Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования
статья ( группа) по теме
Шагая в ногу со временем, современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам воспитателя. Человек, работающий с детьми, непременно должен любить детей, быть добрым, понимающим, ответственным, требовательным, объективным, чутким, эмоциональным, терпеливым, самокритичным и с объективной самооценкой. Профессиональные качества такого педагога - это наличие когнитивных способностей, адаптивный компонент, владение здоровьесберегающими технологиями, коммуникативная компетентность, социальные качества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 301»
г. Нижний Новгород
Шмырова О.А.
Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития дошкольного образования.
XXI век – период усовершенствования системы образования в России. Вступление в силу новых нормативных документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта выводит дошкольное образование на новый уровень – уровень общего образования. ФГОС предъявляет новые требования к профессиональной компетентности педагога, отличные от настоящего уровня. В связи с этим появилась необходимость в создании документа, регламентирующего единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Таковым является приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который вступил в силу с 01 января 2015 года. Вследствие этого, требования к профессионализму педагогов дошкольных образовательных учреждений возрастают.
Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольной организации во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в рамках воспитательного и образовательного процессов. Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Значимость коммуникативной компетентности, как важной характеристики педагога дошкольного учреждения, декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню.
В рамках теоретического подхода одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А. Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская), другие – как часть более широкого понятия (В.Н. Куницина, В.А. Спивак), третьи – как часть других видов компетенций и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю.М. Жуков), четвертые – как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н. Емельянов).
Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной компетентности: разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л.А. Петровская, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В. Сидоренко, С.И. Макшанов), реализуют программы повышения коммуникативной компетентности (Г.Н. Николаева, Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова и др.), предлагают практические рекомендации для эффективного общения (И. Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков).
Показатели сформированности коммуникативной компетентности воспитателя ДОО:
- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
- владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект - знакомство с понятием «коммуникативная компетентность педагога»; владение системой знаний об основных категориях и понятиях профессионального общения, его видах и функциях; о стилях общения);
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
- отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно – смысловой аспект);
- эмоционально – волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности ( умение ясно и точно излагать свои мысли, владение средствами невербального общения, умение слушать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации).
Все составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Критерии развития коммуникативной компетентности должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения: умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.
Е.А. Климовым были выделены основные особенности коммуникативной компетентности педагога:
- умение руководить, учить, воспитывать;
- умение слушать и выслушивать; широкий кругозор;
- речевая (коммуникативная) культура;
- душевная направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именного его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной;
- проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;
- эмпатийность;
- наблюдательность;
- умение разрешать нестандартные ситуации;
- высокая степень саморегуляции.
Для самооценки профессиональных коммуникативных знаний воспитателей была можно использовать методику Б.А. Федоришина, В.В. Синявского.
Для оценки уровня развития коммуникативных умений по регуляционно-коммуникативному критерию уместен тест коммуникативных умений Л. Михельсона – методика оценки реакции личности на различные ситуации общения, определяющий ведущий тип поведения: «зависимый», «агрессивный» или «компетентный». При оценке уровня развития эмоционального компонента можно использовать тест общительности В.Ф. Ряховского. Методика «Выявление способности педагога к саморазвитию» В.И. Зверевой, Н.В. Немовой поможет выявить проявления потребности воспитателя к саморазвитию.
Можно сделать вывод, что формирование коммуникативной компетентности у педагогов ДОО протекает наиболее эффективно при соблюдении комплекса педагогических условий: развитие у педагога определенных личностных коммуникативных качеств (доброжелательности, эмпатии, толерантности, коммуникабельности, рефлексии); профессионально значимых коммуникативных качеств (владение нормами литературного языка, культуры речи; знание формул речевого этикета); разработаны комплекс тренинговых упражнений, включающий моделирование ситуаций, групповую дискуссию, ролевые игры; комплекс обучающих семинаров, включающий дискуссии на тему: «Какой педагог нам нужен?», «Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагога ДОО»; практикумы на тему: «О слагаемых коммуникативной компетентности», «Составление программы по самообразованию».
Список литературы 1.Асаева И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. - №5 (53).
2.Атмахова JI.H. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореф. дис. . канд.пед.наук / JI. Н. Атмахова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006.
3.Виноградова И.А. Коммуникативная компетентность в социализации личности // И.А. Виноградова. – Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т. им. Н.И. Лобачевского, 2002. 4. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1. С. 72-81
5. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А.А.Майер // Основы педагогического менеджмента. — 2007.-№ 1. 6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва 7. Профессиональный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. 8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. .
9. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3. С. 4-8 10. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск. — 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования"
Сеогдня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...
«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»
В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе развития образования.
В данной статье представлены основные инновационные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Данные методы активно используются в дошкольной образовательной организации, г...
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»
Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования»Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового ...
Профессиональная компетентность педагога - главный ресурс современного качества образования.
Профессиональная компетентность педагога - главный ресурс современного качества образования....
«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...