Воспитание патриотизма у дошкольников
презентация к уроку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_u_doshkolnikov.pptx | 886.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить любовь», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать . Совершенно ясно, что если граждане не будут с ответственностью относиться к своей стране — у этой страны не будет будущего . Вопрос о патриотизме не вызывает удивления у тех, кто понимает, что он сам — часть своей страны и своего народа.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Предмет исследования: особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Цель: определить условия, средства, способствующие воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи: Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования. Раскрыть сущность понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Изучить возможности игровой деятельности и использования народной культуры для патриотического воспитания дошкольников. Изучить возможности литературы, как средство патриотического воспитания в дошкольном возрасте. Методы исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.
Понятие о патриотизме - «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978 ); - «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989); - «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов . Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993); - «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993 ); - «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002); - «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
Задачи патриотического воспитания - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; - формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Виды патриотического воспитания - военно-патриотическое воспитание; - героико-патриотическое воспитание; - национально-патриотическое воспитание; - гражданское воспитание; - гражданско-патриотическое воспитание.
Формирование патриотизма Патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Влияние игровой деятельности на воспитание патриотизма у детей Данная цель достигается через решение следующих задач: - познакомить детей с сюжетно – ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма. - приобщать дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность; - организовать взаимодействие с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию детей;
В результате организации игровой деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию, дети узнают историю страны, историю родного города, символику отражающие герб, флаг страны, области и города, имена тех, кто прославил нашу Родину. Дошкольники называют улицы, на которых живут, стараются узнать историю названия своей улицы, с удовольствием играют в сюжетно – ролевые и дидактические игры, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма.
Использование народной культуры в патриотическом воспитании Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине . Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.
Фольклор как средство приобщения к истокам народной культуры Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям
Цели программ по патриотическому воспитанию 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию 2. Сформировать комплекс нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания. 3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи 4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России 5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага. 6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Современные программы патриотического воспитания в России Моя Родина – Россия. Цель программы — знакомство и приобщение детей к культуре и истории своей Родины, ее героическому прошлому и богатому наследию, воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей страны, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны и, как следствие, привитие любви к Родине, через любовь к своему краю, городу, семье . Дети – будущее Кубани. Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Заключение Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора
Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О РОДНОМ ГОРОДЕ ИШИМЕ КАК ПУТЬ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ"
ИНФОРМАЦИЯ О РОДНОМ ГОРОДЕ КАК ПУТЬ К ПАТРИОТИЗМУ...
Воспитание патриотизма у дошкольников
Информация для родителей по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма....
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....
Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"
Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...
Воспитание патриотизма у дошкольников. Консультация для воспитателей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и б...