национальным и региональным культурным наследием родного края.

Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи проекта:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих в Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре.
  • Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями других народов (жилище, народный костюм, национальная кухня).
  • Формировать интерес к изготовлению поделок, отражающих национальное искусство народов Поволжья.
  • Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
  • Способствовать активному участию родителей в организации досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.

Участники проекта. Воспитатели, дети, родители.

Тип проекта: информационно-творческий.

По продолжительности: среднесрочный, направлен на нравственно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта: анкетирование родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Проведение родительского собрания на тему «Воспитание патриотических чувств у детей» с целью оптимизации процесса реализации проекта и активного привлечения родителей в предметно-методическом оснащении проекта.

Итог проекта:

- Изготовление стенгазеты «Народы Поволжья»

- Оформление группового уголка «Мы – народ Поволжья»

- Выставка предметов быта, муз. инструментов, выпечка блюд нац. кухни

- Музыкально-литературная композиция «Радуга Поволжья»

Дети заняли призовое место в фестивале традиций и обычаев народов Самарской области «Разноцветные луга соседства».

               Перспективный план реализации проекта

Этапы проекта        

Подготовительный этап        

- подбор иллюстраций, картин, слайдов по темам непосредственно-образовательной деятельности

- подборка художественной литературы: рассказов, стихов, пословиц и поговорок  народов Поволжья

- подбор музыкального материала для прослушивания

- подготовка материала  по тематике проекта для художественного творчества (рисование, аппликация) продуктивной деятельности (конструирование, лепка)

Основной этап

1        неделя - «Мой край родной - Поволжье»

1.        Беседы с детьми: «Мой край родной», «Какие народы живут на Волге».

2.        Заучивание стихов о Волге, Родине.

3.        Дидактические игры «Наряди куклу», «Опиши костюм, «Укрась предмет национальной одежды», «Чей головной убор».

4.        Просмотр слайдов «Предметы быта народов Поволжья», просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

5.        Экскурсия в краеведческий музей «Культура и быт народов Среднего Поволжья».

6.        Рассматривание иллюстраций предметов быта и народного творчества и национальной одежды народов Поволжья.

7.        Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.

8.        Разучивание песен «Росиночка — Россия», «Наша речка».

9.        НОД: Познавательная исследовательская деятельность (ФЦКМ) «Путешествие по Поволжью».

10.        Продуктивная деятельность: «Украшение национальной одежды и обуви».

11.        Просмотр мультипликационного фильма «Мы живём в России – народы России».

2 неделя - «Мы живём в России»

1.        Беседы на тему «Как жили наши предки», «Ох, лапти мои!»

2.        Рассматривание иллюстраций  картин В. Маковского: «Крестьянские дети», «Крестьянский обед в поле»,  «Девочка с гусями».

Рассматривание альбома  с изображением русских народных костюмов.

3.        Чтение  русских народных сказок.

4.        Дидактические игры «Угадай сказку», «Наряди куклу», «Какая каша», «Закончи предложение».

5.        Сюжетно – ролевая игра «Угостим матрёшек чаем»

6.        Музыкальная деятельность: слушание русских песен: «Под горою – калина», «Ах, Самара городок», «Ох, лапти мои…», «По лугу я гуляла», «Во кузнице», «Ах, вы, сени, мои  сени». Игра-хоровод «Во поле берёза стояла», «Калинка».

7.        Русские народные подвижные игры.

8.        Экскурсии в ДК на русский народный праздник «Капустник», к Военному мемориалу.

9.        НОД: Изобразительная деятельность (рисование).  «Золотая хохлома».

10.        Продуктивная деятельность: изготовление макета «Наш любимый город Нефтегорск».

3 неделя - «Мордва – народ Поволжья»

1.        Беседа «Промыслы и быт мордовского народа».

2.        Рассматривание альбома с государственной символикой республики.

3.        Рассматривание кукол в национальных костюмах.

4.        Чтение  мордовских народных сказок .

5.        Дидактические игры «Собери орнамент», «Собери мордовский музыкальный инструмент», «Найди мордовский головной убор».

6.        Музыкальная деятельность: хороводная песня «Луганяса келуня»

7.        Мордовские народные подвижные игры.

8.        НОД: по изобразительной деятельности (рисование с элементами аппликации).  «Украшение оконца».

9.        Просмотр презентации «Моя Мордва».

4 неделя - «Украинцы – народ Поволжья»

1.        Беседа с детьми: «Наши соседи – украинцы».

2.        Изучение карты, государственного флага, герба, национального костюма.

3.        Чтение украинских народных сказок. Драматизация сказки «Колосок».

4.        Художественное творчество: рассматривание репродукций картин художника И. Репина «Украинская хата», «Украинская крестьянка».

5.        НОД по изобразительной  деятельности «Писанки».

6.        Просмотр презентации «Быт и традиции Украины».

7.        Музыкальная деятельность: прослушивание украинской песни, «Какая лунная ночь», рассматривание национальных музыкальных инструментов.

8.         Просмотр с детьми мультфильмов «Жил был пёс», «Мишка и тот, кто живет в реке», «Казаки», «Приключения капитана Врунгеля».

9.         Экскурсия в детскую районную библиотеку.

10.         Дидактические игры:  «Кто в какой стране живет?», «Найди государственные символы», «Одень кукол в украинский народный костюм».

11.         Подвижные игры:  «Колдун», «Хлибчик», «Колокол».

12.         Сюжетно – ролевая игра «Ряженье».

13.         Групповое развлечение «Угощение украинскими блюдами».

5 неделя - «Татары – народ Поволжья»

1.        Беседы на тему «Промыслы и быт татарского народа».  

2.        Рассматривание книг с иллюстрациями природы Татарстана (иллюстрации Ф.Х. Валеева), альбома с изображением народных костюмов татар.

3.        Чтение татарских народных сказок.

4.        Театрализация сказки «Падчерица»

5.        Дидактические игры:  «Сложи картинку» (национального татарского костюма), «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм».

6.        Музыкальная деятельность: слушание  песни Соловей, «Шаль связала» (исполняется на татарском языке), колыбельные, частушки.

7.        Подвижные игры:  «Спутанные кони», «Бушурын», «Тимербай», «Юрта».

8.        НОД: Познавательная исследовательская деятельность (конструирование). Оригами «Тюбетейка».

9.        Изобразительная  деятельность «Укрась узором фартук», используя элементы татарского орнамента.

6 неделя - «Армяне – народ Поволжья»        

1.        Беседы с детьми: «Мои соседи армяне», «Мы разные, но мы вместе».

2.        Чтение художественной литературы: С. Капутикян: «Качели», «Добрая тучка». Стихи армянских поэтов «Мой Арарат»,  сказок: «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Собака и волк», «Сказка о бедняке и о его жене», загадки, пословицы.

3.        Изучение карты, государственного флага, герба, денежных знаков, национального костюма, армянских слов. Принесённых  книг, иллюстраций, фотографий, музыкальных инструментов, предметов быта армянского народа.

4.        Художественное творчество: рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван», «Жёлтые цветы».

5.        НОД по конструированию «Армянский ковер».

6.        НОД по изобразительной  деятельности «Узор на глиняном кувшине».

7.        Просмотр презентации «Армения».

8.        Продуктивная деятельность: рисование национальной одежды.

Лепка – фрукты, кондитерские изделия, макет «Гора Арарат».

9.        Музыкальная деятельность: прослушивание произведений армянских композиторов: А. Хачатуряна, А.  Бабаджаняна.

10.        Просмотр с детьми мультфильмов: по сказкам Ованеса Туманяна.

11.        Драматизация сказки «Заказчик и мастер», «Золотая монета».

12.        Экскурсия в детскую районную библиотеку.

13.        Игровые ситуации и дидактические упражнения: «Приготовим армянское блюдо», «Найди характерные признаки».

14.        Дидактические игры: «Кто в какой стране живет?», «Назови пословицу», «Найди по описанию».

15.        Подвижные игры:  «Бубенцы», «Всадник», «Цветки и ветер», «Пастух», «Статуя (Карарцан)», «Похитители огня».

16.        Групповое развлечение «Угощение армянскими блюдами».

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию

Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю»

Участие в оформлении стенгазеты «Народы Поволжья»

Участие в сборе предметов быта  народов Поволжья

Приготовление блюд национальной кухни народов Поволжья

Изготовление кукол в национальной одежде

Пошив национальных армянских костюмов для участия в конкурсе  «Разноцветные луга соседства»

Родительское собрание на тему: «Любовь к Родине начинается с семьи»

Заключительный этап           

Музыкально-литературная композиция «Радуга Поволжья».

Участие детей в фестивале традиций и обычаев народов Самарской области «Разноцветные луга соседства».

Рекомендации: 

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде

всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. В каждом крае, области своя природа, свои традиции и свой быт. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, отобрать соответствующий материал; необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда т.д.)

Основную часть проекта формируют педагоги с родителями, а также являются основными помощниками реализации данной идеи на всех этапах.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Г.В. Лунина. Москва 2004. Учебно-методическое пособие.
  3. Государственные символы России. Иллюстративно- дидактический материал. Ривина Е.К. Ерохина Е.Л.
  4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Б. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс,2000.
  6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007
  7. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ.-М.,2007
  8. Правовое воспитание. Старшая и  подготовительная группы Разработка занятий./ Сост.Р.А. Жукова/. – ИТД «Корифей» 2008.
  9. Интернет ресурсы:  http://nsportal.ru/, http://festival.1september.ru/  http://www.maam.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание патриотизма у дошкольников через знакомство с малой Родиной"

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений о методах воспитания патриотизма у детей средней группы детского сада через знакомство с малой Родиной...

Воспитание патриотизма у дошкольников через формирование любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

В связи с актуальностью вопроса  воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к...

«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

"Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...