Опытно-экспериментальная деятельность: "Вода и её свойства"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста способствует активному познанию окружающего мира, проявлению исследовательской активности,
овладению способами практического взаимодействия с окружающей средой, становлению самостоятельности и творческого отношения к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и её свойства».
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
-поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
-Развивать у детей познавательные способности (анализ, классификацию, сравнение, обобщение), мышление и речь – в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
-Познакомить детей со свойствами воды, через опытно-экспериментальную деятельность,
-Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
-Продолжить формирование выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Содержание проекта:
- Дети послушайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая?
Правильно дети – это вода. - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты, эксперименты). Давайте мы с вами сегодня превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. Дети закройте глаза. Воспитатель произносит слова: вокруг себя повернись, в лаборанта превратись (Детям одеваются фартуки). Ребята, а давайте вспомним правила работы при экспериментировании:
- аккуратно пользуйся емкостью для воды
- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе,
- подтирай разлившуюся на стол воду.
Добрый день, дорогие коллеги, для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Наши лабораторные столы готовы к работе, занимайте все свои рабочие места.
1 опыт: Уважаемые исследователи, приступим.
Подойдите к столу №1.
У каждого из вас приготовлены стаканы с разными веществами. В одном стакане клей, назовите вещество в другом стакане (вода) Перелейте воду из стакана в розетку, а теперь обратно в стакан. Почему вода льется? Какая она? (Ответы детей) (Вода жидкая.) Теперь перелейте клей из стакана в розетку. Почему клей не льется? (Ответы детей.) Сделайте вывод о том, какая вода с помощью этой схемы: «Она жидкая, может течь» Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? Что происходит с водой? Она льется. Почему вода льется? (потому что она жидкая). Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. Значит, мы с вами установили что вода – жидкое вещество.
2 опыт: Перейдём к следующему столу № 2. Дети, что налито в ваших стаканах? (Дети называют) Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают). Почему ты выбрал эту полоску? Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. Даша, ты нашла такую полоску? (Нет) Есть у воды цвет? (нет)
Открою вам, друзья, секрет,
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.
Следовательно, как мы можем сказать о воде? (Она бесцветная.) У каждого из вас есть чайные ложки. Опустите одну ложку в стакан с молоком, а другую в стакан с водой. Видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы можем сказать о воде? Какая она? (Прозрачная.) Посмотрите на схемы, которые помогут нам сделать вывод из опыта. (Показ карточек и вывод) – 2-3 ребенка. Подумайте и вспомните, где еще мы можем увидеть, что вода прозрачная и бесцветная.
3 опыт: Переходим к столу под №3. Уважаемые исследователи, возьмите трубочку и попробуйте воду из стаканчика. Какая она? Есть ли у воды вкус? Значит, у чистой воды нет вкуса. Положите в первый стакан сахарный песок, в другой соль, а в третий стакан муку. Попробуйте воду в первом стакане. Какая вода? (сладкая). Кто догадался, какая вода на вкус во втором стакане? (соленая). Какая вода в третьем? (мутная).
Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.
Делать научные открытия, дело не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши ученые?
Физкультурная минутка
Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.
Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.
Мимо тучка пролетала. На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч. В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес, И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз, Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки – Превратились все в дождинки.
Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!
4 опыт: - Отдохнули, а сейчас подойдите все к столу №4. (стоят емкости с холодной и теплой водой.) Потрогайте, какая здесь вода? А здесь? (холодная, теплая) Вода меняется в зависимости от температуры. Где в природе вода бывает еще теплой? (летом, когда нагревает солнце?). А может ли вода быть твердой? При высокой температуре вода нагревается, при низкой замерзает и превращается … в лед. Предлагаю вам взять в руки лед и рассказать о нем. А теперь положите все свои льдинки в теплую воду. Значит, вода может быть жидкой и твердой. Предлагаю взять из теплой воды свои льдинки. Что случилось? Почему?
5 опыт: Итак, переходим к более сложному опыту. Перед вами на столе стоят ёмкости с пресной водой (т.е. с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить. Возьмите в руки яйцо и опустите в ёмкость с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь во второй ёмкости мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет).
Это - потому, что солёная вода тяжелей пресной. Поэтому плавать в море легче, чем в реке. А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в солёную воду немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду). Итак, уважаемые исследователи, проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Мы узнали, что вода – это жидкое тело, не имеет вкуса и цвета, она прозрачная, может быть растворителем для некоторых веществ, может быть жидкой и твердой. Итог подводим, используя схемы.
Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода нужна везде и всегда. К воде нужно относиться бережно. На этом наши эксперименты пока закончены. Кто из вас сегодня сделал для себя открытие? (ответы детей).
За хорошую работу наши учёные награждаются медалями.
Вокруг себя повернись, и в детишек превратись. Всем спасибо за работу.
Ресурсы и условия реализации проекта:
В группе 5 зон для пяти опытов с подготовленными столами, фартуки на каждого ребенка. На каждого ребенка по одному стакану с молоком и с водой, палочка или ложки и набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). На столе на каждого ребенка по одному стакану с водой, по одному стакану с клеем и по одной розетке. На столе ёмкость для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, цифры столов. Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю перед самым началом занятия. По 3 стакана на каждого ребёнка, ложки чайные, соломинки для коктейля, песок сахарный, соль, мука, яйца, по 5 столовых ложек соли, схемы опытов, пресная вода. Все ёмкости не стеклянные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воды»
Предлагаю Вашему вниманию конпект занятия по опытно-экспериментальной деятельности, в котором дети с удовольствием принимали участие....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий. Тема: «Снег и его свойства».
Целью конспекта НОД с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий на тему "Снег и его свойства" является формирование у детей 4-5 лет первоначальных представле...
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего возраста "Свойства песка"
Интересный эксперимент с песком....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...
Опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха "поможем медвежонку Винни-Пуху"
Конспект опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха.Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с понятием "воздух" через детское экспериментирова...