Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки.
учебно-методический материал

Гурова Екатерина Павловна

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма, уважение к культурным традициям мордовского народа средствами музыки.

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Этнокультурный компонент внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России – Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и др. В частности, в Республике Мордовия одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование у дошкольников бережного отношения к культуре и языку мордовского народа. В республике функционируют детские сады, где в рамках национально-регионального компонента осуществляется изучение родных языков мордовского народа - мокшанского и эрзянского, которое строится с опорой на языковые, культурные, исторические традиции народа.

С целью обновления современного дошкольного образования была разработана программа «Валдоня», которая предполагает следующие направления работы по реализации национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики Мордовия: художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, мордовского прикладного и изобразительного искусства; физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, их знакомят с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством народных мастеров и умельцев, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Прослушивая художественные произведения (сказки, истории, пословицы, загадки) дети знакомятся с красотой, выразительностью языка, мелодичностью повествования событий. В результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Этнокультурный подход все чаще находит воплощение в практике дошкольного образования.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Им очень важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии.

В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Малыши приходят туда как в сказку: все предметы необычные да расписные. Все потешки и прибаутки, которые разучивались в группе, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей. Непонятные и даже забытые слова станут для детей знакомыми и родными.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данной проблеме включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., т.к. воспитывает в ребёнке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.

Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Услышанные детьми произведения фольклора вызывают реакцию детей, что оказывает значительное влияние на их понимание: ребёнок быстрее и лучше усваивает и запоминает наиболее яркое, впечатляющее, какими и являются жанры фольклора.

Нужно стремится использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараться раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом мордовского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, доброты.

Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляю как с полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, применяя новые формы работы: консультации, беседы, открытые занятия, праздники, утренники.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов.

Тема: « Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов».Дошкольное детство – важнейший перио...

Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"

Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивае...

Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»

Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций своего народа»

   Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколе...

«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»

Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...

Доклад "Воспитание патриотизма и уважения к культурным традициям Мордовского народа средствами музыки"

Этнокультурное воспитание является целостным процессом передачи личности культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является....