Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию. Тема:"Звуки весны"
методическая разработка (старшая группа) по теме
В данном конспекте представлен вариант экологической игры.
Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Для того чтобы преодолеть трудности в обучении окружающему миру, в своей работе педагог использует такие формы и методы обучения, которые отвечают возрастным способностям детей, развивают познавательную активность.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Специфика экологических знаний состоит в том, что эти знания базируются на системе знаний из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение дошкольниками своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию.
Экологическая культура- это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию
Тема: « ЗВУКИ ВЕСНЫ»
Цель: развитие сенсорного восприятия
Предварительная работа:
- Рассмотреть с детьми картины с изображением природных явлений весны, провести беседы по их содержанию; познакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками, сказками «Медведь и солнце», «Камень, ручей, сосулька и солнце», «Заюшкина избушка», «Белый и черный»; рассказами В.Бианки о птицах и животных).
- Научить детей играть в дидактические игры: «Что я слышу?», «Приятные и неприятные звуки», «Какой у инструмента голос?».
- Провести вместе с детьми опыты, демонстрирующие взаимосвязь природных явлений.
Материалы:
1. Конверт с «письмом от сороки».
2. Игровая «тропинка», выложенная из камешков, шнура, поролонового коврика, пластин с аппликаторами Кузнецова для массажа ступней, ребристой доски.
3. Подборка иллюстраций о весне (4—5 штук).
4. Звукозапись музыкального произведения П. Чайковского «Весна», звукозапись «Весенние голоса птиц».
5. Фланелеграф с изображениями перелетных и зимующих птиц (7—9 видов).
6. Поднос, на котором выложены ветки, шишки и кусочки коры ели и сосны, ветки и береста березы, кустики брусничника.
7. Большой игрушечный медведь, накрытый белой тканью, бочонок, в котором в полиэтиленовых пакетах сложены: набухшие почки, оттаявшая земля, баночка с медом. Непосредственно перед занятием землю надо залить горячей водой для усиления запаха.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель изображает, будто заметил в окне что-то необычное.
Воспитатель: Дети, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:
«Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет».
Ребята, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся вот по этой тропинке (указывает на заранее выложенную дорожку).
В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти по ней придется
Нам, ребятки, босиком!
Звучит музыка. Дети разуваются и по очереди проходят по «тропинке».
Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что вы видели по дороге? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказывать так, чтобы все поверили: вы действительно шли к лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шел босиком по мху и т.п.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель подводит детей к выставке с репродукциями, на которых изображена весна.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои!
В какой лес мы пришли?
Дети: В весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинах?
Дети: Весна.
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: Теперь и я вижу на всех картинах улыбку весны.
Звучит звукозапись «Весенние голоса птиц».
Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Каких птиц вы узнали по голосу? Покажите их на фланелеграфе. Молодцы! А теперь расскажите, какие растения растут в нашем лесу.
Воспитатель предлагает детям обследовать предметы, лежащие на подносе, — ветки деревьев, шишки, кусочки коры, мха — и называть растения, которым они принадлежат.
А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширмой и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: перебирает ветки, постукивает ими, надламывает толстые и тонкие веточки. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть. Над ширмой появляется кукла — Лесовичок.
Лесовичок: Вы зачем в лес пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костры разжигать?
Дети и воспитатель: Что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом полюбоваться!
Лесовичок: А как вести себя в лесу, знаете?
Дети: Да!
Лесовичок: Тогда ответьте, что обозначают эти знаки?
Лесовичок показывает детям запрещающие знаки: ветки не ломать, гнезда не разорять, костры не разжигать. Дети объясняют их значение.
Лесовичок: Порадовали вы меня, ребята! Мне даже поиграть с вами захотелось. Знаете такую игру «Что я слышу?»?
Дети: Знаем.
Игра «Что я слышу?»
На столе прикрыты салфеткой водяной свисток, фольга, чайник с водой, три разных сосуда для переливания воды (чашка, тарелка, банка), платформа с ячейками (вкладыш из конфетной коробки или платформа для заморозки льда). Выбирается водящий. Другие играющие закрывают глаза. Водящий выбирает себе предмет, с помощью которого издает звуки. Все пытаются догадаться, что это был за предмет, а потом говорят, что им напоминают эти звуки. Затем выбирается другой водящий.
Лесовичок: Здорово мы с вами поиграли! Ну, мне по своим делам пора. А вы погуляйте в лесу. Здесь много интересного! (Скрывается за ширмой.)
Воспитатель натыкается на «снежный холмик».
Воспитатель: А это что такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают игрушечного медведя, лежащего на боку.
В лесу уже весна, а медведь еще спит в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его — расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
Воспитатель и дети:
Весна, весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колокольнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
Воспитатель: Медведь зашевелился! (Медведь «вылезает» из берлоги.) Он говорит, что у него есть для вас подарки, а что за подарки — нужно по запаху догадаться.
Воспитатель достает из бочонка два мешочка. Дети закрывают глаза и пытаются по запаху определить их содержимое.
Воспитатель: В первом мешочке — набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке — земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего огорода. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, а я вас угощу. Какое на вкус угощенье? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: Сладкое, мягкое. Это мёд!
Воспитатель: Конечно, мед! Посмотрите-ка, медведь удивляется, что вы так быстро разгадали его загадки!
Вот и подошло к концу наше необычайное путешествие в лес за весенними чудесами. По нашей необычной тропинке возвращаемся домой.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Весна». Дети снова по очереди проходят по «тропинке».
Воспитатель: Теперь мы знаем, что весну можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать ее чудесный аромат. А главное чудо — сам лес, всегда неповторимый, изменяющийся, таинственный и красивый. И только самым внимательным, любознательным лес открывает свои тайны, а весна дарит свои улыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию "На Олимпе"
Олимпийские игры. Конспект составлен с использованием мнемотехники....
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы "Каменный цветок"
Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Измерение длины».
Упражнять в измерение с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной, усло...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы «Рыбка зовет на помощь!»
Обобщение представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём). Развивитие умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в сост...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по физическому развитию на тему: « ПРОГУЛКА КОЛОБКА ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
ЦЕЛЬ: Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма. Задачи: Закреплять выполнение знакомых упражнений на фитболе в положении сидя и лёжа, сохраняя правильную ос...
Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию в средней группе по теме: «Угроза исчезновения животных.Создание красной книги» с использованием кейс-технологии
Познакомить учащихся с редкими животными, занесёнными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательны...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию
Цель: развитие сенсорного восприятия...