Профессиональная компетентность педагога - главный ресурс современного качества образования.
учебно-методический материал на тему

Киваева Наталья Анатольевна

Профессиональная компетентность педагога -  главный ресурс современного качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20_marta_sdat.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога -  главный ресурс современного качества образования

                                                                                        «Образование – важнейшее из земных благ, если   оно наивысшего качества.  В противном случае оно совершенно бесполезно».

                                                                                                      Р. Киплинг

                                                                                                                                                                                    В самом общем виде под качеством образования сегодня понимается мера соответствия результатов образовательного процесса представлениям о том, какими должны быть результаты образования и каким целям они должны служить.

Есть множество подходов к структуре факторов, влияющих на качество образования. Первое. Понятие качества образования включает в себя: качество целей, нормы; качество условий; качество образовательного процесса; качество конечных результатов. Следовательно, согласно этой схеме в системе факторов – личность и профессионализм педагога. Вторая трактовка включает в себя создание условий для обновления форм организации и содержания образовательного процесса.

Итак, что же следует понимать под компетентностью? Обратимся к базовому определению, приведённому в словаре иностранных слов. Компетентность: 1) обладание компетенцией; 2) знания, сведения в определённой области. Компетентный: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области.

Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, одним из первых предложил определение педагогической компетентности. По мнению учёного, компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога определяется его готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Учёный выделил основные характеристики компетентности педагога. Это:

  • личностно-гуманистическая ориентация;
  • способность к системному действию в профессионально-педагогической ситуации;
  • ориентация в предметной области;
  • владение современными педагогическими технологиями;
  • взаимодействие с информацией и передача учебной информации;
  • креативность в профессиональной сфере;
  • наличие рефлексивной культуры;
  • эмпатия;
  • толерантность.

Профессор С.Г. Вершловский утверждает, что профессионально-педагогическую компетентность можно охарактеризовать, как способность педагога оперативно решать возникающие проблемы и задачи на основе знаний и опыта, приобретаемых в процессе познания. Компетентность, по его мнению, означает устойчивую способность к деятельности со знанием дела.

В работах А.В. Хуторского понятие «компетентность» рассматривается как обладание соответствующими компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и личностного совершенствования.

Компетентность – это интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

     Профессиональная компетентность – это обладание знаниями, умениями и опытом, необходимыми для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Компетентность педагога не только является важным условием успешности его профессиональной деятельности, но и непосредственно связана с качеством результата образовательного процесса.

Напомним, качество образования – совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих воспитанников, общества, заказчиков на образование.

Профессиональная компетентность - это готовность к решению профессиональных задач.  

Педагогическая компетентность включает в себя методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетенции. Ускорение социально-экономических процессов сильно изменяет жизнь человека в обществе так, что опыт прошлых поколений не всегда эффективен в современной жизни. Мы знаем, что информационные возможности наших воспитанников сегодня расширены за счет «всемирной паутины» Internet, поэтому важно идти в ногу с его проблемами, потребностями, интересами, особенностями возраста.

  Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным.

 По этой причине педагогическая деятельность является по природе своей творческой деятельностью, а воспитатель — профессионалом, непрерывно анализирующим свою работу. Чем выше профессионализм воспитателя, тем выше его готовность и способность к изменению   системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым педагог может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности педагога.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Однако эта связь неоднозначная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К. Д. Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться».

 Итак, что же следует понимать под компетентностью? Обратимся к базовому определению, приведённому в словаре иностранных слов. Компетентность: 1) обладание компетенцией; 2) знания, сведения в определённой области. Компетентный: 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области.

Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, одним из первых предложил определение педагогической компетентности. По мнению учёного, компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога определяется его готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Профессор С.Г. Вершловский утверждает, что профессионально-педагогическую компетентность можно охарактеризовать, как способность педагога оперативно решать возникающие проблемы и задачи на основе знаний и опыта, приобретаемых в процессе познания. Компетентность, по его мнению, означает устойчивую способность к деятельности со знанием дела.

В работах А.В. Хуторского понятие «компетентность» рассматривается как обладание соответствующими компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и личностного совершенствования.

Компетентность – это интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

 Профессиональная компетентность – это обладание знаниями, умениями и опытом, необходимыми для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Компетентность педагога не только является важным условием успешности его профессиональной деятельности, но и непосредственно связана с качеством результата образовательного процесса.

Напомним, качество образования – совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих воспитанников, общества, заказчиков на образование.

 Система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности, в ХХ веке была предъявлена нашими выдающимися учёными А.С. Макаренко, Ю.П. Азаровым, Ю.А. Бабанским, Ю.А. Конаржевским и во многом отождествлялась, фокусировалась в понятие «педагогическое мастерство». «Всё в нашем педагогическом деле, – утверждал Ю.П. Азаров, – в конечном счёте, решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству».

Мастер – это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приёмами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний и кругозора. Это искусство общения с детьми.

 Понятие «профессиональная компетентность» так же не имеет единого определения. Так в словаре-справочнике терминов нормативно-технической документации «профессиональная компетентность — обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности». Психологический словарь трактует понятие профессиональной компетентности как отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении. Определение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования давали в своих работах многие ученые — А. М. Бородич, Р. С. Буре, А. И. Васильева, Е. А. Гребенщикова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. А. Панько, В. А. Петровский, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко и др. Анализ этих работ дает возможность выделить качества, которые должны быть в арсенале современного педагога:

— потребность в личностном развитии и креативность;

— мотивация и готовность к инновациям;

— принятие современных приоритетов дошкольного образования;

— способность и потребность в рефлексии.

Сорокина Т. М. понимает профессиональную компетентность педагога как единство его теоретической и практической готовности к реализации педагогической деятельности. В основе педагогической деятельности специалиста лежит компетентность, которая рассматривается автором как одна из ступеней профессионализма и понимается как способность на разных уровнях решать различные типы педагогических задач. Профессиональная компетентность современного педагога дошкольной организации представляет собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые дают ему возможность справляться с определенной программой и различными ситуациями, которые могут появиться в образовательном процессе дошкольной организации. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои общие и специальные способности, содействует практической реализации задач собственного развития.

Согласно ПРИКАЗА от 18 октября 2013 года N 544н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Трудовые действия :

-Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

-Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

-Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

-Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

-Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

-Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

-Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

-Формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

-Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

-Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

-Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

-Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Необходимые умения:

-Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

-Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

-Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

-Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

-Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

-Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Структура профессиональной компетентности педагога определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями в профессии, характеризующими его мотивы и предпочтения, умение ценить знания, опыт, отношения с людьми в профессии. Таким образом, повышение качества дошкольного образования находится в тесной зависимости от профессионализма педагогического коллектива. Современное состояние образования предъявляет требования профессиональной компетентности педагога, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОО.

Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта. Только путём самообразования и  творческих поисков педагог  придёт к своему мастерству. Сформированность  профессиональной компетенции даст  возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

                                                                                                                                                                                                                                 

Список литературы

  1. Профессиональная компетентность педагога / Под редакцией Л.А. Густокашиной. – Пермь, 2007.
  2. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург, 2003.
  3. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества / Под общей редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург, 2003.:

4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Электронный портал «Гарант». — URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1

5. Клюева Е. В., Корешкова М. Н. Гуманитаризация методической подготовки будущих педагогов дошкольного образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2014. — № 2. — С. 76–83.URL:http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/klyueva_koreshkova.pdf

6. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 96 c.469“Young Scientist”  .  # 24 (128)  .  November, 2016 Pedagogy Pedagogy

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/ 5. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в 21 веке // Педагогика. — 2013. — № 1. — С. 3–16.

7. ПРИКАЗ от 18 октября 2013 года N 544н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

«Модель повышения профессиональной компетентности педагога как средство управления качеством дошкольного образования»

Новые требования, предъявляемые сегодня к деятельности дошкольной образовательной организации в условиях модернизации, ориентируют руководителей на поиск новых, эффективных путей управления....