Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе развития образования.
статья
В данной статье представлены основные инновационные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Данные методы активно используются в дошкольной образовательной организации, где я являюсь педагогом-психологом, и направлены на вовлечение членов семьи в жизнь детского сада, тем самым позволяя им становиться активными участниками образовательного процесса. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semya.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи на современном этапе развития дошкольного образования.
Евдокимова Екатерина Александровна
Педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 2 «Капитошка»
г.Железногорск, Курской области
Усовершенствование системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательного процесса, к уровню качества образовательных услуг. [3]
В последние десятилетия особенно остро встала проблема взаимодействия семьи и детского сада, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности ребенка.
В настоящее время в основе взаимодействия семьи и детского сада находится понимание того, что за воспитание детей несут ответственность родители или законные представители, а дошкольная организация лишь дополняет их воспитательную деятельность. [1]
От согласованных действий дошкольной организации и родителей будет зависеть качество воспитания детей, их обучение и развитие.
Приоритет семейного воспитания требует иных отношений семьи и ДОО. Это прежде всего сотрудничество, взаимодействие, основанные на доверительных отношениях, где никому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать, указывать.
Воспитательный процесс должен стать более свободным, дифференцированным. Взаимодействие родителя и дошкольной организации должны строиться прежде всего на доверительности. Смысл совместной деятельности – это самопознание, преодоление эгоцентризма, способность к пониманию других людей, личностное развитие через многообразие форм совместной деятельности. [1]
К сожалению, в настоящее время многие педагоги, в дошкольной организации, придерживаются былых форм взаимодействия с родителями воспитанников и не применяют широкого арсенала современных методов, средств и форм взаимоотношений с семьей.
Чтобы выполнять работу в соответствии с новыми требованиями, педагог и сам должен измениться: открывать для себя новые возможности, заниматься самообразованием, быть готовым и способным к инновациям. Кроме перечисленных навыков педагог прежде всего человек, который должен уметь работать в команде, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, быть инициативным.
В связи с новыми требованиями системы дошкольного образования, активно разрабатываются и применяются инновационные формы работы с семьей. Данные формы работы ориентированы на еще большую вовлеченность родителей в жизнь детей. [4]
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении дошкольного учреждения открытой системой. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть участие в выставках, конкурсах, различного рода мероприятиях, оснащении педагогического процесса. Данные мероприятия, проведенные совместно с родителями, очень интересны детям. Дошколята радуются участию родителей в их жизни. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.
Инновационными формами взаимодействия семьи и детского сада являются следующие:
1.Взаимопонимание и взаимоинформирование:
- Анкетирование и тестирование родителей по разнообразным темам дошкольного воспитания;
- Информационные стенды.
2.Непрерывное образование воспитывающих взрослых:
- Семинары, практикумы, тренинги, мастер-классы для родителей воспитанников;
3.Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:
- Семейные театры;
- Семейный абонемент;
- Семейная ассамблея;
- Проектная деятельность;
- Семейный календарь;
- Семейные художественные студии;
- Официальный сайт детского сада в сети «Интернет». [4]
Благодаря всему этому родители активно участвуют в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду. Педагоги помогают достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата, сформировать оптимальные детско-родительские отношения, принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей. [4]
Коллектив детского сада постоянно должен находиться в режиме развития и представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава семьи, их воспитательные запросы. В зависимости от этого специалисты должны менять формы и направления работы детского сада с семьей. [2]
Если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из пассивных участников воспитательного процесса станут активными помощниками воспитателя. Такие отношения между семьей и детским садом станут доверительными, так как будут строиться на взаимопомощи и взаимоуважении.
Таким образом можно сделать вывод о том, что внедрение инновационных форм работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие дошкольной организации с семьей. Использование современных форм работы с родителями дает возможность постепенно вовлекать членов семьи в жизнь детского сада, тем самым делая их активными участниками образовательного процесса.
Список литературы
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями– М.: Сфера, 2002. – С. 114.
3.Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. – М.: Просвещение, 2015. – С. 126.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.
В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...
«Современные технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи»
Процесс вхождения России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными у...
"Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей:современный взгляд"
Эссе на тему "Взаимодействие дошкольной организации с семьей: современный взгляд"...
Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников с ОВЗ".
консультация для педагогов...
Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе
Главным институтом воспитания ребенка является семья. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не ...
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье» ...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»
laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...